Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:52, курсовая работа
целью нашего исследования является рассмотрение процессов возникновения и эволюции Товарищества передвижных художественных выставок как явления демократической культуры второй половины XIX в.
Для достижения заявленной цели оказалось необходимым последовательное решение следующих исследовательских задач:
Изучить каким образом элементы демократической культуры нашли отражение в организационных формах деятельности Товарищества
Рассмотреть элементы демократизации, нашедшие отражение в выборе тематики работ передвижников
Показать общественный резонанс, вызванный деятельностью Товарищества передвижников
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Отражение веяний демократической культуры в организационной форме и деятельности Товарищества передвижных выставок
Устав Товарищества передвижных выставок как отражение элементов демократизации изобразительной культуры……………………………….8
Проблема отражения в творчестве передвижников демократизации культуры в 70 – 90-х гг. XIX в……………………………………………..16
Глава 2. Общественный резонанс, связанный с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок
2.1 Проблема соотношения Товарищества передвижников и Академии художеств. Влияние передвижников на изменение социально-психологического типа художников в 70-90 гг. XIX в……………………….24
2.2 Влияние творчества передвижников на передовые прослойки искусствоведческой элиты (на примере взаимоотношения с Александром III) …………………………………………………………………………………….29
2.3 Влияние деятельности Товарищества передвижников на культурную жизнь в провинции (на примере Воронежа)…………………………………..34
Заключение………………….………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы……………….……..40
Можно выделить несколько позиций в провинциальной критике, которые персонифицировали отдельные авторы, но для всех в той или иной степени были важны те произведения, в которых затрагивались социальные проблемы. Как правило, предпочтение отдавалось историческим и жанровым произведениям.
Для JI. Г. Соловьёва, чьи позиции и взгляды на изобразительное искусство, всегда были последовательны, главным и основным было идейное содержание, произведения, которые «поучали» или «обличали». Поэтому в его статьях нет места рассмотрению чисто художественных особенностей работ.
В угоду содержанию, по мнению Соловьева, можно было пренебречь и художественными качествами. Причем такую позицию в отношении передвижников он сохранил на протяжении всей своей жизни, не видя, а во многом не желая видеть, нарождающихся новых тенденций в развитии русского изобразительного искусства. Его выступления отличались особой горячностью и непримиримостью, которые шли и от особенностей характера.
С большим тактом и объективностью подходил к рассмотрению художественных произведений передвижников М.И. Пономарёв. Для него помимо общей идейной направленности произведения, чрезвычайно важны художественные достоинства, в своих статьях он уделяет разбору художественного языка произведений большое внимание. Он не боялся признавать ошибочность своих суждений, причем делал это на страницах газет. Но, как правило, это бывало редко, а по большей части он давал точный анализ того или иного произведения, представленного на выставке.
Суждения, высказанные Пономаревым о современном художественном искусстве 70-90 –х гг., показывают знание основных течений и направлений современного ему изобразительного искусства, умение ориентироваться в них, тонкое художественное чутьё, совершенно оригинальное мышление.
Провинциальные авторы редко претендовали на российскую известность. Их критические высказывания, оригинальность мышления оставалась достоянием ограниченного круга провинциальных читателей. Обзоры выставок передвижников заставляли обращаться к проблемам местной художественной жизни. Практически после каждой выставки на страницах воронежских газет поднимался вопрос о необходимости создания и развития местной художественной школы.
Изучение выставок Товарищества передвижных
художественных выставок, проводимых
в провинции, позволяет более
глубоко представить
Заключение
Своим творчеством передвижники активно
участвовали в широком
Вместе с тем, подчиненность деятельности передвижников общей идее вела к известному растворению индивидуального, личного в общем, направленческом. Надо отметить, что в истории русского искусства эта тенденция обнаруживалась часто, и особенно в тех направлениях и стилях, которые имели твердую систему регламентации, как, например, в классицизме. Возможно, это тяготение к общности явилось одним из поводов для объединения в Товарищество.
Тем не менее, Товарищество передвижных выставок явилось принципиально новым явлением в культурной жизни России второй половины XIX в. Об этом красноречиво свидетельствуют принцип отбора художников в объединение, структурная организация уставных документов, а также их форма, которая оставалась достаточно свободной. Об отражении демократизации культуры в творчестве передвижников также свидетельствовала специфика тематики работ передвижников. Во многом унаследовав часть традиций и приемов более ранних художников, передвижники сумели придать демократическому компоненту в тематике принципиально иное звучание.
Об этом свидетельствует тот
общественный резонанс, который был
вызван деятельностью художников и
охватил большую часть
Список использованных источников и литературы
Источники
передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М., "Искусство". 1982. Т.1. – с.5.
и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. – с.51.
Литература
3 Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX в. М., 1979.
4. Гомберг-Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана. – Л.-М. "Искусство", 1961.
5. Гутман Л. И.Н. Крамской
– идеолог реалистического
6. Захаренкова Л.И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М. "Государственная Третьяковская галерея", 1994.
7. Иовлева Л.И. Государственная Третьяковская галерея. История коллекции. М. "Государственная Третьяковская галерея" 1994.
8. История русского искусства / Под ред. Н.Г. Машковцева. М., 1960. Т.2.
9. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., «Алта-Пресс». 1997.
10. Крамской И.Н. Письма и статьи. М. "Искусство", 1966.
11. Матафонов С.М. Три века русской живописи. С.П., "Китеж", 1994.
12. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л. "Искусство", 1959.
13. Пастернак Л.О. Записи ранних лет. М. "Искусство", 1975.
14. Пискунова А.М. Богатырь русского искусства. М., Детская литература. 1991.
15. Полунина Н. Русские коллекционеры, опыт биографического словаря.// «Памятники Отечества».1993. №1-2.
16. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М. "Искусство", 1952.
17. Рогинская Ф.С. Передвижники. М. "Арт-родник", 1997.
18. Розенвассер В. Событие в Академии художеств. К 125-летию "бунта четырнадцати". // Искусство. – 1988. №2.
19. Сахарова Е.В. Поленов В.Д., Поленова Е.Д. Хроника семьи художников. М., "Искусство", 1964.
20. Стасов В.В. Избранные сочинения. М.-Л. "Искусство", 1952.
21. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы. / Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987.
22. Чуковский К.И. Илья Репин. М. "Изобразительное искусство". 1995.
1 Захаренкова Л.И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М. "Государственная Третьяковская галерея", 1994. С.65.
2 Алешина Л.С. Русское искусство
XIX – начала XX века. М., "Искусство", 1972. С.49.
3 Матафонов С.М. Три века русской живописи. СПб., "Китеж", 1994. С.55.
4 Товарищество передвижных художественных выставок. письма, документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М., "Искусство", 1987. Т.1. С.5.
5 Захаренкова Л.И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., "Государственная Третьяковская галерея", 1994. С.65.
6 Гомберг-Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана. Л. "Искусство", 1961. С.31.
7 Там же. С. 32.
8 Крамской И.Н. Письма и статьи. М. "Искусство", 1966. Т.2. С.79.
9 Гомберг-Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана. – Л.-М. "Искусство", 1961. – с.31.
10 Ярошенко Н.А. Московским членам Товарищества передвижных художественных выставок./Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л. "Искусство", 1959. С. 136.
11 Там же. С. 137-138.
12 Рогинская Ф.С. Передвижники. М. "Арт-родник". 1997. С.6.
13 Рогинская Ф.С. Передвижники. М. "Арт-родник". 1997. С.8-9.
14 Письмо в С.Петербургскую Артель художников от 23 ноября 1869 года. // Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. С.51.
15 Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. // Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. С.62.
16 Там же. С. 63.
17 Там же.
18 Там же. С. 54.
19 Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. // Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. С.64.
20 Там же. С. 53.
21 Там же. С. 56.
22 Там же.
23 Г.Г. Мясоедов – И.Н.Крамскому. от 2 февраля 1870 г. (Москва). // Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. С.53.
24 Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому. от21 сентября 1870 г. (Москва). // Там же. с.54.
25 Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных художественных выставок №1-й. 16 декабря 1870 г. // Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. С.58.
26 Стасов В.В. Избранное. Т. 1. М., 1950. С. 498.
27 Крамской И.Н. Письма, статьи. М., 1966. С. 423.
28 РГИА. Ф. 789. Оп. 8/1872 г. Ед. хр. 231. Л. 14.
29 Цит. по: Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. Кн. 1,2. М., 1987. Кн. 1. С. 142.
30 Чуйко В. Выставки // Труд. 1889. Т. 2. № 8. С. 180.
31 Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. М.: Искусство, 1987. С. 83.