Шпаргалка по "Истории восточных славян"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.
Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИВС ответы1.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение  опустевших византийских земель славянскими общинами, значительное расширение здесь запашки и подъем целины.

Для основной восточнославянской территории успех византийских походов был показателям, во-первых, возросшего уровня производительных сил, при котором уже можно было снаряжать десятки или сотни очень крупных военных экспедиций; во-вторых, окрепшего объединения славянских племен и, в-третьих, усиления князей не только на завоеванной византийской территории, но и в пределах основных славянских земель, куда возвращались из походов многие дружины.

К 9в. значительно  расширилась область, заселенная славянами. Помимо исконной территории в Восточной Европе славяне расселились в землях северо-восточных угорских племен (Приладожье, Верхняя Волга) и в 6 и 8в. колонизировали черноземные степи.

На протяжении 6-8вв. у славян продолжался интенсивный  распад родо-племенных связей. Отдельные  семьи, объединенные уже не на основе родства, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную общину. В пределах общины развивался институт частной собственности, вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечалось оружие, кони и другое имущество.

Походы на Византию способствовали распаду первобытнообщинных отношений у славян, так как во время этих походов обогащались многие их участники и особенно племенная знать – князья и бояре.

Византийские  источники 6-7вв. сохранили имена  славянских князей 4-6вв. В некоторых  случаях отмечалось имя отца князя, что может свидетельствовать о передаче власти по наследству.

Создание как  временных, так и длительных союзов племен еще более усложняло структуру  славянского общества и выдвигало на место старых кровных связей связи территориальные.

Этническая  история Восточной Европы второй половины 1 тыс. н.э. Славяне, варяги, кочевники.

В 4в. образовался  сильный союз гуннских племен, которые  прошли через Керченский пролив в Европу и в 70-х годах 4в. обрушились на славян, готов и Римскую империю. В 5в. гуннский вождь Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была степная долина Среднего Дуная. Нашествие гуннов очень тяжело сказалось на покоренных ими племенами. В 5в. исчезает устойчивая, существовавшая около трех столетий славянская земледельческая культура лесостепной полосы с ее довольно развитой торговлей. Славяне обогатили гуннов элементами своей культуры, но их собственное развитие было сильно нарушено нашествием кочевников. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. Одна часть племен осталась на Дунае и в Причерноморье, а другая откочевала обратно на восток.

На территории Алтая и Монголии в результате завоевания тюрками соседних племен сложилась обширная держава – Тюркский каганат. В конце 6в. западная часть этого государства временно обособилась под названием Западнотюркского каганата, занимавшего часть современного Казахстана и Киргизии. Тюрки неоднократно совершали походы на земледельческие области Средней Азии и постепенно заселяли их. У Тюркского каганата были торговые связи с Китаем и Византией.

В степных пространствах  Причерноморья, Северного Кавказа  и Поволжья образовались три тюркских племенных союза, превратившихся затем в государства: аварский, хазарский и болгарский. В их состав, очевидно, вливались новые орды кочевников, приходивших сюда из заволжских и закаспийских степей. Авары в 6в. повторили в известной мере движение гуннов, обрушившись на славян и создав между Дунаем и Карпатами воинственную державу – Аварский каганат, просуществовавший до начала 9в.

В 6-7вв. хазары кочевали в восточной прикаспийской части  Северного Кавказа, совершая через  Дербентский проход набеги на богатые области Закавказья.

Около 7в. сложилось  Хазарское государство, во главе  которого стоял каган. Нижняя Волга  нередко называлась «Хазарской рекой». Сами хазары вплоть до 10в. оставались кочевниками-скотоводами.

В 7-9вв. хазары распространили свою власть на Крым, Приазовье и  часть болгарских племен. Возможно, что в это же время они взимали дань с некоторых славянских племен. В пределах Хазарии славяне жили на Нижнем Дону.

Примерно в 8в. в южнорусских степях, на северо-западе от Хазарии, появились венгры (мадьяры) – объединение приуральских племен, переселявшихся в Приазовье из районов Южного Урала. Позднее, в 9в., они прошли на Дунай, где и основали Венгерское государство.

Болгарские племена, кочевавшие в районе Азовского моря, были родственны аварам и хазарам, представляли одно из ответвлений тюркской языковой семьи.

Около 7в. болгарские племена разделились на четыре группы. Две из них продолжали кочевать в Приазовье («черные болгары»). Третья группа племен отправилась на запад и подчинила себе в конце 7в. славянские племена на Дунае, которые также стали называться болгарами. Четвертая группа болгарских племен («серебряные болгары») перекочевали в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных племен. Здесь было создано государство, просуществовавшее до 13в. Столицей Волжской Болгарии являлся город Булгар (Болгар), находившийся на берегу Волги, южнее устья Камы.

Около 10в. в Волжской Болгарии сложились феодальные отношения. В начале 10в. болгары приняли ислам, что укрепило связи Болгарии со Средней Азией.

Формирование  раннегосударственных отношений у  восточных славян.

Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства – все это подготавливало возникновение нового феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.

Сложившееся к 9в. древнерусское государство возникло в результате очень длительного  и постепенного раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего 1 тысячелетия н.э.

Вопрос о начале Русского государства интересовал уже летописцев 11-12вв. Самые ранние летописи начинали, по-видимому, свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем Киева и Киевского княжества. Легенда о построении Киева Кием и его братьями Щеком и Хоривом возникла, очевидно, задолго до 11в., так как  она уже в 8в. оказалась записанной в армянской хронике. По всей вероятности, время Кия – это период славянских походов на Дунай и в Византию. Автор «ПВЛ» сообщает, что Кий ездил в Царьград, был почетным гостем византийского императора, построил город на Дунае, но потом вернулся в Киев. Далее в «ПВЛ» следует описание борьбы славян с кочевниками-аварами в 6-7вв. Некоторые летописцы началом государственности считали «призвание варягов» во второй половине 9в. и к этой дате подгоняли все остальные известные им события ранней русской истории (Новгородская летопись) эти сочинения использовались для обоснования своей теории норманистами.

Государство Русь сложилось из пятнадцати крупных, населенных восточными славянами, областей, хорошо известных летописцам. Около Киева издавна жили поляне, которых летописец называет русью. Их соседями на востоке были северяне, вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, на западе соседями полян были древляне, еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан, дулебов. Крайними восточнославянскими областями были земли тиверцев.

Севернее полян  и древлян находились земли дреговичей, а на восток от них, по реке Сожу –  радимичей. На Оке и Москве-реке жили вятичи, граничившие с неславянскими племенами Средней Оки. Северные области летописец называет землями кривичей, полочан и словен.

В исторической литературе за этими областями укрепился  условный термин «племена». По своим  размерам эти славянские области так велики, что могут быть сопоставлены с целыми государствами. Каждая из них являлась объединением нескольких мелких племен, названия которых в источниках не сохранилось.

В глубокой древности  славянство состояло, по-видимому, из 100-200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно в 40-60км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина и общеплеменное ополчение («полк», «тысяча»). В пределах племени был свой «град», где собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там имелось святилище. Эти «грады» еще не были настоящими городами, но многие из них с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города.

Следствием крупных  изменений в структуре родовых  общин, сменяемых соседскими, явился процесс формирования союзов племен. Чем сильнее шел процесс распада первобытной родовой замкнутости, тем прочнее и долговечнее становились союзы племен.

Развитие мирных связей между племенами, или военные  победы одних племен над другими, или необходимость борьбы с внешней опасностью содействовали созданию союзов племен.

Таким образом, на протяжении 6-9вв. возникали предпосылки  феодальных отношений и происходил процесс складывания древнерусского феодального государства.

Социально-экономические  условия и внешние факторы  образования Древнерусского государства. Норманизм и антинорманизм. Теории происхождения названия «Русь».

В середине 9 века в Восточной Европе появились варяги. Они появились в Новгородской земле и стали собирать дань с новгородских словен, кривичей, угорских племен. Однако в летописях упоминается, что местные люди отказались давать дань и прогнали их за море и «начали властвовать сами по себе». Однако среди северных племен вспыхивали войны. Тогда они, и в первую очередь новгородцы, «пригласили» к себе князя Рюрика. Летописцы считали, что усобицы делали такое «приглашение» целесообразным и даже необходимым. В то время общество находилось на такой стадии развития, когда отсутствие князя оборачивалось для народа бедствием. Летописный рассказ про «приглашение» повествует как появилась варяжская династия в Новгороде, а затем и в Киеве. С решением вопросов о происхождении государства Руси обычно начинались споры о происхождении слова «Русь». В новгородских и киевских летописях сказано однозначно: русами назывались варяги («Пошли за море, да варягов, да руси. Бо так звали тех варягов – рус»). Отсюда и название государства – Русь. Вопрос этот, однако, очень сложный, противоречивый и окончательно нерешенный. Теперь большинство историков придерживаются мнения, что у восточных славян к 9 веку существовали все социально-экономические условия для возникновения государственности. Появление варягов решающего значения не имело, возможно, они ускорили этот процесс. Сын Рюрика, Игорь, был малолетним, когда умер его отец. Родственник Рюрика, князь Олег, начал собирать и подчинять восточно-славянские земли, какие находились за гранью Новгородской земли. В 882 году Олег захватил Киев «матерью городом русским». Объединение под властью одного князя городов Новгорода и Киева было важным событием в развитии восточно-славянской государственности. Олег и Игорь были первыми киевскими князьями, которые подчинили своей власти почти все племенные объединения восточных славян. Подчинение осуществлялось исключительно силой. Случалось, когда власть в Киеве переходила от одного князя к другому, отдельные племенные княжества отказывались платить дань. Киевские великие князья опирались на свою дружину, которая содержалась за счет собираемой дани. В то время сбор дани походил на грабеж. Опираясь на дружину, киевские князья представляли Русь в международных делах. При Ярославе Мудром фактически завершилось основание Руси, как формально единого государства. Так возникла Киевская Русь или по-другому Древнерусское государство.

Русская феодальная историография 16-17вв. связывала раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы - скифами, сарматами, аланами; название Русь производили от сарматского племени роксаланов.

В 18в. некоторые  из приглашенных в Россию немецких ученых (Байер, Миллер, Шлецер) создали  теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на русскую летопись, передающую легенду о призвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев (Рюрика, Синеуса и Трувора) – варягов, норманнов по происхождению, эти историки утверждали, что норманны были создателями Русского государства. «Норманисты» полагали, что славяне в 9-10вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела. Всю культуру Руси они приписывали варягам; само название Русь связывали только с варягами.

Противоположного  мнения придерживались «антинорманисты», к которым относился и М.В. Ломоносов.

Большинство дореволюционных историков вопросы  происхождения Русского государства  связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь», о котором говорят летописцы. «Норманисты» настаивали на том, что «русь» – это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии.  Но отсутствие в Скандинавии племени или местности по имени «русь» поколебало тот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории. Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племен и т.д.

Иранский  географ середины 9в. Ибн-Хордадбех  указывает, что «русы суть племя  из славян». В летописях имеются указания по поводу происхождения названия «русь». Во-первых, в «Повести временных лет» сказано относительно полян: «яже ныне зовомая русь». Следовательно: древнее племя русь находилось где-то в среднем Приднепровье, близ Киева, возникшего в землях полян, на которых впоследствии перешло имя руси. Во-вторых, в разных русских летописях времени феодальной раздробленности замечается двоякое географическое название слов «Русская земля», «Русь». Иногда под ними понимают все восточнославянские земли, иногда они употребляются в очень узком, географически ограниченном смысле, обозначая лесостепную полосу от Киева и реки Роси до Чернигова, Курска и Воронежа.

 

Внутренняя и  внешняя политика Древнерусского государства  в конце 9 – начале 11 в.

Древнерусское государство вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших образованию государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники  стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории восточных славян"