Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".
Родился во Флоренции в семье бедного юриста (1469-1527). Систематического образования не получил. В 1498 году, после казни Савонаролы и смены правительства, стал вторым канцлером Флорентийской республики. Он умел угодить каждому из правителей, будь то Чезаре Борджиа или Пьеро Содерини; но когда к власти во Флоренции пришло семейство Медичи, Макиавели был вынужден удалиться в изгнание.
В поместье под Флоренцией в 1513 году он написал два трактата, прославивших его далеко за пределами Италии - "Князь" и "Рассуждения о десяти первых книгах Тита Ливия". Впоследствии получил разрешение вернуться во Флоренцию, но с семьей Медичи продолжал конфликтовать до самой смерти.
История Флоренции - это был объемистый трактат, над которым Макиавелли работал в 1520-1527 годах по заказу Флорентийского университета, напрямую подчинявшегося кардиналу Джулио Медичи. В этой книге описывались события вплоть до 1492 года. Макиавелли остановил повествования за два года до того момента, как семейство Медичи, фактически управлявшее городом, было свергнуто и изгнано.
В 1512 году представители
рода Медичи вернулись к власти, а люди,
придерживающиеся демократических убеждений,
вроде Макиавелли, сами подверглись опале.
Макиавелли своим сочинением надеялся
заслужить прощение и благосклонность
Медичи и снова получить какой-нибудь
государственный пост. Однако, он так и
не смог заставить себя написать дурно
о коротком периоде народного правления…
«История» и сегодня полна глубокого смысла,
она доносит до нас напряженный драматизм
эпохи Возрождения — времени великих
взлетов и великих падений. Её страницы
заполнены реальными действующими лицами.
Человек, гражданин, народ, страна — вот
главные темы его «Истории». Острые социальные
схватки — закономерность, движущая весь
исторический процесс, — такова концепция
Макиавелли-историка. Это первая в истории
европейской мысли книга, сочетающая в
себе глубокий анализ человеческой жизни,
тонкий психологизм и широкое мировоззрение,
и первое исследование, посвященное истории
Италии. Здесь прошлое изучается на фоне
современности для использования опыта
побед и поражений в Италии будущего.
Первая книга «Истории»
охватывает период от Древнего Рима до XV века. Последующие
три книги посвящены событиям до установления
власти Медичи в 1434 году. Вторая часть
труда, состоящая из четырёх книг, доведена
до смерти Лоренцо Медичи в 1492 году.
«Историю Флоренции» высоко ценил К. Маркс, считая её шедевром
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22
Творчество Бенджамина Франклина (1706-1790). Выдающийся политический деятель, один из лидеров Американской революции, Франклин был крупнейшим ученым-энциклопедистом и экономистом, философом и историком 3.
Существенное место в его творчестве
занимали морально-этические проблемы.
В «Альманахе Бедного Ричарда» (1732- 1758)
и «Автобиографии» (1751) были сформулированы
нормы повседневного обихода ремесленника, купца,
фермера. Франклин высмеивал праздность,
расточительность и прославлял трудолюбие,
бережливость, благоразумие. Важными чертами
нового буржуазно-
В памфлете «О работорговле» (1790) Франклин, опираясь на естественно правовое учение, отмечал не только аморальность рабства, но и его экономическую неэффективность по сравнению с трудом наемных рабочих.
В предреволюционный период в своих произведениях Франклин рассматривал политические вопросы национального значения, он стал крупнейшим выразителем антиколониальной критики. В публицистических статьях и, особенно в работе «Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании» (1759) он неоднократно обращался к истории для аргументации права североамериканских колоний на независимость. Франклин отвергал провиденциалистский подход к истории и выступал против тех, кто интересуется лишь «великими» событиями - историей войн и полководцев, а не историей «мельчайших существ» - простых поселенцев колоний. В «Историческом очерке...» Франклин рассматривал историю Пенсильвании прежде всего под углом зрения борьбы колониальных ассамблей против деспотической власти метрополии. Обосновывая право североамериканских колоний на самоуправление, он обращался к Теории договорного происхождения верховной власти.
В его «Историческом очерке...» содержится немало ценных сведений об экономике американских колоний, финансах Пенсильвании, экономических противоречиях между Англией и ее американскими владениями.
Заметное место в творчестве Франклина занимала тема индейцев. В «Заметках относительно дикарей Северной Америки» (1784) и других исследованиях Франклин на основе собственных наблюдений, опираясь на опыт многочисленных путешественников, анализирует различные стороны жизни и быта индейцев. Он с симпатией рисует общественно-политическое устройство индейских племен, характеризуя его как демократическое, и противопоставляет так называемых дикарей их цивилизованным соседям
Т. Джефферсон
Томас Джефферсон (1743-1826) - выдающийся мыслитель, представитель революционного крыла просветительства, являлся, так же как и Франклин, крупным американским государственным и общественным деятелем эпохи Войны за независимость.
Написанная Джефферсоном Декларация независимости (1776) способствовала креплению за ним славы ведущего идеолога Американской революции. Декларация независимости явилась не только «свидетельством о рождении США», но и воплощением основных принципов американского Просвещения. Доктринам о равенстве жителей колоний и метрополий, об общественном договоре, о суверенитете народа и праве на революцию. О степени радикальности воззрений Джефферсона свидетельствует замена в Декларации независимости термина «собственность» формулировкой «стремление к счастью». Этой формулировкой Джефферсон обнаруживает связь с демократическими мыслителями французского Просвещения.
В Декларации независимости была, как бы сформулирована историческая концепция происхождения революции. Помимо теоретических положений, из которых вытекало, что революция - результат развития колоний и существующая королевская власть не соответствует возросшему самосознанию жителей колоний, в Декларации независимости подробно перечислялись «злоупотребления и насилия» короля.
Страдания городских низов Лондона и Парижа произвели на него гнетущее впечатление. Но еще до своего путешествия в Европу он считал, что естественное право каждого человека на землю может быть реализовано в Северной Америке, будущая Америка мыслилась ему как фермерская республика, где процветают высокие гражданские добродетели.
Причины зла, царящего в обществе, он искал в частной собственности, и прогресс видел в появлении новых приемов производительной деятельности человека.
Джефферсон резко выступил против тех историков, которые принижали значение революции в США; он был убежден, что лучшим средством борьбы против тирании является просвещение народа, которому «следует дать знание исторических фактов, содержащих опыт других поколений людей».
Т. Пейн
Томас Пейн (1737-1809) занимал наиболее радикальные позиции в американском Просвещении. «Моя родина там, где есть свобода»,- сказал однажды Франклин Пейну. «А моя родина там, где нет свободы»,- ответил на это Пейн, вся жизнь которого была борьбой против деспотизма и социальной несправедливости: в США, где он являлся идеологом освободительной борьбы, в Англии, где он родился, во Франции, где он был членом революционного Конвента.
Славу Пейну принесли памфлет «Здравый смысл» (1776), сыгравший роль колокола, призывавшего подняться на освободительную борьбу, и публикации «Американские кризисы», которые по приказу Вашингтона зачитывались в армии как боевые приказы. В «Здравом смысле» Пейн, проанализировал причины войны, показал историческую неизбежность разрыва между североамериканскими колониями и Англией. Он впервые в американской просветительской литературе с предельной ясностью показал, что в основе английской колониальной политики в Америке лежат экономические интересы и что Англия систематически эксплуатирует колонии, препятствуя их развитию.
В «Американских кризисах» Пейн кратко прослеживает важнейшие военные и политические события Войны за независимость. Он оценивает Войну за независимость как народную войну, захватившую большинство слоев американского общества.
Итогом выступлений Пейна по истории Войны за независимость был опубликованный в 1782 г. памфлет «Письмо аббату Рейналю - о делах в Северной Америке» 9
Новый этап в творчестве Пейна связан с его участием во Французской революции. С особой силой революционные идеи Пейна прозвучали в работе «Права человека» (1791 -1792), Пейн развил положение о праве народа на революцию, выдвинув идею необходимости постоянного возобновления «общественного договора» для приведения его в соответствие с волей большинства народа.
В «Аграрной справедливости» (1797) Пейн осудил существовавшую систему распределения собственности, которая обрекает множество людей на нищету. Он умер в одиночестве и нищете.
Родился во Флоренции в семье бедного юриста (1469-1527). Систематического образования не получил. В 1498 году, после казни Савонаролы и смены правительства, стал вторым канцлером Флорентийской республики. Он умел угодить каждому из правителей, будь то Чезаре Борджиа или Пьеро Содерини; но когда к власти во Флоренции пришло семейство Медичи, Макиавели был вынужден удалиться в изгнание.
В поместье под Флоренцией в 1513 году он написал два трактата, прославивших его далеко за пределами Италии - "Князь" и "Рассуждения о десяти первых книгах Тита Ливия". Впоследствии получил разрешение вернуться во Флоренцию, но с семьей Медичи продолжал конфликтовать до самой смерти.
История Флоренции - это был объемистый трактат, над которым Макиавелли работал в 1520-1527 годах по заказу Флорентийского университета, напрямую подчинявшегося кардиналу Джулио Медичи. В этой книге описывались события вплоть до 1492 года. Макиавелли остановил повествования за два года до того момента, как семейство Медичи, фактически управлявшее городом, было свергнуто и изгнано.
В 1512 году представители
рода Медичи вернулись к власти, а люди,
придерживающиеся демократических убеждений,
вроде Макиавелли, сами подверглись опале.
Макиавелли своим сочинением надеялся
заслужить прощение и благосклонность
Медичи и снова получить какой-нибудь
государственный пост. Однако, он так и
не смог заставить себя написать дурно
о коротком периоде народного правления…
«История» и сегодня полна глубокого смысла,
она доносит до нас напряженный драматизм
эпохи Возрождения — времени великих
взлетов и великих падений. Её страницы
заполнены реальными действующими лицами.
Человек, гражданин, народ, страна — вот
главные темы его «Истории». Острые социальные
схватки — закономерность, движущая весь
исторический процесс, — такова концепция
Макиавелли-историка. Это первая в истории
европейской мысли книга, сочетающая в
себе глубокий анализ человеческой жизни,
тонкий психологизм и широкое мировоззрение,
и первое исследование, посвященное истории
Италии. Здесь прошлое изучается на фоне
современности для использования опыта
побед и поражений в Италии будущего.
Первая книга «Истории»
охватывает период от Древнего Рима до XV века. Последующие
три книги посвящены событиям до установления
власти Медичи в 1434 году. Вторая часть
труда, состоящая из четырёх книг, доведена
до смерти Лоренцо Медичи в 1492 году.
«Историю Флоренции» высоко ценил К. Маркс, считая её шедевром
3. Историография ФРГ после Второй мировой войны.
Историография ФРГ после Второй мировой войны
В развитии исторической мысли Западной Германии касательно Германского вопроса представляется возможным выделить три основных Периода в Зависимости от главенствующей идеи в рассмотрении вышеозначенной проблематики.
При этом необходимо учитывать, что подходы к осмыслению германской проблематики, существующие в Каждом из трех основных направлений западногерманской исторической мысли – консервативном, либеральном и социал-демократическом – оставались в целом неизменными на протяжении всего вышеозначенного времени . В первый период, длящийся с 1945 года до середины 1960-х годов, решение германского вопроса виделось исследователями в немедленном восстановлении государственного единства , превалировали идеи консервативногонаправления: приверженность политике с позиции силы в отношении второго германского государства, господство идеи единоличного представительства немцев гражданами Западной Германии И отрицанием правомерности международного признания ГДР. Во Второй период, Охватывающий середину 1960-Х – Конец 1970-Х годов, И характеризовавшийся нормализацией отношений между двумя германскими государствами, Главенствующее положение в исторической мысли ФРГ Стали занимать идеи сосуществования и либерализации отношений с социалистической Германией, Отказ от политики открытой конфронтации. В Третий период представляется возможным выделить 1980-Е годы. В Это время в исторической мысли Федеративной Республики Германия Превалировала идея поддержания имеющегося статус-кво. У Исследователей укреплялось критическое отношение к официальной доктрине, Постулирующей необходимость восстановления единства немцев. Основным Вопросом стала проблема единства нации и связанные с этим вопросы об исторической предопределенности разделения, Влиянии общеевропейской истории на национальную, О роли национальной идентичности.
Как считал консервативный историк Г. Риттер, работа
Исследователей в первое послевоенное время была невозможна, поскольку нация потеряла свои мировоззренческие ориентиры. О возрождении науки можно говорить, лишь начиная с лета 1949 года, когда возобновилось функционирование Союза германских историков.
Первые послевоенные годы были эпохой критического самоосмысления. Требовались новые пути В науке, новая постановка вопросов, новые методы и теоретические поиски.
Однако вплоть до 1960-х годов господствующее положение продолжали занимать историки старого поколения, которые придерживались национально ориентированного историзма образца 1933 года – Г. Риттер, Г. Роттфельс, У. Ноак,