Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".

Вложенные файлы: 1 файл

История России.docx

— 297.08 Кб (Скачать файл)

Несмотря  на это, период «застоя» отмечен как  значительными научными открытиями, так и большими творческими успехами мастеров культуры. В числе выдающихся деятелей той эпохи — ученые Ж. Алфёров, Б. Патон, педагоги В. Шаталов, Ш. Амонашвили, писатели В.Аксенов, В.Астафьев, Ф. Искандер, музыканты Д. Тухманов, М. Ростропович. Период расцвета переживал советский кинематограф, большой популярностью пользовались картины братьев Н. и А. Михалковых, Л. Гайдая, А. Германа и других режиссеров. Широкое распространение получила так называемая «авторская» песня, всенародно известными стали барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др.

В обществе, особенно в среде интеллигенции, были сильны критические настроения, которые уже невозможно было запретить. Духовная оппозиция властям выразилась как в открытых митингах протеста диссидентов, так и в создании целого пласта подпольной литературы — «самиздата». Все очевидней становилась невозможность существования консервативной партийно-бюрократической системы, назревала необходимость серьезных перемен.

Тема 35. Перестройка  в СССР

1. Приход  к власти М.С. Горбачёва. Начало  «перестройки»

Нараставшие кризисные явления в экономике, среди которых резкое падение темпов прироста национального дохода, на фоне быстрого развития стран Запада отчетливо ставили перед руководством государства задачу изменения существующих порядков. Первые попытки выхода из сложившейся ситуации были предприняты после смерти Л. И. Брежнева (1982) сменившим его Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым. Бывший руководитель КГБ СССР попытался методом «закручивания гаек» добиться увеличения производительности труда и укрепления дисциплины. И Ю. В. Андропов и сменивший его в 1984 г. К. У. Черненко были твердыми сторонниками сложившейся политической системы. Однако уже в то время было очевидно, что только косметическим ремонтом советского строя невозможно решить проблему вывода страны из тупика.

Избранный в марте 1985 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёв тоже не сразу пошел на кардинальные изменения. На первом этапе «перестройки» (1985—1988) основными лозунгами развития страны стали ускорение темпов производства, гласность принимаемых решений и борьба с потреблением алкогольных напитков. При этом система управления государством оставалась без изменений — при формальной власти советов народных депутатов все вопросы развития страны решал партийный аппарат ЦК КПСС. Поэтому попытки провести реформы традиционным советским путем потерпели неудачу — непоколебимый огромный бюрократический аппарат (18 млн. человек) тормозил позитивные начинания. Так, несмотря на принятие прогрессивных законодательных актов о госпредприятии и кооперации в 1987—1988 гг., номенклатура продолжала руководить производством, не допускала равноправия различных форм собственности. Кроме того, непродуманное повышение заработной платы разбалансировало народное хозяйство, привело к кризису финансовой системы. Ситуацию усугубили и два чрезвычайных происшествия: авария на Чернобыльской АЭС (1986) и землетрясение в Армении (1988). Все эти факторы привели к нарастанию социальной напряженности в обществе. Становилось очевидным, что все попытки М. С. Горбачёва и его окружения построить «гуманный, демократический социализм» в рамках существующей системы были обречены на неудачу.

2. Общественно-политическая  борьба 1985-1991 гг.

Второй  этап «перестройки» (1989—1991) ознаменовался  нарастанием социально-политической напряженности в обществе. Центральная власть все меньше могла контролировать происходившие на всем пространстве Союза ССР процессы, которые быстро вышли за рамки провозглашенного М. С. Горбачёвым «социалистического обновления». В этот период происходит стремительное усиление роли руководителей регионального и республиканского уровня, «парад суверенитетов» и распад единого союзного государства на 15 независимых стран.

Первым  серьезным шагом руководства  СССР по изменению самой системы государственной власти стало внесение поправок в Конституцию страны. Верховным органом законодательной власти стал избираемый на альтернативной основе Съезд народных депутатов СССР. Прошедшие весной 1989 г. выборы показали наличие в обществе неоднороднойпо своему составу оппозиции коммунистической партии. При этом общими требованиями как демократов, так и националистов стали отказ от руководящей роли КПСС, дальнейшая демократизация общества, повышение уровня жизни народа.

В союзных республиках (особенно прибалтийских) все громче звучали требования об отделении от СССР. Часть республиканских компартий вышла из КПСС, организовав самостоятельные партии социал-демократического типа. Внутри КПСС к 1990 г. также произошел раскол — образовалось несколько идейных течений от либералов до сталинистов. Стало очевидным, что в условиях демократизации общественной жизни и внедрения элементов рынка коммунистическая партия перестала обладать монополией на власть.

В создавшейся ситуации большую роль в жизни страны стали играть появившиеся  общественные движения и политические партии. Важнейшей формой политического движения стали «народные фронты» в союзных республиках. Созданные поначалу для поддержки «социалистического обновления» они довольно быстро взяли курс на достижение суверенитета и провозглашение независимых государств. Из объединений общесоюзного масштаба, заявивших о себе в 1989—1990 гг., следует выделить Межрегиональную депутатскую группу, ратовавшую за проведение рыночных реформ и создание демократического   государства.   Ее   лидеры   (А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов и др.) получили всенародную известность своими выступлениями на Съездах народных депутатов СССР (1989—1990). Особо следует отметить роль Б. Н. Ельцина в тот период. Он впервые громко заявил о себе как стороннике серьезных социально-экономических преобразований еще в октябре 1987 г., будучи Первым секретарем городского комитета КПСС. Выступая с критикой консервативных сил в компартии, он позднее стал одним из лидеров «Демократической платформы» в КПСС и Межрегиональной депутатской группы.

3. Распад  СССР и образование СНГ 

В условиях ослабления государственной  машины вспыхнули тлевшие до этого времени межнациональные конфликты. Первым из них стал вылившийся в вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном спор о принадлежности Нагорного Карабаха (1988). В 1989—1991 гг. произошли 184 кровопролитные стычки в Средней Азии (Фергана, Ошская область, Душанбе и др.). Интенсивные боевые действия с применением артиллерии и авиации велись в Южной Осетии, позднее в Абхазии. Помимо этого во многих частях Советского Союза стали образовываться, часто при поддержке центра, различные объединения граждан, протестовавшие против стремления союзных республик к отделению от СССР. В Молдавии такое противостояние привело к провозглашению независимости Приднестровского района, большинство населения которого составляли русские и украинцы.

Накал политической борьбы в обществе сопровождался  ухудшением социального положения  граждан. Не имея программы коренных реформ, правительство СССР не смогло стабилизировать экономику. Всеобщий дефицит товаров, спад уровня жизни населения привели к началу широкого забастовочного движения по всей стране. Попытки летом 1990 г. провести в жизнь программу «500 дней», рассчитанную на поэтапный переход к рынку, провалились вследствие сопротивления консервативной части бюрократии.

Таким образом, налицо был серьезный социально-политический кризис союзного государства. Уже с марта 1990 г. национальные республики одна за другой начали принимать декларации о государственном суверенитете. Стремление обрести независимость привело к бойкоту референдума о сохранении единого Союза СССР (март 1991 г.) в Прибалтике, Молдавии, Грузии. Решающий вклад в распад Советского Союза внесла попытка консервативной верхушки государственного аппарата захватить власть в стране, устранив законно избранного в 1990 г. Президента СССР М. С. Горбачёва. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г. И. Янаевым 19 августа 1991 г. объявил о запрете оппозиционных партий и введении контроля над средствами массовой информации, ввел войска в ряд городов. Тем самым был сорван переговорный процесс между республиками и центром, упущен имевшийся шанс на подписание нового союзного договора. Подавление путча ГКЧП усилиями руководства России во главе с Б. Н. Ельциным коренным образом изменило ситуацию в стране. Деятельность КПСС была прекращена, власть окончательно перешла к лидерам национальных элит. О своем выходе из СССР вслед за, республиками Прибалтики заявили Молдавия, Грузия, Украина. К декабрю 1991 г. в СССР формально остались только Россия и Казахстан.

Юридическим закреплением распада СССР стало  подписание в Беловежской пуще в декабре 1991 г. договора между Россией, Украиной и Белоруссией о прекращении деятельности всех структур Советского Союза. Там же было объявлено об образовании Содружества Независимых государств (СНГ) в качестве межгосударственного объединения трех стран. В 1991 г. к СНГ присоединились еще восемь государств бывшего СССР, а в 1993 г. — Грузия. Таким образом, на постсоветском пространстве образовалось пятнадцать независимых государств, двенадцать из которых (кроме прибалтийских стран) продолжали сотрудничать между собой в рамках СНГ.

Тема 36. Становление  новой суверенной России

1. Государственно-политическое  развитие Российской Федерации 

Становление российской государственности после  распада СССР протекало в сложных условиях. Экономический кризис порождал массу недовольных граждан, готовых поддержать популистские лозунги противников курса рыночных реформ. В 1991—1993 гг. в оппозиции президенту и правительству находились организации коммунистического толка (Социалистическая партия трудящихся, Союз коммунистов, Коммунистическая партия Российской Федерации и пр.), Либерально-демократическая и Аграрная партия России. Оппозиция имела большинство в представительных органах власти — на Съезде народных депутатов, в Верховном Совете. На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. конфликт приобрел открытый характер; обе стороны были вынуждены прибегнуть к посредничеству Конституционного суда и подписать соглашение «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Однако достигнутое соглашение носило временный характер. Уже весной 1993 г. отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти обострились вновь. Оппозиция по-прежнему блокировала принятие вносимых Правительством законов и пыталась отстранить от власти Б. Н. Ельцина путем голосования на IX Съезде народных депутатов в марте 1993 г. Проведенный в апреле всероссийский референдум, поддержавший проводимый правительством курс рыночных реформ, тем не менее не смог положить конец противостоянию.

21 сентября 1993 г. была открыта новая страница современной политической истории России. В этот день Б. Н. Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым приостанавливалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а также объявлялось о проведении выборов в новый двухпалатный парламент — Федеральное собрание.

В ответ на этот указ срочно созванный X Съезд народных депутатов России проголосовал за снятие Б. Н. Ельцина  с поста президента и назначение на эту должность А. В. Руцкого, который сформировал параллельное правительство. Попытки Конституционного суда не допустить двоевластия в стране не увенчались успехом. С начала октября оппозиционные силы приступили к боевым действиям — 3 октября ими была захвачена московская мэрия, группа боевиков отправилась на штурм телецентра в Останкино. В ночь с 3 на 4 октября в Москве было объявлено чрезвычайное положение, правительство ввело в столицу части Российской армии. 4 октября вооруженное выступление оппозиции было подавлено, а ее лидеры (А. В. Руцкой, Р. И. Хасбулатов, А. А. Макашов и др.) арестованы. В ходе столкновений в Москве погибло около 150 человек.

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции России, выработанной под руководством президента. После принятия этого документа на референдуме Россия стала фактически президентской республикой, в которой глава государства обладает всеми полномочиями исполнительной власти. Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации) палат, наделяется исключительно законодательными полномочиями. Конституция закрепила право частной собственности, гарантировала права и свободы граждан России. Одновременно с референдумом состоялись выборы в V Государственную Думу Российской Федерации (если считать с момента появления этого института власти в 1906 г.).

Сложившаяся после 1993 г. система власти в основном сохранилась до нашего времени, несмотря на всю остроту политической борьбы в обществе. Согласно Конституции выборы Президента Российской Федерации состоялись в 1996 г. (победу одержал Б. Н. Ельцин), и в 2000 г. (новым главой государства был избран В. В. Путин). Выборы в VI Государственную Думу состоялись в декабре 1995 г., а в VII — в декабре 1999 г. При этом сложной, не до конца урегулированной конституционными актами проблемой по-прежнему остается сфера национально-государственных отношений. При формировании новых структур власти возникла необходимость разграничения полномочий между федеральными органами и субъектами Российской Федерации. В феврале 1994 г. первым документом о разграничении полномочий стал договор между центральной властью и Татарстаном, после которого аналогичные документы стали оформлять и другие субъекты единого государства. Серьезные дополнения в сложившуюся систему национально-государственных отношений были внесены в 2000 г. с образованием семи федеральных округов. Согласно новым законам региональные силовые структуры подчиняются непосредственно представителю президента в федеральном округе, а Совет Федерации комплектуется парламентариями, работающими на постоянной основе. Представляется, что конечная цель проводимой руководством страны политики заключается в создании новой вертикали власти, способной обеспечить в полном объеме исполнение воли президента.

2. Социально-экономические  преобразования 

Кардинальные  экономические преобразования российское правительство начало проводить с января 1992 г. При этом приоритетными направлениями реформы стали либерализация цен, приватизация государственной собственности, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. В аграрном секторе был взят курс на акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"