Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

рассказывающих о древности  и содержащих мифы о богах и  героях,

исторические предания, генеалогию царских родов и т. д. Насчитывается

18 Пуран, разных по объему  и значению. Ill, 233. Основная пища

(annadya) - в первую очередь рис.

 

Ill, 234, Исполняющий обет (vratastha) - имеется  в виду ученик.

 

III. 239. Ч а и дала (сапйа1а)одна  из каст непрнкасяемых.

 

Ill, 241. Низкорожденный (avaravai-naJa)- спящий  по происхождению ниже

вари; в прежнем издании дано "щудра", что неверно, так как в III, 239

речь идет о чандале. Бюлер и  Бернелл оба переводят "low caste man".

 

Ill, 246. Прислуга (dasavarga)-рабы, слуги и  пр.

 

Ill, 247. Обряд приема в сапинды  (sapindakriyakarman)- обряд приема

умершего в число участников щрадлхи совершался на гриналцатый день или

спустя год после его смерти.

 

...пусть предлагает [только] одну  Линду-этот обряд называется

ekoddista ("совершаемый только для  одного").

 

III. 251. Полоскание рта (acamana) являлось  необходимым очистительным

обрядом.

 

Ill, 254. Гоштхи (gosthi) - значение термина не вполне ясно Абхьюдая

(abhyudaya)-это жертвоприношение совершается  при радостных событиях,

например при свадьбах.

 

Ill, 256. ...упомянутое ранее-видимо, имеются  в виду стихи III,

206-207.

 

Ill, 257. Пища отшельника-см, стихи VI, II-13, 21; в данном случае

имеется в виду дикорастущий рис.

 

Натуральная соль- соль каменная или  добытая из морской^ воды; она не

должна была подвергаться очистке.

 

Ill, 265. ...исполнит домашнее приношение-т.е.  разбросает остатки в

качестве жертвы духам (см. Ill, 70, 74, 87 и ел.).

 

Ill, 271. Белый козел (vardhrinasa)-такое  значение дает большинство

комментаторов; другое значение, "носорог", точнее соответствует

семантике слова (так переведено у  Бернелла); но приходится иметь в

виду, что носорог (khadga) упоминается и в следующем стихе.

 

Ill, 273. Знак Магха (magha) - одно из  созвездий, через которое

проходит луна; древние индийцы  насчитывали 27 или 28 таких созвездий.

 

Ill, 274. ...когда тень слона падает  к востоку-т. е. после полудня.

 

Ill, 284. В асу (vasu)-группа в восемь божеств из свиты Индры. Рудра

(rudra)-в древности бог бури. Позже,  видимо, стал отождествляться с

богом Щивой; указывается и группа богов-Рудр.

 

Адитья (aditya) - сын Адити (aditi), Бесконечности; божеств,

называемых так, насчитывалось от 7 до 12; обычно Адитьей именуется

Солнце.

 

IV, 1. Первая четвертая часть жизни-период  ученичества.

 

IV, 3. ...с в о йственн ы м  и ем у... занятиями (svaih karma bhir)

-для каждой варны полагались  определенные занятия (svakarman). Далее

об этом говорится подробнее.

 

IV, 4. Все термины, упомянутые  в этом стихе, используются  лишь для

классификации образов жизни. Буквальное значение терминов:

rta-праведный, amrta-бессмертный (дающий  бессмертие), mrta-смертный

(не дающий бессмертия), pramrta-гибельный (причиняющий другим живым

существам гибель), satyanrta-праведный  и лживый (т. е. основанный на

необходимости кривить душой), ^vavrtti-собачий  образ жизни. Далее и

тексте дается характеристика этих образов жизни.

 

IV, 5. Собирание зерна (uncha^ila) - сбор колосьев, остан. шихся на

чужом поле после уборки урожая его  хозяином.

 

IV, 7. [Наполненное] зернохранилище- согласно Медх. и Кул., имеется  в

виду запас на три года для  всей семьи. Другие комментаторы указывают

другие сроки.

 

Сосуд для хранения зерна- согласно Медх., имеется в виду запас на

шесть месяцев, согласно Кул. - на один год; есть и Другие толкования.

 

IV, 9. Шесть занятий-собирание колосьев, прием добровольного подаяния,

собирание милостыни, земледелие, торговля и обучение.

 

Тремя из них-согласно Медх., первыми тремя из упомянутых в стихах IV,

5 и 6: согласно другим - обучением,  жергвоприношением и принятием

даров.

 

...двумя--собиранием колосьев и  приемом добровольного подаяния (Медх.)

или жертвоприношением и обучением (Гов., Кул., Par., Нанд.).

 

Брахмасаттра (brahmasattra)-ежедневное чтение Веды: здесь, возможно,

обучение.

 

IV, 14. ...исполнять свой обряд-может  быть, особенно и. свете

последующих стихов, надо понимать иначе: "следовать присущему ему

занятию".

 

...достигает высшего состоян  и я т. е. соединения с брахмой,

 

IV, 15. ...способами, привлекающими  людей (prasaiigena) - так толкует

большинство комментаторов, имея в  виду музыку, пение, танцы и т. д.

 

IV, 19. Ни гама (nigama) - трактаты, объясняющие  Веды (грамматика,

этимологические словари и т. д.).

 

{V. 22. Этот и следующие два  стиха относятся к разным символическим

приемам исполнения великих жертвоприношений, которые упоминаются в

Упанишадах.

 

IV. 30. Еретик (pasandin)-объясняется комментаторами, как. чуждый

брахманизму аскет, неверующий в  Веду, буддист и т. д. Живущий подобно

кошке (baidalavratika)-см. IV, 195. Живущий подобно  цапле (bakavrtti)

- см. IV, 196. IV, 32. Неготовящий пищу- ученики  и отшельники. IV. 45.

Загон для коров (govraja) - выгон, где  пасутся коровы.

 

IV, 48. ...лицом (pa^yant) - букв. "смотрящий".

 

IV. 54. Внизу- под ложем и т.  п.

 

IV. 59. Корова -в тексте "корова" (go), но имеется в виду теленок.

 

IV, 61. Страна щудр (^udrarajya)--страна, и  которой царь, сановники и

т. д. щудры (М.едх" Кул.).

 

Низкорожденные (antyaja) - чандалы и т. д. (Кул., Par.). IV, 70.

Бесплодное дело-в отличие от IV, 63 здесь имеются в виду не только

физические действия, но и умственные усилия (Медх. и Кул.).

 

IV, 72. ...и и носить венок- Медх. дает несколько объяснений: гповерх

одежды", "вне дома" и др.

 

IV, 77. ...II ри помощи рук-т е.  вплавь. Этот стих и многие  другие в

этом разделе содержат предостережения  от возможны* опасностей со

стороны диких зверей, опасности  стать нечистым для выполнения ритуала

и т. д. На примере этих стихов особенно ясно видна неуместность

отношения к такого рода добрым советам, как к "законам". IV, 79.

Чандала (candala) -см..К, 12. Нулькаса (pulkasa) - см. X, 18. А н т

ьявасай и н (antyavasayiii 1 - см. X, 39

 

IV, 90. Что представляют собой  эти ады в древнеиндийской  мифологии, не

совсем ясно, даже списки их неодинаковы: у Ману только что (IV, 81)

был упомянут ад. которого в этом сводном  списке нет.

 

IV, 92. Период времени, посвященный  Брахме, - ночь делилась на три

части: последняя из них носила название, упоминаемое в тексте.

 

IV. 93. Первые н последние сумерки-т.  с. утренние и вечерние сумерки.

 

IV, 95. Месяцы щравана и бхадра-см. прям. к III, 217. Чхандасы

(cliandas) -- метрические части Вед. IV, 96. Пушья (pusya) - шестой

лунный день месяцев щравана, бхадра, пауша и маг-ха (см. прим. к III,

217): здесь имеется в виду пушья  месяца пауша.

 

Утсарджана (utsarjana) - церемония по случаю окончания ежегодного

периода учения, который продолжался  от 4,5 до 5 месяцев. IV. 97.

Утсарга (utsarga) - то же. что utsarjana. ...или  на день с ночью-это

противоречит IV, 119. IV, 99. ...в конце  ночи-если он проснулся рано и

приступил к чтению, ему не полагается прерывать чтение и идти спать,

даже если ночь ещё не кончилась.

 

IV, 100. Ежедневные мантры (nitya chandakrta) - "Савитри" и некоторые

другие части Ригведы, Яджурведы  и Самаведы.

 

Брахманы (brahman) - Медх. и Кул. объясняют  это как brahmana -

ритуальные части Вед.

 

IV, 104. ...не в [должное] время  го-да-т. е. не в период дождей, когда

грозы обычное явление.

 

IV, 106. Наступление света- имеется в виду г^явление солнца или звезд.

 

Остающееся - т. е. третье из упомянутых в IV. 103 явлений, дождь.

 

IV, 110. Щраддха в честь одного  предка- см. прим. к III, 247.

 

Р а х у (rahu) - демон, подстерегающий луну и солнце, чтобы поглотить

их; в тексте имеется в виду солнечное или лунное затмение.

 

IV, 115. ...ни в обществе-в обществе  собак, ослов или верблюдов

(Медх., Нар., Рагх.), или недостойных  людей (Нар.).

 

IV, 117. ...уста в виде руки-принятие  брахманом дара рукой подобно

вкушению им данной пищи, поэтому чтение Веды после принятия даров

такой же грех, как и чтение Веды после участия в поминальной  трапезе.

 

IV, 119. Упакарман (upakarman) - церемония  по случаю начала ежегодного

периода учебы.

 

IV, 123. Араньяки (aranyaka) - "лесная", название  книг,

предназначенных для отшельников, преданных благочестивому созерцанию и

размышлению о вопросах религии  и культа (см. прим. к 1, 3).

 

IV, 124. ...звук последней нечист-всякая  связь с мертвым вызывает

нечистоту. Нечистота Самаведы заключается  только в том, что нельзя

читать Ригведу и Яджурведу, когда поют Самазеду.

 

IV, 125. Сущность трех [Вед]-слог "0м"  и ^Савитри", см. II, 76-77.

 

IV, 130. Рыжий-у Эльмановича (и у  Бюлера) "бурая корова", но в  тексте

просто babhru; Бернелл переводит - "человек". Мнения комментаторов

также различны.

 

IV, 136. ...уничтожают человека-змеч  и кшатрий мстят проявлением

своего физического могущества, брахман - сверхъестественного:

заклинаниями и т. д.

 

IV, 137. См. также IX, 300.

 

IV. 139. "Хорошо!" (bhadram)- -восклицание,  означающее доброе

расположение, приветливость и  т. д. Смысл предписания заключается  в

том, что не следует скупиться  на проявления вежливости.

 

IV, 141. Даже простое указание этим  людям на их недостаток считалось

оскорбительным.

 

IV, 144. Впадины на теле-их насчитывали девять: два глаза два уха, две

ноздри, рот, детородный орган н  задний проход. IV, 147. Низшая

дхарма-см. II, 237.

 

IV, 148. Прежнее рождение (jati)-подразумевается  жизнь в

предшествующих существованиях.

 

IV, 164. См. также VIII, 299.

 

IV, 165-166. См. также XI, 206-207.

 

IV, 168. CM. XI, 208.

 

IV, 174. ...с корнем-с детьми, родственниками  и имуществом.

 

IV, 175. ...учит-глагол ",is означает  и "учить" и "наказывать".

 

IV, 180. Прислуга (dasavarga)-совокупность  слуг в доме, безразлично

рабов или свободных.

 

IV, 182. Учитель-владыка в мире  Брахмы-т. е. избегающий ссор  с

учителем достигает мира Брахмы; далее подобный же смысл (см. II, 244).

 

IV, 183. Вишвадевы (vi^vadeva) - так называли  группу из девяти или

десяти низших богов.

 

IV, 184. Бедные (kr^a) - букв. "слабый, истощенный". IV, 192.

...дваждырожденному-в данном случае  имеется в виду только брахман.

 

Живущий подобно кошке-см. IV, 195.

 

Живущий подобно цапле-см. IV, 196.

 

IV, 198. ...прикрывая грех исполнением  обета-суровое покаяние может

быть совершено только или грешником для искупления вины, или

безгрешным для приобретения духовной заслуги.

 

IV, 200. ...не будучи учеником (alifigin) - букв. "не имеющий знака";

lifigin - это не только ученик, но  и отшельник, аскет и т. д., каждый

из которых носил отличительный знак: ученик- пояс, отшельник - шкуру в

качестве одеяния, аскет - желтую одежду и посох и т. д. В тексте

имеются в виду обыкновенные нищие, просящие милостыню под видом

исполняющих обет.

 

IV, 203. ...в прудах, выкопанных богами (devakhatesu tadagesu),-т. е.

в естественных водоемах.

 

IV, 208. Брахман (bhi-una) - это слово  значит и "зародыш", и

"брахман".

 

IV. 209. Объединение (^апа)-Кул. и  Гов. указывают, что это может  быть

община брахманов, живущих при  храме.

 

IV, 212. Угр а-возможно, член касты  утра (см. X, 9); ugra значит

вообще жестокий.

 

...после прихлебывания веды-имеется  в виду пища. не съеденная во  время

трапезы: свидетельством окончания  трапезы было прихлебывание воды для

полоскания рта.

 

...н е являющуюся нечистой  в течение десяти дней (anirda^a) - пища в

доме, где родился ребенок или  кто-либо умер, считалась нечистой в

течение десяти дней (см. IV, 217).

 

IV, 215. Ниш ада (nisada) - одна из  низших каст отверженных: согласно

брахманской классификации нишада считался сыном брахмана и щудрянкн

(см. X, 8). IV, 218. Пища царя-царь ранее не упоминался; но в стихе

213

 

фигурировал правитель города; видимо, считалось, что пища, данная

правителем города, является фактически данной царем. Может быть, под

правителем города понимается царь. Кожевник (carmavakartin) ранее не

упоминался. IV, 222. Криччхра-см. XI, 212.

 

IV, 223. ...щудру, не исполняющего  щраддхи,-это про. тиворечнт IV,

211, где никаких оговорок нет.  Ночь-здесь "ночь" означает  сутки.

 

IV, 234. Согласно Кул. он получает  в следующей жизни те же  дары,

которые дает другим в этой.

 

IV, 242. Труднопроходимая тьма- подразумевается  тьма ада IV, 248. См.

IV, 210-213.

 

IV, 253. Тот, кто нанимается (atiTianarri nivedayet),-букв. "объявляет

себя", "предлагает себя". Имеются  в виду наемные работники, о которых

идет речь в следующих стихах.

 

IV, 256. ...кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем,-букв.: "Кто

же ворует то слово, тот человек  ворует все".

 

IV, 257. Уплатив долг великим риши, предкам и божествам, -уплатив  долг

великим риши изучением Веды, предкам - рождением сыновей,

божествам-принесением жертв.

 

V, 1. Происшедший от огня (analaprabhava)-в  1, 35 он был назван сыном

Many. См. также V, 3.

 

V, 6. Щелу (?е1и)-растение Cordia mixa. Многие  виды животных и

растений, упоминаемые далее в V, II-16 и др., или вовсе не

идентифицированы, или в отношении  их существуют большие расхождения  В

дальнейшем будет даваться только русская транскрипция. V, 20. С

амтапан а-см. XI, 213.

 

Лунное покаяние-см, прим. к VI, 20; также XI, 219. V, 21. Криччхра-см.

XI, 212.

 

V, 27. ...о кропленное- оставшееся после жертвоприношений. ...по

желанию брахманов-с разрешения брахмана, на авторитет которого в

данном вопросе можно положиться (Медх.).

Информация о работе Царский судебник