Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ судебной системы во второй половине XIX в., её преобразования, изменения. Задачи:
1. Рассмотреть особенности изменений в судебной системе России 1864г.;
2. Показать развитие судебной системы во второй половине XIXв. с 1864 года и после реформ Александра III;
Адвокаты именовались присяжными поверенными. Появление института независимой адвокатуры стало принципиально новой гарантией соблюдения прав личности. Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах, но не входящей в состав суда, а только находящейся под контролем со стороны судебной власти.
Так как судебные
уставы отделили судебные
Прокурорские функции
поручались обер-прокурорам, прокурорам
и их товарищам под высшим
наблюдением министра юстиции,
который одновременно исполнял
и должность генерал-прокурора
(до 1902 г., когда эти должности
слились в одну – министра
юстиции). Обер-прокуроры и их
товарищи состояли при
Закон строго очерчивал
функции прокуратуры. Это, во-
Главным принципом
организации прокуратуры стала
строгая иерархичность.
Претендовать на
прокурорские должности могли
только лица с высшим
Важно отметить
также, от реформа отделила
от прокуратуры следствие,
В 70-80гг. Правительство в законодательном порядке стало проводить политику ущемления прав адвокатуры.
В январе 1874г. Последовало
высочайшее повеление о “временном”
приостановлении учреждения советов
присяжных поверенных и передаче
функций советов присяжных
Причины неприязненного отношения к адвокатуре правительства автор записок в “Русской старине” фон. Дерзин объяснял тем, что “адвокаты претендуют не только на командование своими доверительными, но и на политическое влияние”.
Не сразу добилась русская адвокатура и надлежащего общественного признания. Новизна этого института и неясное представление и роли адвоката в процессе рождали нападки со стороны как реакционных, так и либеральных кругов.
И до тех пор, пока
адвокатура не проявила себя
на больших политических
Адвокатура регулировалась Учреждением судебных установлений.
По ст. 354 Учреждение
судебных установлений
В ст. 355 Учрежденного
судебного устава
Присяжные поверенные
пользовались некоторыми
Правительствующий Сенат
Правительствующий сенат венчал вершину пирамиды общегражданских судов. В сенате было "сосредоточено верховное наблюдение за единообразием и правильным применением закона". Сенат заведовал не апелляцией "а тем, что обыкновенно называют кассацией судебных решений"33.
Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства).
В его составе было два кассационных департамента - по гражданским и уголовным делам. Они и выполняли судебные функции:
1. Рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции с участием или без участия представителей;
2. Проверку в апелляционном порядке обоснованности и законности приговоров, вынесение без участия сословных представителей судебными палатами или судьями самого Сената;
3. Проверку в кассационном порядке законности решений и приговоров всех указанных выше судебных инстанций, в том числе приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей или сословных представителей, в таком порядке не могли проверяться лишь приговоры сенаторов, поставленные без участия сословных представителей.
В 1872 г. учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности. Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.
Верховный суд.
Обособленное место среди общих судебных установлений занимал Верховный суд. Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности, о преступлениях, совершенных министрами или лицами, приравненными к ним, членами Государственного совета, а также о посягательствах на царя или персон царской фамилии.
Глава 3. Судебная система глазами современников.
Во второй половине XIX века задачи экономического развития потребовали ограничить произвол и защитить интересы всех людей в обществе. Начавшаяся эпоха "Великих реформ" внесла определенный заряд гуманизма в социальные отношения. Некоторые реформаторские шаги были совершены не столько в интересах экономики, сколько из гуманистических побуждений: определен особый порядок исполнения наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей (учреждены исправительные приюты), полностью отменены телесные наказания в учебных заведениях, резко ограничено их применение в качестве дисциплинарных и уголовных санкций.
Гласное судопроизводство,
введенное судебной реформой 1864
года, в значительной мере
Открытые публичные
судебные заседания вызвали
огромный интерес среди всех
слоев населения. В залах
суда можно было увидеть
всех: и дворня, и купцов,
и крестьян. В мемуарах
этой эпохи часто можно
Очевидцы отмечают
необычайную атмосферу
После судебного заседания
публика активно обсуждала
но особо сильное впечатление производила на людей работа суда присяжных: "Приговоры присяжных горячо обсуждались в обществе, вызывая, конечно, различные мнения и страстные споры".35
Новые суды,
как и другие нововведения,
принесенные эпохой Великих
реформ, кардинально меняли жизнь
российских подданных. Разрушался
привычный мир первой
Впоследствии Кони
резко критиковал такое
сужение функций прокуратуры.
В то же время А.Ф. Кони писал, что реформа "внесла новые начала в вашу народную жизнь. Она пробудила в обществе силы, не находившие в себе дотоле достаточного применения, она послужила нравственной школою народу и с … систематическою настойчивостью стала вызывать в обществе стремление к истинному правосудию и уважение человеческому достоинству…". 36
"Судебная реформа,
- считал Кони, - призвана была
нанести удар худшему из видов
произвола, произволу
Власть во второй половине XIX века только начинала становиться на твердую почву закона, и в некоторых случаях сама инициировала нарушение правовых норм. Например, борясь с политическими преступлениями, государство вообще забывало о принципах Судебных уставов, подавая пример несоблюдения законов.
В. Голицин, вспоминая
о своих студенческих годах,
проведенных в 60-е годы XIX века
в стенах Московского университета,
писал, что нередко можно было
услышать в студенческой среде, что
у кого-то был обыск или кого-то
выслали из Москвы. "И все это
совершалось без всякого
Как отмечает Г.А. Джаншиев: «мировые суды стали популярны в народных массах…простота мирового разбирательства, полная гласность и отсутствие обременительных формальностей вызвали всеобщее к мировому институту доверие».39
Критика судебной реформы 1864 г., развернутая
в прессе наибольший размах получила
30 октября 1885 г. в записке-докладе
К.П. Победоносцева. По сути, она представляла
постепенную программу судебных
преобразований, направленную к восстановлению
основных принципов дореформенного
судопроизводства. Концепция Победоносцева
всецело разделялась