Россия за постсоветский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:53, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы собрать известный материал и представить его в цельном виде, используя факты, статистические данные. И сделать свой субъективный вывод по данному периуду Российской истории.

Содержание

Введение
Радикальные экономические реформ
Социальные изменения
Преобразование политической системы
Внешняя политическая деятельность
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Россия постсоветская (А. М. Бесчетников).docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Домашняя  работа по Истории

«Россия за постсоветский период»

 

 

 

 

 

Выполнил:      студент гр. 8В21

  Бесчетников А. М.

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2012 г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Радикальные экономические реформ
  3. Социальные изменения
  4. Преобразование политической системы
  5. Внешняя политическая деятельность
  6. Список литературы

 

 

 

 

Введение

Постсоветский этап российской истории является одним из самых драматических в XX веке и связан с наиболее острыми и переломными собятиями в судьбе страны.

 

Падение коммунистического режима, межнациональные  конфликты, распад СССР, утрата влияния и престижа на мировой арене, становление новой политической системы с элементами демократии, рост преступности, экономический кризис - вот что определяет облик событий, произошедших в нашей стране, начиная с августа 1991 года.

 

Как ни странно, но именно этот период истории России вызывает наибольшие трудности в изучении. Эта проблема исходит из состояния самой исторической науки на тот период. Нужно время, чтобы отследить, проанализировать огромный фактический материал, достоверные данные, чтобы глубже и полнее определить характер состоявшихся социально-экономических и политических процессов. Облегчает ситуацию тот факт, что после августа 1991 г. сменились у власти политические режими, и поэтому сняты некоторые ограничения на отдельные источники.

 

Цель  данной работы заключается в том, чтобы собрать известный материал и представить его в цельном виде, используя факты, статистические данные. И сделать свой субъективный вывод по данному периуду Российской истории.

 

 

Радикальные экономические реформы

    1. Необходимость реформ

 

Роспуск КПСС после Августовского путча, прекращение существования СССР и переименование Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в Российскую Федерацию (РФ) в декабре 1991 г. еще не означали, что покончено с советским социалистическим строем. В 1992 г., стремясь выйти из затяжного кризиса, порожденного всей системой "развитого социализма", Россия вступила на путь радикальных реформ. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночной экономике, в основе которой лежат свобода товарно-денежных отношений и частное предпринимательство. Суть политических – в замене Советов отделенными друг от друга органами законодательной и исполнительной власти, избранными населением путем истинно демократических выборов.

 

К концу 1991 г. социалистическая система народного  хозяйства, слегка подновленная полурыночными мерами периода "перестройки", оказалась на грани краха. Стремительно нарастал дефицит бюджета, который правительство СССР пыталось покрывать внешними займами и выпуском ничем не обеспеченных бумажных денег. Закономерным результатом такой политики стала инфляция; в условиях, когда цены устанавливает государство, она проявлялась в исчезновении товаров из магазинов, откуда они и попадали на "черный рынок", в беспрерывном росте цен и спекулятивном обмене рублей на доллары на "черном рынке", в недофинансировании промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это вело к спаду, производства и сокращению с каждым месяцем числа занятых в производстве (за период с января по сентябрь 1991 г. число работающих сократилось на 9,9 млн. человек по сравнению с 1990 г.).

В итоге  потребительский рынок развалился окончательно: товарный дефицит стал повсеместным, прилавки магазинов опустели, за продуктами питания и промышленными  товарами, которые "выбрасывали" в продажу, стояли длинные очереди. А государственные запасы были почти  исчерпаны.

 

Как это  обычно бывает при экономическом  кризисе, осложнилась криминогенная обстановка. Так, по данным Госкомстата РСФСР, в октябре 1991 г. по сравнению с октябрем 1990 г. преступность возросла на 14 %; наиболее значительно увеличилось число краж государственного и общественного имущества.

Острое  недовольство населения унизительно  низким уровнем обеспечения продовольственными и промышленными товарами, ростом преступности, нерешенностью жилищной проблемы и обострением межнациональных отношений трансформировалось в негативное отношение к власти в самых разных слоях населения. В 1991 г. страна подошла к пику социальной напряженности.

 

Таким образом, решительный переход к радикальным  рыночным реформам стал единственным способом спасения страны от надвигающегося голода и социального взрыва.

 

В конце октября 1991 г. на V съезде народных депутатов РСФСР президент России Б.Н. Ельцин заявил о необходимости  решительного реформирования экономики. Правительство провозгласило программу радикальных рыночных реформ, цель которой состояла в уничтожении старой плановой системы и командных методов руководства экономикой, переход к свободному рынку, который регулируется объективными экономическими законами. Ввиду масштабности преобразований президент заявил о своей готовности лично возглавить правительство и попросил у съезда согласия на предоставление дополнительных полномочий; таковые были ему даны сроком на один год.

Дополнительные  полномочия позволяли Б.Н. Ельцину  издавать указы, противоречащие Конституции, и изменять структуру высших органов  исполнительной власти. Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы президента о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации.

 

 

    1. Политика "шокотерапии" как метод выхода из кризиса

 

В ноябре 1991 г. на пост заместителя председателя правительства России по вопросам экономической  политики, министром экономики и  финансов был назначен Т.Е. Гайдар. Именно он и его единомышленники (А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, П.О. Авен, А.А. Нечаев) приступили к проведению политики "шоковой  терапии". В основе ее лежала убежденность в способности свободного рынка к саморегулированию, в благотворном влиянии рыночных отношений на все сферы жизни общества. Они отвергали всякое государственное регулирование экономической жизни, считая главным регулятором и двигателем экономического развития свободную конкуренцию.

 

Переход к свободному рынку включал в  себя отпуск цен на товары, либерализацию  внутренней и внешней торговли и  приватизацию государственной собственности.

В результате отпуска цен на товары и продукты питания, по замыслу реформаторов, должно было произойти автоматическое определение  их рыночной стоимости, должен был установиться баланс спроса и предложения и, как  следствие, - исчезнуть дефицит товаров. Либерализация торговли должна была улучшить товарооборот и систему  торговли за счет частной инициативы. Приватизация государственной собственности (передача ее за плату или безвозмездно в частные руки) должна была способствовать созданию среднего класса - устойчивого слоя предпринимателей.

Либерализация цен и торговли началась 2 января 1992 г. Роль стихийного регулятора цен  и производства была отдана деньгам, правительство полностью устранилось  от контроля над формированием цен. Следствием такой позиции стал их резкий и невиданный рост: в январе 1992 г. он составил 1000 – 1200 %, к концу 1992 г. цены выросли более чем в 30 раз (реформаторы ожидали, что при оптимистическом течении событий цены вырастут всего в 3 - 4 раза, при пессимистическом - в 8 - 10 раз).

Возник "заколдованный круг": стремясь уменьшить потери, предприятия повышали цены на продукцию, покупательная способность  рубля и возможности населения  снижались. Заработная плата на протяжении 1992 г. увеличилась лишь в 12 раз. Начался  лавинообразный рост дефицита государственного бюджета, для покрытия которого правительство  увеличило выпуск бумажных денег. Следствием этого стала высокая инфляция.

Она, в  свою очередь, привела к острой нехватке наличных денег и полному обесцениванию  вкладов населения в сберегательных банках.

 

Надежды правительства на широкомасштабную валютную помощь Запада, которая могла  бы стабилизировать финансовую систему, не оправдались. Кризис финансов, естественно, усугубил критическое положение в производственной сфере.

 

В промышленности шел быстрый рост взаимных неплатежей: предприятия не могли рассчитаться друг с другом за поставленную по договорам продукцию. Пытаясь стабилизировать финансовую систему и уменьшить дефицит государственного бюджета, правительство резко сократило дотации убыточным предприятиям, и они вынуждены были сокращать производство.

 

Наиболее  сильный удар был нанесен по военно-промышленному комплексу, транспорту и энергетике. Рост цен на потребительском рынке вызвал резкое повышение тарифов на перевозки товаров, сырье и энергию. Сельскохозяйственные предприятия, продав осенью 1991 г. урожай по старым ценам, не могли приобрести семена, удобрения и технику для весеннего сева 1992 г.

 

Безудержный рост цен резко снижал реальную заработную плату. Вдобавок следствием кризиса  наличных денег стали постоянные задержки с выдачей зарплаты, стипендий, пенсий, пособий. С другой стороны, правительство  снизило социальные выплаты населению (практически прекратилось финансирование науки, образования, здравоохранения, культуры).

 

Выход из кризиса правительство видело в  ускорении либерализации экономики, в углублении рыночных отношений. Поэтому  оно настаивало на продолжении "шоковой  терапии". Ельцин разделял эту точку зрения. В июне он назначил Е.Т. Гайдара исполняющим обязанности главы правительства. Но, поскольку негативные последствия экономических реформ вызывали растущую критику в Верховном Совете, он ввел в состав правительства опытных хозяйственников - В.С. Черномырдина, В.Ф. Шумейко и Г.С. Хижу, - уравновесив этой уступкой назначение Е.Т. Гайдара.

 

В августе 1992 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о приватизационных чеках (ваучерах). Вся государственная  собственность, подлежащая приватизации, была поделена в равных долях между  гражданами страны.

 

Суть  приватизации, как ее понимали разработчики во главе с А.Б. Чубайсом, состояла в том, чтобы дать всем гражданам равные стартовые возможности для участия в рыночных отношениях в виде доли в общей государственной собственности. Рыночной цены предприятий на момент проведения "ваучеризации" не существовало, и за основу была взята их балансовая стоимость; сумму балансовых стоимостей и разделили на общее количество населения. Доля каждого оказалась эквивалентна 10 тыс. руб. (номинальная стоимость ваучера), что было достаточно большой суммой в августе 1992 г. (для сравнения, легковой автомобиль стоил около 20 тыс. руб.).

В результате начального, "ваучерного", этапа приватизации (1993 - 1994 гг.) в стране появились 40 млн. акционеров. Вместе с тем практически все акционеры были чисто номинальными, так как никаких действенных правовых механизмов вложения ваучеров в экономику (скупки на них акций предприятий) разработано не было.

В результате ваучеры оказались втянутыми  в спекулятивный оборот. В условиях инфляции на черном рынке за ваучер давали все меньше денег.

 

По мере обострения кризиса в экономике  стремительно падал жизненный уровень  населения. Пустые прежде прилавки магазинов  наполнялись продовольственными и  промышленными товарами, в том  числе импортными, а покупательная  способность основной массы населения падала. По данным Министерства труда, с января 1992 г. по сентябрь 1993 г. цены выросли в 163 раза, тогда как денежные доходы населения - всего в 57 раз. Таким образом, реальный жизненный уровень народа упал в среднем в три раза. Основная часть населения быстро нищала и спешила использовать ваучеры, как-то "вложить" их, в результате чего почти все ваучеры оказались в руках дельцов "черного рынка».

Поскольку рассчитывать на рост отечественного производства в создавшихся условиях не приходилось, а дефицит товаров  еще не был ликвидирован, правительство с целью насыщения рынка пошло на либерализацию внешней торговли. Широкие круги частных предпринимателей получили возможность проводить экспортные и импортные операции. И внутренний рынок в довольно короткие сроки был насыщен иностранными продовольственными и промышленными товарами.

 

    1. Экономическая политика правительства в 1993 – 2001 гг.

 

К концу 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы, бюджет был подорван. Стало  очевидным, что "шоковая терапия" как метод быстрого перехода к  рынку, вопреки расчетам реформаторов, не принесла быстрого положительного результата, но вызвала многие отрицательные последствия, поставив страну на грань социального взрыва.

 

Вопрос, как исправлять положение, и в  частности как бороться с инфляцией, в каком направлении следует  корректировать курс реформ, превратился  в объект острой борьбы между различными политическими силами.

 

В декабре 1992 г. на VII съезде народных депутатов, большинство которого составляли противники либеральных реформ, работа правительства  была признана неудовлетворительной. "Гайдар остается", - твердо заявил Б.Н. Ельцин. Но все его попытки сохранить Е.Т. Гайдара закончились неудачей, и первый вице-премьер сам подал в отставку.

Информация о работе Россия за постсоветский период