ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
1.Проблематика исторических
исследований в английской историографии
начала 20 в.
Проблематика исторических
исследованийв ангийской историографиии
начала 20 века
Французская
революция конца XVIII в. оказала сильное
и разноречивое влияние на общественно-политическую
жизнь Англии. Прогрессивные круги горячо
ее приветствовали. Корреспондентские
общества, возникшие по всей стране, вступали
в переписку между собою для согласования
действий в борьбе за реформы. Они надеялись,
что им удастся демократизировать английскую
политическую систему, устранить обветшалые
остатки средневековья.
В тот
же период на общественно-политическую
мысль Англии оказало влияние идейное
и художественное течение романтизма.
Как и в странах континентальной Европы,
английский романтизм был неоднороден.
В нем отразилась враждебность к Просвещению
и революции. Вместе с тем в романтизме
проявилось недовольство народных масс
узкоэгоистическим характером капиталистического
прогресса, особенно последствиями промышленного
переворота. Эти настроения характерны
для идеологов мелкобуржуазного, радикально-демократического
направления, резко критиковавших существующие
социальные отношения и духовные ценности.
Романтики ратовали за возвращение к идеализированному
прошлому, к природе и естественному выражению
человеческих чувств.
В 40-х
годах XIX в. под влиянием обострившейся
социальной и политической борьбы возникла
группа «Молодая Англия». В нее входили
известный политический деятель и публицист
Б. Дизраэли (позднее ставший лидером партии
консерваторов) и другие литераторы и
публицисты, «Молодая Англия» пыталась
ответить на острые социальные вопросы
современности. Ее члены обратили внимание
на противоречия английского общества
и ярко описывали нищету пролетариата,
резко изобличая эгоизм промышленной
буржуазии, ее бессердечие и циничный
расчет.
Возросший
интерес к источникам побудил к заботе
об архивах. Специальная комиссия, созданная
парламентом в начале 30-х годов XIX в., подтвердила
факты, на которые уже давно обращали внимание
историки, и признала, что ценные материалы
продолжают гибнуть. В 1838 г. было создано
центральное архивное учреждение, которое
должно было привести архивы в порядок.
Это учреждение под названием Публичного
архива (Public record office) и ныне является центром
английского архивного дела.
Большую
роль в развитии архивного дела сыграл
Френсис Палгрев (1788--- 1861), С 1838 г. вплоть
до смерти он являлся фактическим организатором
архивного дела в Англии, Благодаря его
инициативе вышли в свет некоторые ценные
публикации.
На
развитие исторической науки в Англии
оказали влияние немецкий романтизм, в
частности, представитель его А. Мюллер
и «историческая школа права» в лице Савиньи
и Эйхгорна, а также германская «филологическая
школа» в лице Гриммов. Работы этих немецких
ученых побудили англичан к новой оценке
источников средневекового права, языка
и литературы.
Опираясь
на построения немецкой философии конца
XVIII -- начала XIX в. и методику работы над
источниками Нибура -- Ранке, историки
стремились воссоздать картину исторического
прошлого на основе идеалистического
историзма и критического подхода к источникам.
Понятие исторического прогресса отождествлялось
ими с совершенствованием морально-этических
норм и роста духовности общества. Под
воздействием этих идей и приемов работы
над источниками английская вигская либеральная
историография оказалась подготовленной
к восприятию идей развития и принципов
историзма в познании прошлого. Влияние
романтизма испытали такие крупные историки,
как Т. Мако-лей и Т. Карлейль.
2. Историческая концепция
Э. Лависса
В 50-х, а особенно в
60-х годах началось проникновение во французскую
историографию позитивистских идей. Основателем
позитивизма и создателем позитивистской
социологии, получившей широкое распространение
в буржуазной историографии многих стран,
был французский философ Огюст Конт (1798—
1857).
Видным представителем позитивизма
во французской исторической науке был
Э. Лависс, (1842 —1922) которому принадлежит оригинальная
концепция национальной истории, оказавшая
заметное влияние на формирование французского
самосознания. Академик
Э. Лависс был официальным историком Третьей
французской республики. Отличительными
чертами позитивистской интерпретации
истории Лависсом были: эволюционизм,
эмпиризм, фактографичность, которые он
умело использовал для формирования исторического
сознания французского общества. В его
учебниках по истории Франции для начальных
классов отождествляли понятия "нация"
и "республика", а историческое благо
Франции представало в них как движение
ее по пути к установлению республиканских
институтов. Лависс, остро чувствовавший
процесс утраты французами своей национально-культурной
идентичности, боролся за сохранение французской
традиции.
Он видел
задачу историка в обосновании господствующих
морально-нравственных ценностей средствами
исторической науки. Совместно с А. Рамбо
Лависс руководил изданием коллективного
труда «Всеобщая история». Под его общей
редакцией выходила «История Франции
от ее истоков до революции». Но на формирование
исторического и национального сознания
французов гораздо большее влияние оказал
учебник по истории Франции для начальных
классов - «маленький Лависс». Основные
элементы исторической концепции Лависса:
национализм, безграничная приверженность
к французской традиции, культ неба, земли,
предков, вера в республику, в национальное
единство как спасение родины.
3. Либеральное направление
в германской историографии конца
19-начала 20 в.
Условия развития исторической
науки. Первая мировая война закончилась
для Германии поражением.Тяжелое поражение
и условия Версальского мирного договора
существенно ослабили международные позиции
Германии.
Состояние исторической науки.
Крах кайзеровской империи поверг немецких
историков в состояние шока. Прежний мир
был потерян: историки оказались перед
выбором - либо принять и поддержать новорожденную
республику, либо бороться против нее
и добиваться восстановления монархии.
Поэтому отношение к Веймарской республике
стало основополагающим для разделения
историографии на отдельные направления:
консервативных ее противников, либеральных,
леволиберальных и демократических сторонников.Многие
прежние концепции германской историографии
оказались дискредитированными. Но радикального
разрыва с прошлым не произошло. Наоборот,
большинство историков стремилось сохранить
преемственность традиций и возродить
"национальное самосознание". Общей
чертой немецких историков стало отклонение
тезиса о главной ответственности Германии
за развязывание мировой войны, идеологическая
борьба против Версальского договора,
требование возвращения территорий бывшей
Германской империи.
Либеральное направление. Либеральные
историки принимали и поддерживали Веймарскую
республику, считая ее неизбежностью и
наилучшим в данных условиях заслоном
против социальных потрясений. Не отказываясь
от борьбы за ревизию Версальского договора
и возвращение утраченных территорий,
либералы выступали за более гибкую внешнюю
политику и примирение с западными державами.Идейным
лидером и духовным наставником либерального
направления после смерти Фридриха Наумана
и Макса Вебера стал Фридрих Мейнеке (1862-1954).
В межвоенный период, кроме
огромного количества небольших работ,
Мейнеке опубликовал два фундаментальных
произведения. В 1924 г. появилась его наиболее
значительная книга "Идея государственного
разума в новой истории". Явный отпечаток
на концепцию автора наложило крушение
Германской империи. ОН отказался от слепого
преклонения перед государством силы.
Теперь политическая власть и государство
предстают в его глазах не создателями,
а губителями ценностей культуры. Чтобы
ограничить их пагубное воздействие, Мейнеке
предлагает ориентироваться на категорию
"государственного разума". Эта категория
определяет государственные интересы
не в смысле создания идеального государства,
а в интересах государства, существующего
в конкретном выражении. задачей подлинно
великого государственного деятеля Мейнеке
считает сохранение необходимого равновесия
морали и силы. В Германской империи баланс
был нарушен в пользу второй, что и привело
к катастрофе 1918. В книге "Возникновение
историзма" Мейнеке нарисовал грандиозную
картину генезиса историзма как одной
из величайших духовных революций в жизни
Европы. В своем обширном обобщающем исследовании
автор,поставил своей задачей изобразить
пути возникновения историзма и его значимость.
Явление историзма, его возникновение
и развитие автор считает величайшей духовной
революцией, которую пережило западноевропейское
мышление. В целом книга дает внушительную
и яркую картину развития исторической
мысли в Западной Европе и противостоит
негативному отношению к историзму как
способу мышления.ЕГО концепция получила
широкое распространение, она и сегодня
поражает воображение читателя своим
размахом.
В межвоенный период продолжалась
интенсивная деятельность Германа Онкена
(1869-1945), издавшего ряд значительных исторических
источников. Особый интерес вызвала его
публикация трехтомного собрания документов
по рейнской политике Наполеона III, извлеченных
из многих европейских архивов. Сборник
ставил целью показать, что политика Наполеона,
добивавшегося установления границы по
Рейну, была непосредственной причиной
франко-германской войны 1870-1871 гг. и исторической
прелюдией к первой мировой войне из-ЗА
устремлений Франции.В 1933 г. после многолетней
подготовки Онкен опубликовал два тома
о дипломатической предыстории мировой
войны, созданные на базе практически
всех опубликованных к тому времени документов
из немецких и британских архивов[15]. Автор
стремился проследить взаимосвязи внутреннего
развития и внешней политики не только
Германии, но и всей Европы. Главным виновником
войны Онкен считал русский национализм
и панславизм. Но автор подверг основательной
критике и немецких политиков, не сумевших,
по его мнению, использовать все шансы
для примирения с Великобританией. Книга
Онкена вызвала нападки и справа, и слева.
Для консерваторов она была чересчур пробританской,
для леволибералов - оставалась слишком
апологетичной.
За примирение с Англией выступал
и крупный либеральный историк Эрих Бранденбург
(1868-1946). В книге "От Бисмарка к мировой
войне" он осудил внешнюю политику Германии
за ее близорукость и хаотичность[17]. Бранденбург
верно отметил, что к войне привели противоречия
ведущих держав, их борьба за сферы влияния
и колонии. Но автор считал, что внешняя
политика Германии была в целом направлена
на поддержание мира, иначе она развязала
бы войну при более благоприятных условиях
во время русско-японской войны или в период
кризиса 1909 г. Вынужденная начать войну,
Германия добивалась не мировой гегемонии,
а только равенства с другими великими
державами. Их естественным правом Бранденбург
объявил территориальный раздел мира,
порожденный экономическими интересами.
Своеобразное место в либеральном
направлении занимал Франц Шнабель (1887-1966).
Главным произведением Шнабеля был обобщающий
труд по германской истории XIX в.[18] В отличие
от других Шнабель уделил много внимания
социально-экономическим процессам, развитию
техники и особенно культурным и религиозным
аспектам. Он подчеркивал, что идея объединения
Германии под эгидой Пруссии не имела
глубоких корней в прошлой немецкой истории,
а была насильственным деянием Бисмарка.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
1. Французская школа
«Анналов». Этапы становления. Крупнейшие
представители.
историческая антропология,
школа Анналов, «тотальная» история
В 1929г. создана школа
«Анналов» (по названию журнала
«Анналы социальной и экономической
истории»). Основатели французские
историки материалисты М.Блок
и Л.Февр, продолжил Ф.Бродель (1902-1985)-(«тотальная»
история). Анналы - фундаментальная
историческая антропология. Ведущим
принципом объявляет «тотальную»
или «глобальную» историю. Это
история живших в конкретном
пространстве и времени людей,
причем рассматриваемая с самых
различных точек наблюдения. Ее
целью является восстановление
всех доступных историку аспектов
жизнедеятельности людей, понимания
их поступков и мотиваций деятельности.
«Тотальная» история устраняет
искусственное деление истории
на политическую, экономическую, социальную,
дипломатическую, военную и стремится
дать объемную картину исторической
жизни на различных ее этапах.
Задача историка, по их мнению,
состоит не в оценке событий,
а в понимании и объяснении
поступков людей.
А для этого необходимо изучение
среды, в которой жили люди, а именно: природных
условий, средств коммуникаций и обмена,
состояния техники, а также плотности
населения, продолжительности жизни и
др. Главный вопрос: Почему? Главный их
противник позитивизм, ориентированный
в первую очередь на коллекционирование
фактов и рабское следование источникам.
Изучать «изнутри», вскрывая и реконструируя
мировидение людей изучаемой эпохи, их
картину мира, системы их ценностей, верований,
в общем – их культуру в антропологическом
смысле этого понятия.
Преемником основателей
«Анналов» и редактором журнала во второй
половине 50-хгг.- первой половине 70-хгг.
XX века был Ф.Бродель. Он выступил с
собственным пониманием «тотальной» истории.
Она охватывает, по его мнению, все аспекты
исторической действительности- от природных
до культурных. Но поскольку эти аспекты
подчиняются разному течению времени,
то и подход к ним должен быть различным
- на трех уровнях времени: 1. природно-географическом
2.социальном 3. индивидуальном. Следовательно,
«тотальная» история, в представлении
Ф.Броделя, не что иное, как «многоголосая
песнь» или ансамбль временных ритмов.
Его интересовали условия труда и быта
простого народа. Он себя называл «историк
с крестьянскими корнями». Ф. Бродель важную
роль отводил среде обитания. Но представители
школа «Анналов» ценили и достижения марксистской
мысли, отдельные элементы марксизма:
комплексно-материалистический подход.
Главной особенностью
методологического подхода Ф.Броделя
было противопоставление прочных,
устойчивых «структур» «меняющимся
конъюнктурам» и еще более
эфемерным событиям. Высказанные идеи
перекликались с философией и методологией
структурализма - нового направления в
гуманитарных знаниях. Представители
структурализма: антрополог Леви - Строс
и философ М.Фуко. Это направление зародилось
в лингвистике, затем получил широкое
применение в литературоведении, психологии,
этнологии, а затем в истории. Структурная
история - изучение различных общественных
структур. По инициативе Ф.Броделя в 1962г.
основан Дом наук о человеке, который существует
сегодня - Центр междисциплинарных исследовании
в области гуманитарных наук.