Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа
Органы внутренних дел входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений. Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов милиция, внутренние войска, следственный аппарат и др. На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось.
Введение 3
1. Слом старой правоохранительной системы 5
2. Создание новых судов: положение о народном суде, принципы нового судебного права, реформа 1922 г 8
3. Создание милиции 14
4. Организация в 1922 году прокуратуры 19
Выводы 22
Литература и источники 24
Подобная система судов первой инстанции, берущая начало с 1922 г., продолжает свое существование и в наши дни. Согласно действующему УПК, судами первой инстанции являются все судебные учреждения общей юрисдикции: от районных (городских) народных судов до Верховного Суда Российской Федерации. Определенная категория уголовных дел подсудна военным судам, которые, как уже говорилось, были введены вместо военных трибуналов.
В целом пока сохраняется и установленный в период судебной реформы порядок кассационного и надзорного производства по уголовным делам.
Детальный анализ материалов судебной реформы 1922 г. позволяет сделать вывод о ее неплохой теоретической проработанности. Но, несмотря на качественную теоретическую основу, реформа, к сожалению, не выдержала столкновения с жизненными реалиями, что в дальнейшем и привело к трансформации ее первоначальной сущности.
3. Создание милиции
Правовым основание
В силу того, что формирования
рабочей милиции не имели постоянного
штата, они носили характер массовых
самодеятельных организаций. Однако реальное
положение дел показало нежизнеспособность
подобного подхода к
Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого уг.розыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Центр розыск разработал план реорганизации шла фактически о новом создании розыскной системы, поскольку старых кадров всего розыскного дела в России, хотя речь расстреляли, а новых не могло и быть.
Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по которому органы уг.розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.
Все вопросы строительства аппарата уголовного розыска ГУ милиции РСФСР решало совместно с местными Советами. В ноябре 1918 года было направлено в исполкомы местных Советов.
В сложные годы становления
новой “рабоче-крестьянской”
В соответствии с декретом СНК от 03.04.19 г. содержание всех видов милиции принималось на государственный счет.
Кроме общей (уездно-городской) милиции для организации правопорядка в стране организуется специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 года ВЦИК издает постановление “Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны”, а еще до этого, 25 июля 1918 года СНК принял декрет “ Об учреждении речной милиции”. Затем в апреле 1919 года последовал декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской милиции. Вначале железнодорожная и речная милиции формировались по территориальному принципу, но затем, в железнодорожной милиции формирование происходило по линейным отделам на каждой из железных дорог, а речная милиции стала формироваться применительно к бассейнам водных путей. В конце 1920 года по решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная милиции перешли в распоряжение командующего внутренними войсками республики.
Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями гос.собственности и т.п. 3 марта 1920 года в составе ГУ милиции РСФСР образовали отдел, в губернский управлениях -- отделения промышленной милиции, на предприятиях -- ее подразделения.
Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. В июне 1919 года 3-я Всероссийская конференция ЧК приняла резолюцию “О взаимоотношениях между местными ЧК и милицией”, одобренную НКВД. Она установила: “ В коллегии местных отделов управления вводить в качестве членов председателей ЧК”. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК. Сотрудники уголовного розыска, обслуживающие железные дороги и водные пути откомандировывались в распоряжение местных ЧК. В октябре 1920 года были созданы самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте организованные по линейному принципу. В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернский исполкомов и утверждения Главмилиции предоставлялось право открывать отделения в городах с населением менее 40 тыс. человек “...если по количеству преступлений будет необходимо иметь там число сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытия особого отделения”. В 1919-20-х годах уголовный розыск фактически проводил предварительное следствие по большинству дел. В апреле 1920 года органы уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое. Однако уже в конце 1920 года, после введения народных следователей в системе НКЮ, милиция перестала выполнять функции следствия.
В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением, и не только в ОВД.
Опыт строительства советской милиции отразился в Положении о рабоче-крестьянской милиции. 08.06.20 г. проект Положения рассматривался на заседании СНК. После одобрения СНК проект Положения 10.06.20 г. утвердил ВЦИК. В Положении закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С изданием Положения, в основном, завершился период организационного становления милиции.
4. Организация в 1922 году прокуратуры
Октябрьская революция 1917 года вообще ликвидировала прокуратуру. Около пяти лет в стране не было прокуроров. В 1922 году прокуратура была восстановлена, и прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали вновь надзирать за законностью актов (действий и решений) должностных лиц, предприятий, учреждений, общественных организаций и даже граждан. Функция прокуратуры по надзору за исполнением законов была последовательно закреплена в Положении о прокуратуре 1922 года (ст.2), Конституции СССР 1936 года (ст.113), Положении о прокурорском надзоре в СССР 1955 года (ст.1, 2), Конституции СССР 1977 года (ст.164), Законе о прокуратуре СССР 1979 года (ст.1), а также ныне действующем законе РФ «О прокуратуре».
Однако с 1917 года прокурорский надзор осуществлялся органами рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции).
Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 г. не были преобразованы в органы Главного политического управления.
Однако разобщенность
всех перечисленных органов, отсутствие
у них необходимых властно-
Зачатки прокурорского надзора
можно также заметить в деятельности
коллегий обвинителей при Революционных
трибуналах и центральной коллегии
государственных обвинителей
Члены коллегий обвинителей
осуществляли надзор за соблюдением
законов при расследовании
По предложению В. И. Ленина НКЮ РСФСР подготовил проект «Положения о прокурорском надзоре», который в мае 1922 г. был вынесен для обсуждения и принятия на третью сессию ВЦИК IX созыва.
Постановление ВЦИК о принятии «Положения о прокурорском надзоре» 28 мая 1922 г. было подписано председателем ВЦИК М. И. Калининым и секретарем ВЦИК А. С. Енукидзе. С этого дня ведут отсчет органы советской прокуратуры.
В «Положении о прокурорском надзоре» прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры:
- централизация и единоначалие органов прокурорского надзора;
- строгое подчинение
- независимость органов
прокуратуры от местных
- опора прокурорских органов
на помощь широкой
«Положение о прокурорском надзоре» определяло как предмет, так и пределы надзора прокуроров за неуклонным исполнением законов. На органы прокуратуры было возложено:
а) осуществление от имени
государства надзора за законностью
деятельности всех органов власти,
хозяйственных учреждений, общественных
и частных лиц путем
б) непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОГПУ;
в) поддержание обвинения на суде;
г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей Организационно органы прокуратуры не представляли собою самостоятельного государственного органа: прокуратура входила в качестве отдела в НКЮ РСФСР. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором республики.
Становление прокуратуры
РСФСР было связано со многими
трудностями. Повторялись попытки
противодействия новому институту
со стороны руководителей
Не хватало специально обученных кадров. Например, к 1923 году в РСФСР было назначено 53 губернских прокурора, но 70 % из них не имели специального образования. Из 768 должностей помощников прокуроров было замещено только 423, каждый второй имел лишь начальное образование Постановлением ЦИК СССР «О Верховном Суде Союза ССР» от 6 июля 1923 года Президиуму ЦИК СССР в связи с принятием Конституции СССР было поручено разработать Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. 23 ноября 1923 года оно было утверждено. В Положении определялись функции, правомочия, структура и штаты Прокуратуры Верховного Суда Союза ССР. В соответствии со ст.43 Конституции СССР 1924 г. при Центральном Исполнительном Комитете СССР учреждался Верховный Суд СССР. В составе Верховного Суда СССР, согласно ст.46 Конституции, учреждался пост Прокурора Верховного Суда СССР.
Заключение:
В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, милиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.
В конце 2004 года, в МУРе была организована проверка отделом собственной безопасности. Многие чиновники бросились бежать, оставив у входа в милицию собственные автомобили, причем некоторые руководители объявлены в розыск. Увы, историческое сравнение показывает результаты не в пользу современных милицейских чинов.
Современное российское общество
в последнее десятилетие