Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Antoshkin.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Программой социологического исследования определяется его структура, призванная обеспечить перевод исходных положений социологической науки на язык операциональных определений и процедур исследования; наметить пути теоретического обобщения эмпирических данных с таким расчетом, чтобы вновь полученные факты могли служить дальнейшему развитию науки и выработке практических рекомендаций в области социального управления.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, научного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез.

Краткая характеристика основных элементов программы.

Элементы программы социологического исследования включают в себя – постановку проблемы и проблемной ситуации, цели и задачи исследования, определение объекта и предмета исследования, интерпретацию (теоретическую и эмпирическую) понятий, операционализацию понятий, выдвижение гипотез и их проверку, стратегический план исследования, рабочий план исследования, подготовку исполнителей.

Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Проблема – это противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Проблема обязательно должна нести в себе элемент новизны, представлять пока не решенную задачу. Для обоснования и формулировки проблемы очень важно знать, что уже известно о ней, а что – пока нет. Определяет также и вид исследования, будет ли оно разведывательным, описательным или аналитическим. Для разработки проблемной ситуации необходимо следующее: 1) сформулировать общую проблему исследования, которая поможет в постановке его цели; 2) детализировать ее, расчленить на совокупность частных проблем, которые позволят определить задачи исследования; 3) уточнить уровень разработанности данной проблемы в теории и практике прикладных социологических исследований Это обстоятельство повлияет на формулировку гипотез исследования.

Объект и предмет. Вслед за формулировкой проблемы необходимо определить объект и предмет исследования. Объект социологического исследования – деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.

При описании объекта должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность, функциональная направленность, временные границы. Предельно конкретное описание объекта исследования – важнейшее требование при составлении программы. Уровень точности в описании объекта влияет на разработку всех остальных ее элементов: формулировку предмета, цели, задач, гипотез, обоснование методики. 

Единицей наблюдения - исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой социальной проблемы выбран. Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и связей.

Цель и задачи. Цель задает общую направленность исследования и представляет собой проект деятельности по достижению результата. Цель – это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы. Цель ориентирует на конечный результат, является его моделью.  Одно из важнейших требований к определению цели – четкость и краткость формулировок.

Если цель в исследовании бывает, как правило, одна (нет необходимости вводить неосновные цели), то задач – несколько, и все они так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Характер задач зависит от содержания цели; если последняя является прикладной (практической), то и задачи будут такими же. Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основными, так и не основными (частными).

Теоретическая интерпретация понятий. Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операциональный анализ основных понятий, который часто принято называть процедурой их интерпретации. В социологии выделяют три вида интерпретации: теоретическую, эмпирическую и операциональную. Смысл теоретической интерпретации в том, чтобы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями.  1) выделение базовых понятий, отражающих предмет исследования; 2) вычленение понятий меньшей степени общности, установление их связи с базовыми; 3) формирование единой и целостной непротиворечивой системы понятий, отражающей существо предмета исследования.

Эмпирическая интерпретация понятий. Эмпирическая интерпретация предполагает переход от теоретического понятия к процедурам его измерения на конкретном объекте. Это означает, что для каждого понятия нужно подобрать такие эмпирические показатели (индикаторы), которые позволили бы его количественно измерить.

Показатели и индикаторы соотносятся как общее и частное: индикаторы конкретизируют показатели и позволяют непосредственно осуществлять процедуру измерения.

Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов.

Операциональная интерпретация. Она представляет собой технику исследования. Предполагает: выбор или построение наиболее подходящей шкалы измерения для разработанных социологом индикаторов; выбор оптимальных методов сбора первичной социологической информации, которые позволят провести процедуру измерения; подбор техники преобразования и анализа информации.

Индикаторы могут служить измерительным инструментом только тогда, когда определенным образом организованы. Этим способом организации индикаторов являются шкалы. В социологических исследованиях используются разные шкалы.

Операциональная интерпретация предполагает также решение вопросов, связанных с обработкой и анализом полученных данных. К процедурам операциональной интерпретации относится и выбор методов анализа информации. Это могут быть различные методы статистического анализа Они обязательно сопровождаются логическим анализом, содержательной интерпретацией получаемых данных.

Oпeрационализация понятий — это специфическая, научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием.

Системный анализ объекта. - структурирование, «разложение» изучаемой нами проблемы на составные части, чтобы уточнить, детализировать наши представления об объекте, установить его причинно-следственные и функциональные связи. Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Выдвижение и проверка гипотез. Вслед за системным анализом объекта формулируются гипотезы исследования. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые нужно или подтвердить, или опровергнуть. Как правило, любое исследование строится на предварительных предположениях, без них трудно целенаправленно вести изучение проблемы. виды гипотез: на описательные (предположения о структуре объекта), объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта) и прогнозные (предположения о тенденциях развития, этапах становления объекта). Гипотезы характеризуют изучаемый объект с точки зрения его структуры, функций, факторов, генезиса, поэтому можно выделить следующие виды гипотез: структурные (предположения об элементном составе объекта), функциональные (предположения о функциях объекта), факторные (предположения о системе факторов, обусловливающих существование и развитие объекта), генетические (предположения об этапах становления объекта). В зависимости от задач исследования выделяют гипотезы-основания (они соотносятся с основными задачами) и гипотезы-следствия (они формулируются в соответствии с частными задачами, конкретизирующими основные). Доказательству с помощью эмпирических данных подлежат только гипотезы-следствия. С помощью гипотез-следствий делают вывод о гипотезе основания. Если все гипотезы-следствия подтвердились, то гипотеза-основание доказана.

Стратегический план исследования. Выделяют четыре стратегии осуществления исследовательского поиска и, следовательно, четыре типа стратегического плана: разведывательный, описательный, экспериментальный, план повторно-сравнительного исследования.

Разведывательный план. Применяется, когда об объекте практически нет информации. Цель - выявление предметного проблемного противоречия; - формулировка проблемной ситуации; - структурирование объекта исследования; - выдвижение гипотез исследования. Разведывательный стратегический план применяется, когда область исследования нова, теоретических разработок по ней недостаточно, объект исследования малоизучен или представляет собой новое социальное явление.

Описательный план. Описательный стратегический план возможен, когда информации об объекте изучения и проблемной ситуации достаточно для выдвижения описательных гипотез (т.е. предположений о состоянии, структуре и функциях изучаемого объекта).

Экспериментальный план. Цель– изучение причинно-следственных связей объекта, факторов, которые обусловливают его функционирование и развитие. Экспериментальный план реализуется в том случае, когда объект тщательно и детально изучен на эмпирическом и теоретическом уровнях, что дает возможность сформулировать объяснительные гипотезы (т.е. предположения о причинно-следственных связях объекта исследования, означающие возможность проникновения в его сущность). Экспериментальный план, как правило, подразделяют на две разновидности: экспериментально-практический и аналитико-экспериментальный.

План повторно-сравнительного исследования. две цели – выявление тенденций развития и изменения объектов во времени и сопоставление, сравнение между собой объектов, имеющих различное пространственное расположение. План повторно-сравнительного исследования основывается на описательных и объяснительных гипотезах. Особые требования в рамках данного плана предъявляются стандартизации и унификации методик исследования, обоснованию методов. Опять же, в РКС даны немного другие дефиниции, хотя здесь они похожи с тем, что написано у Зборовского. Привожу их, потому что там более кратко и, возможно, пойдет на шпоры.

Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. три главные стратегии:

Панельные исследования. В этом случае изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.). Например, если в первый момент базовое исследование включало выборочной опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет мы обязаны найти этих, теперь уже бывших школьников и опросить их вновь. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения во всех социальных группах в целом.

Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. Необходимо обеспечить лишь их принадлежность к определенной социальной группе.

Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. Тогда задачей изучения может быть периодический опрос этой когорты при достижении ее членами 18, 20, 30 и т.д. лет.

Методический и рабочий план исследования. Методический план исследования предполагает обоснование методов сбора социологической информации, установление их связи с целями, задачами, гипотезами проекта, а также между собой. Например, если в исследовании используется метод интервью, то в методическом плане указывается, для реализации каких задач и гипотез он применяется, какие блоки вопросов интервью служит для их обоснования и разработки. В методическом плане устанавливается также взаимосвязь между методами сбора первичной информации, с одной стороны, и ее обработки и анализа – с другой.

Рабочий план представляет собой последовательное перечисление всех видов работ, которые будут выполнены в ходе исследования. Рабочий план – это способ решения уже не методических, а организационных проблем. В его содержание входит определение видов работ, этапов исследования, установление соответствующих временных границ, распределение финансовых средств и людских ресурсов, определение форм отчетности, указание их сроков.

Основными, звеньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных данных, полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов.

Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, Итоги этих исследований фиксируются в рабочих документах: составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных.

Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала на объекте.

Подготовка данных для обработки включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в программу.

Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Итоги исследования оформляются в виде отчета.

Отчет — определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования — выполняется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных.

Информация о работе Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование