СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Нарастание разногласий между СССР и КНР. Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Во-первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во-вторых, Мао искренне считал, что личный вклад И.

Содержание

1. Китайский фактор в международных отношениях. Советско-китайские отношения. Отношения КНР с США.
2. Война во Вьетнаме (предпосылки военного конфликта, вооруженное вмешательство США, политика «вьетнамизации» войны, мирное урегулирование, итоги войны).
3. Индия в международных отношениях. Индия в движении неприсоединения. Советско-индийское сотрудничество. Отношения между Индией и США. Политика Индии в Южной Азии. Индийско-пакистанские отношения. Индийско-китайские отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

имосеминар.docx

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Распад социалистического лагеря. В конечном итоге советский  внешний фактор сыграл решающую  роль в развитии антикоммунистических  революций в данном регионе,  направленных против существовавших  политических режимов. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции  в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии,  Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут  режим Чаушеску в Румынии.

 

В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в  состав ФРГ. Радикальные изменения  в странах Восточной Европы стали  одним из факторов окончания холодной войны. Разрыв традиционных экономических  и политических связей Советского Союза  со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионУ Вуход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

 

4. СССР и страны третьего мира

 

4.1. Разблокирование региональных  конфликтов. Советская дипломатия  активно включилась в процессы  урегулирования межрегиональных  конфликтов. Руководители СССР сделали  ряд шагов по урегулированию  ближневосточного кризиса. В декабре  1991 г. в Мадриде было заключено  международное соглашение по  нормализации отношений Израиля  с соседними арабскими странами.

 

СССР отказался от поддержки  диктаторских режимов в Ливии  и Ираке. Во время кризиса в  Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые  выступила с позиции поддержки  Запада в обуздании агрессии Ирака  против Кувейта.

 

Новой чертой советской внешней  политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства  в гражданские конфликты в  Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способстовал началу поисков национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитический позиции СССР в регионах мира. В то время, как США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах третьего мира.

 

4.2. Конец войны в Афганистане.  Попытки реального улучшения  отношений СССР с западными  странами постоянно наталкивались  на обвинения СССР в ведении  агрессивной войны против афганского  народа. В 1987 г. в ходе переговоров  М.С. Горбачева с Р. Рейганом  была достигнута договоренность  о прекращении американской военной  помощи моджахедам в Афганистане  и о выводе оттуда советских  войск.

 

15 февраля 1989 г. вывод войск  завершился. В декабре 1989 г. II Съезд  народных депутатов СССР принял  решение об осуждении этой  войны и признал грубой политической  ошибкой участие в ней советских  войск. В этой войне, только  по официальным данным, было более  13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

 

4.3. Вывод советских войск из  Афганистана сделал возможным  возобновление диалога между  СССР и Китаем, для которого  прекращение советского вмешательства  было одним из трех условий  нормализации отношений со своим  соседом. Два других условия  касались сокращения численности  советских войск на границе  между СССР и КНР и ухода  поддерживаемых Советским Союзом  вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское  сближение было подкреплено визитом  М.С. Горбачева в Пекин в  мае 1989 г.

 

5. Выводы

 

5.1. За годы перестройки и нового  политического мышления произошло  ослабление международной напряженности,  и, в первую очередь, противостояния  СССР и США. Инициатива прекращения  холодной войны принадлежала  Советскому Союзу.

 

5.2. Задуманные М.С. Горбачевым  радикальные реформы невозможно  было осуществить без резкого  сокращения военно-промышленного  комплекса, который подчинил себе  всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь  важное значение имели последствия  демилитаризации всей общественной  жизни: разрушение психологии  осажденной крепости, отказ от  упора на силу, перевод творческого  потенциала народа в русло  созидательной деятельности.

 

5.3. Наметились реальные перспективы  более тесной интеграции СССР  и стран Восточной Европы в  мировое хозяйство и международные  политические структуры.

 

5.4. Однако внешнеполитический курс  М.С. Горбачева не был прямым  и легким. Ухудшение экономического  положения заставляло руководство  СССР идти на уступки Западу, в надежде получить финансовую  помощь и политическую поддержку.  Очевидным стало ослабление международных  позиций СССР, утратившего в конце  80-х гг. положение сверхдержавы.

 

5.5. Подобная политика встречала  усиленное недовольство и даже  сопротивление со стороны определенных  кругов общества. Основательно подорвала  внутриполитические позиции Горбачева  и потеря господствующего положения  СССР в Восточной Европе, а  также уход из третьего мира.

 

2. Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения

Советский союз в тот период был  одним из центров биполярной системы  международных отношений и изменения  в его внутриполитическом и внешнеполитическом курсах не могли не оказывать существенного  влияния на происходившие в мире процессы. Наблюдатели отметили заметную активизацию советской внешней  политики, особенно после проведенного в мае 1986г. совещания руководящих  работников МИД СССР. Еще летом 1985 г. руководство МИД было поручено Э.А. Шеварнадзе, активно поддержавшему политику Горбачева.

Расширились контакты с развивающимися государствами (встречи с руководителями Индии, государств "делийской шестерки", впервые после 10-летнего перерыва состоялся визит МИДа СССР в Японию).

В отличие от прежних руководителей  СССР, стремившихся превратить каждую встречу на высшем уровне в грандиозное  шоу с непременным подписанием  многочисленных двусторонних документов, курс был взят на проведение рабочих  контактов, имеющих целью согласование позиций, решение накопившихся проблем (встречи с президентом США  Р. Рейганом в Женеве-1985г. и Рейкьявике-1986г.; советско-французские, советско-британские и советско-западногерманские переговоры на высшем уровне и т.д.)

"В отношениях СССР со своими  партнерами возник новый фактор - ослабление их враждебности  в отношении советского государства,  отход от категорического неприятия  его политики". - Ермаков В.Д.  История международных отношений. - 2008. - С. 144

Кардинально пересмотренные подходы  к своим внешнеполитическим целям  и задачам позволяли выступить  с рядом конкретных предложений, на которые советская сторона  прежде не решалась.

В области ограничения вооружений и разоружения:

1. По вопросам ядерного оружия  в Европе СССР выразил готовность  отказаться от учета британских  и французских ядерных сил  в балансе ядерного противостояния  на континенте и пойти на  сокращение только советских  и американских средств средней  и меньшей дальности;

2. В области стратегических вооружений  СССР выражал готовность учесть  американские позиции по вопросам  советских тяжелых межконтинентальных  ракет наземного базирования;

3. СССР, стремясь к полному запрещению  всех ядерных испытаний, согласился  разрешить контроль на местах, допустить на взаимной основе  иностранных инспекторов в районы  своих ядерных полигонов;

4. СССР включился в переговорный  процесс по запрещению химического  оружия;

5. СССР впервые пошел на одностороннее  сокращение военных расходов (примерно  на 15%) и сокращение производства  вооружений и военной техники  (примерно на 20%).

В области урегулирования региональных конфликтов:

1. СССР были поддержаны международные  усилия по урегулированию конфликта  в Анголе и вокруг Юго-Западной  Африки в 1988 - 1989 гг.

перестройка советский союз международный

 

2. При активной поддержке СССР  были прекращены военные действия  между Эфиопией и Сомали в  1988г. и выведены кубинские войска  из Эфиопии в 1989-1990 гг.

 

3. После многолетней войны в  Афганистане были приняты решения  о выводе оттуда советских  войск, что позволило СССР принять  участие в международном урегулировании  и подписании Женевских соглашений  в 1988г.

 

4. СССР стал активным участником  урегулирования кампучийской проблемы - 1988-1992 гг.

 

5. Советским Союзом были поддержаны  усилия "Контадорской группы" по нормализации обстановки в Центральной Америке - 1989-1992 гг.

 

6. СССР принял активное участие  в разблокировании ближневосточного  конфликта, что было реализовано  в процессе подготовки международной  конференции по Ближнему Востоку  (1991г.), включая готовность к восстановлению  дипломатических отношений с  Израилем.

 

В области укрепления региональной безопасности:

 

1. Успешное завершение Стокгольмской  конференции по мерам укрепления  доверия, безопасности и разоружению  в Европе (1986г.), обеспечение достижения  ряда важнейших договоренностей  на Венской встрече СБСЕ (1986-1989гг.), подписание фундаментального договора  о сокращении вооруженных сил  в Европе (1990г.)

 

2. В азиатском регионе были  сделаны шаги по нормализации  отношений с КНР, предпринята  попытка разблокировки отношений  с Японией, с которой так  и не был заключен мирный  договор, установлены дипломатические  отношения с Южной Кореей, вступление  в диалог с АСЕАН.

 

Экономическая дипломатия СССР:

 

1. СССР наладил контакты с  "большой восьмеркой".

 

2. Подписание меморандумов о  взаимодействии с ГАТТ, МВФ и  Всемирным банком.

 

3. СССР выдвинута концепция международной  экономической безопасности (о путях  экономического взаимодействия, новых  формах внешнеэкономических связей, зонах совместного предпринимательства), которая получила одобрение в  ООН.

 

Подводя итоги по 1 главе, можно  отметить, что все действия периода  нового политического мышления делали советскую политику инициативной, наступательной - в отличие от первой половины 1980-х  гг., когда внешнеполитическая инициатива в международных делах принадлежала неоконсервативным кругам Запада.

 

Наглядным свидетельством воздействия  новой политической линии СССР на международные отношения явилось  гармонизированное политическое взаимодействие, проявившееся во время острого международного кризиса в Персидском заливе. Советский  Союз активно поддержал все резолюции  Совета Безопасности ООН, осуждающие агрессию Ирака против Кувейта, включая введение экономических санкций.

 

Курс нового политического мышления обеспечил условия для прекращения "холодной войны" и способствовал  переходу международных отношений  из состояния беспрерывной глобальной конфронтации к поиску сотрудничества и компромисса. Этим была подведена  черта под существованием ялтинско-потсдамской системы международных отношений.

 

3. Антикоммунистические революции в Восточной Европе

С 1990 г. Советский Союз начал сокращать  помощь и другим прокоммунистическим  режимам в третьем мире, которая  в 1986–1989 гг. составляла еще около 93 млрд долларов. В то же время Кремль продолжал оказывать масштабную помощь некоторым режимам, прежде всего  Кубе, Вьетнаму, Эфиопии, Ираку и  Сирии, вплоть до развала СССР осенью 1991 г. В мае 1989 г. впервые за 30 лет  глава Советского Союза посетил  Пекин, начав нормализацию отношений  с Китаем и переговоры по советско-китайской  границе. Также в 1989–1991 гг. были установлены  дипломатические отношения с  Южной Кореей, состоялись переговоры с Японией (неудачные) об урегулировании территориальной проблемы «северных  территорий» (то есть Курильских островов).

Народы Польши, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Восточной Германии, воспользовавшись радикальными изменениями в позиции  советского руководства, обнаружили твердое  намерение выйти из социалистического  лагеря, в котором они сорок  лет назад оказались по воле сталинского  руководства. В Восточной Европе люди поняли, что с «новым мышлением» отпала угроза советской военной  интервенции, такой как в 1953 г. в  Восточной Германии, в 1956 г. в Венгрии  и в 1968 г. в Чехословакии. В результате коммунистические правительства были сметены в восточноевропейских  странах в течение нескольких месяцев, и Горбачев с удовлетворением  воспринял эти события как  «народное волеизъявление». 12 июня 1989 г. Горбачев и германский канцлер  Гельмут Коль подписывают в Бонне  документ о праве европейских  народов самим выбирать форму  своего правления.

Репутацию «самого веселого барака в социалистическом лагере» имела  Польша, и крушение коммунистического  блока началось именно там. Генерал  Войиех Ярузельский, объявивший в 1981–1982 гг. военное положение, чтобы подавить рабочую «Солидарность» и предотвратить вторжение советских войск, вступил в переговоры с Гражданским комитетом, созданным в конце 1988 г., после ожесточенных забастовок, под председательством лидера «Солидарности» Леха Валенсы. На выборах 4 июня 1989 г. побеждает Гражданский комитет. В сентябре 1989 г. в Польше к власти приходит первое некоммунистическое правительство. Его возглавил издатель газеты католического направления, выходец из старой польской аристократии Тадеуш Мазовецкий.

В Венгрии осторожное ослабление коммунистического  режима началось уже в 1970-е гг. Правивший  страной с 1957 г. Янош Кадар в 1988 г. ушел в отставку. Пришедшие к власти радикальные реформаторы во главе с Имре Пошгаи отказались в январе 1989 г. от утвержденной конституцией «руководящей и направляющей» роли компартии, разрешили образование других партий. В сентябре они открывают границу с Австрией, в октябре отказываются от статуса Венгрии как «народной демократии» – причем компартия Венгрии голосует за самороспуск – и в декабре 1989 г. приводят страну к свободным выборам. На них побеждает Демократический форум – партия христианско-демократического толка, во главе которой стоял Йозеф Анталл. Коммунистическая эмблема с красной звездой над щитком с цветами венгерского флота заменяется на древний герб Венгерского королевства, увенчанный короной святого Штефана.

Информация о работе СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме