Формы юридической деятельности в Античном Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Правовая система Древнего Рима всегда привлекала внимание исследователей, однако до настоящего времени ряд вопросов остается нераскрытым. К таковым относится и вопрос, затрагиваемый темой настоящего исследования – формы юридической деятельности в Античном Риме. Следует также отметить, что данная тенденция характерна не только для исследований римского права как такового, но и для изучения системы римской государственности . Существенную роль в данном вопросе играет фактор регламентации достаточно объемного круга различных общественных отношений с помощью сложившихся обычаев, а не нормативных актов, что способствует усложнению

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика форм юридической деятельности. 5
1.1. Понятие юридической деятельности 5
1.2. Формы юридической деятельности 8
2. Формы юридической деятельности в Античном Риме. 12
2.1. Формирование юридической системы Античного Рима 12
2.2. Формы деятельности римских юристов 16
2.3. Кодификация римского права 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Римское право.docx

— 62.45 Кб (Скачать файл)

      Правоприменительная деятельность – правовая форма деятельности государства, состоящая в рассмотрении и решении индивидуальных дел, имеющих юридическое значение и обеспечивающая непрерывность процесса осуществления нормативно-правовых предписаний путем наделения одних участников правовых отношений субъективными правами, а других - юридическими обязанностями. Правоприменительная деятельность осуществляется правоприменительными органами и их должностными лицами: органами центрального и местного управления, суда, прокуратуры и др.

      Управленческая  природа деятельности по разрешению индивидуально-конкретных дел - глубинная  и определяющая основа правоприменения. Особенность правоприменительной  деятельности состоит в ее властном характере, который проявляется  в государственной воле управляющих (правоприменительных органов) субъектов  по отношению к управляемым в  целях разрешения конкретных правовых ситуаций. Властное воздействие на поведение непосредственных субъектов  права происходит в ходе рассмотрения индивидуальных дел и вынесения  по ним конкретных авторитарно-правовых предписаний, а также в ходе реального  претворения в жизнь этих предписаний. Юридическое содержание правоприменительной  деятельности образуют корреспондирующие  друг другу права и обязанности  их субъектов: право компетентного  органа разрешить дело и обязанность  заинтересованных в деле лиц выполнить  принятое решение. Фактическое содержание правоприменительной деятельности состоит в деятельности уполномоченных органов и должностных лиц  по изучению обстоятельств дела, его  юридической квалификации и вынесению  акта применения права, а также в  действиях заинтересованных в деле лиц в связи с его рассмотрением  и принятием решения.

      Одной из разновидностей правоприменительной  деятельности является правоохранительная. Правоохранительная деятельность - форма юридической деятельности, которая направлена на охрану общественных отношений, урегулированных правом, на защиту индивида от правонарушений и привлечения виновных к ответственности. Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность. Вместе с тем существуют и такие органы, для которых эта деятельность является основной - органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы налоговой службы и т.д.

      Контрольно-надзорная  деятельность – правовая форма деятельности органов государства, которая выражается в совершении юридических действий по наблюдению и проверке соответствия исполнения и соблюдения подконтрольными субъектами правовых предписаний и пресечения правонарушений определенными организационно-правовыми средствами. Юридическим результатом контрольно-надзорной деятельности является контрольно-правовой акт (решение, постановление, представление, предостережение, частное определение, сообщение и др.), который содержит предписания констатирующего порядка, т.е. установленные вследствие проверки положительные моменты, а наряду с ними правоохранительные предписания по устранению обнаруженных правонарушений.

      Учредительная деятельность - это правовая форма деятельности государства, которая выражается в реализации на основе норм материального права полномочий по формированию (преобразованию) или ликвидации органов государства, их структурных подразделений, должностных лиц.

      Беляев  В.П. помимо указанных форм юридической  деятельности выделяет также интерпретационную, то есть деятельность по установлению содержания правового акта для его  практической реализации, а также  координационную форму, сутью которой  является эффективное достижение поставленных целей и задач путем взаимодействия, консолидации, выработки взаимоприемлемых условий, средств, способов и норм. Кроме  того, Беляев проводит разделение контрольно-надзорной  формы деятельности на два самостоятельных  направления: контрольную и надзорную  формы7. 

.

 

  1. Формы юридической  деятельности в Античном Риме.

2.1. Формирование юридической  системы Античного  Рима

      Для наиболее полного и целостного исследования интересующей нас темы, необходимо обратиться к истории Римского государства, как такового. Это обусловлено, в  первую очередь тем, что любые  изменения в любом государстве, в любом обществе обусловлены  определенными тенденциями его  исторического развития. Кроме того, необходимо отметить, что рассмотрение форм юридической деятельности в  рамках данной работы будет осуществлено, исходя из современных взглядов на данный вопрос, изложенных в главе 1 работы.

      Чтобы структурировать и упростить  процесс рассмотрения становления  и развития римской системы права, необходимо обратиться к периодизации истории Античности. В наиболее общем  виде ее можно изобразить следующим  образом8:

  • Ранняя Античность (VIII в. до н.э. – II в. до н.э.);
  • Классическая Античность (I в. до н.э. – I в. н.э.) – «золотой век» античного мира, время единства Греко-римской цивилизации;
  • Поздняя Античность (II – V вв. н.э.) – распад Римской Империи.

      Данная  периодизация в ходе дальнейшего  исследования позволит более предметно  проводить анализ предпосылок формирования той или иной приоритетной формы  юридической деятельности, наиболее характерной именно для рассматриваемого периода развития Римского государства. Кроме того, необходимо обратить внимание, что помимо чисто исторических предпосылок  эволюции Римского государства существовали и другие. В частности, к ним  можно отнести активное заимствование  философских и культурных традиций, содержащихся в древнегреческих  учениях9. Такого рода заимствования были весьма обоснованы, поскольку общество стремилось к развитию, и они стали базой для его эволюции, т.к. Древний Рим достаточно долгое время находился на периферии Античного мира, и естественным образом возникла необходимость подтянуться до уровня передовых греческих полисов. Следует подчеркнуть, что подобного рода заимствования способствовали активной эллинизации римского общества – широкому распространению греческой культуры в среде римлян.

      Римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления  о формах государства, о соотношении  закона и справедливости, о естественном праве и др. Новизна и оригинальность политических воззрений римских  мыслителей заключались в том, что  ими были выдвинуты идеи, соответствующие  отношениям зрелого рабовладельческого общества. При этом можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.

      К первому из них следует отнести  изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений  частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной  собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных антагонизмов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить  правовую защиту имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к  правовым средствам закрепления  своего господства, порождало представления  о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников  рабовладельческой знати общим  местом становятся определения раба как вещи, как «говорящего орудия»  и т.п.

      Результатом практической деятельности юристов  по толкованию законов явилось обособление  юриспруденции в самостоятельную  отрасль знаний. Со временем она  приобретает статус источника права. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты  и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

      Ко  второму кругу следует отнести  изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда  республиканская форма правления  была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым  следовала полисная аристократия. Для  официальной идеологии Римской  империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также  концепции неограниченной императорской  власти и государственный культ  правящего императора.

      Также, хотелось бы обратить внимание, что  одним из оснований выделения  тех или иных форм юридической  деятельности стали воззрения философских  течений, соответствующих тому или  иному историческому периоду  римского развития, которые принимали  достаточно активное участие в политико-правовой жизни римского общества и оказали  весьма существенное влияние на ход  развития государственно-правовой системы  не только древнеримского государства, но и государств современности.

      Немаловажным  фактором для рассмотрения вопроса  о формах юридической деятельности Античного Рима является предельная сближенность хозяйственной, государственно-политической и личной, повседневно-бытовой сфер. В античном мире они так естественно  и глубоко проникали друг в  друга, что разделить их сплошь да рядом оказывается невозможным10. Кроме того, необходимо учитывать еще один весомый аргумент – принципиальные отличия и специфика основ общества - античной гражданской общины и присущей ей формы собственности и форм зависимости11.

      Также, необходимо отметить, что римское  право развивалось в тесной связи  с историей Римского государства. Это  государство прошло в своем развитии ряд этапов12:

    1. царский период (VIII - VI вв. до н.э.);
    2. период Республики (V - I вв. до н.э.);
    3. период Империи, который в свою очередь делится на два подпериода: I в. до н.э. - III в н.э. - принципат, III в. н.э. - V в. н.э. - доминат.

      Для каждого из этих этапов были характерны особенности государственного устройства Рима и, соответственно, римского права. В период царей Рим еще находился  на полупервобытной, патриархальной стадии развития. Римское право тогда  представляло собой совокупность обычаев, отражавших примитивный склад жизни  римской общины. В эпоху Республики появляется письменное право, расширяются  границы и формы применения римского частного права. Особенно важными для  этого процесса были также факторы  как:

      1) возрастание значения частной  собственности; 

      2) расширение территориальных границ  Римского государства, завоеванием  им сначала Италии, а затем  и всего Средиземноморья. 

      Наряду  с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает  и становится все более важной деятельность профессиональных римских  юристов. Право народов (ins gentium) распространяло свое действие не только на перегринов, т.е. «иностранцев», живших в Римском  государстве, но и на граждан, поскольку  они вступали во взаимоотношения  с перегринами. В поздней Римской  империи возникает потребность  в кодификации права. Развитие римского права увенчалось составлением в  Византии при императоре Юстиниане  свода гражданского права, так называемых «Дигестов». 

2.2. Формы деятельности римских юристов13

      Формирование  системы римского права оказало  существенное влияние на развитие современных  правовых систем, что обусловлено, прежде всего тем, что в античный период именно римским правом было сформировано первоначальное и наиболее точное представление  о том, какой должна быть юридическая  деятельностью. Нередко этот факт связывают  с именами таких известных  древнеримских юристов, как Гай, Ульпиан, Модестин, Павел, Папиниан14. И здесь особо следует отметить их взгляды на формы юридической деятельности, в которой они выделяли следующие формы15:

  • agеrе - руководство юридическими действиями сторон;
  • cavеrе - составление формулы документов;
  • rеsроndеrе – консультирование, предоставление рекомендаций по правовым вопросам.

      Применительно к современному толкованию форм, можно  охарактеризовать представленные как: agree – правоприменительная, правоохранительная; cavere – правотворческая; respondere – интерпретационная. Данные сравнения, тем не менее, следует признать в определенной мере условными, поскольку реальная их трактовка заключает в себе несколько более глубокий смысл, что обусловлено именно их соответствием духу своего времени.

      Обращает  внимание тот факт, что римские  юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения  к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. Опираясь на источники действовавшего права (обычное право, Законы ХП таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров), юристы при разборе тех или иных дел интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости (aequitas) и в случае коллизий зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum ius). Подобная правопреобразующая (и нередко правообразующая) интерпретация юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которую дал бы в изменившихся условиях сам справедливый законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации (прежде всего в силу ее аргументированности и авторитета ее автора) означало признание ее содержания в качестве новой нормы права, а именно нормы ius civile (цивильного права), которое охватывало, кроме того, также обычное право, законодательство народных собраний, преторское право. Правопреобразующая деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении.

Информация о работе Формы юридической деятельности в Античном Риме