Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
Английская революция XVII в. актуализировала проблемы власти и собственности. Сторонники абсолютизма доказывали, что власть (в первую очередь королевская) ниспослана Богом и стоит выше всякой критики. Право короля на самодержавную власть они выводили из Библии и утверждали, что монарх является прямым наследником Адама и его власть не подлежит какому-либо контролю.
Консервативные публицисты считали революцию незаконной.
Роялистское направление в историографии революции представлено Эдуардом Хайдом (лордом Кларендоном). В «Истории мятежа и гражданских войн в Англии» он нарисовал идиллическую картину дореволюционного английского общества. В нем царило довольство, все находилось на своих местах под мудрым управлением просвещенного монарха. Революция, или «мятеж» - результат деятельности клики злобных интриганов. Гражданские войны - страшное время, когда умами овладели зловредные и опасные доктрины. Кромвель в изображении историка лишь убийца, тиран и злодей. Однако, заключает Кларендон, (работа над книгой завершена в годы Реставрации) по воле Провидения все окончилось благополучно. С воцарением Карла II все встало на прежнее место.
Опору в религии искали и сторонники революции. Но в противовес идее божественного происхождения власти, они апеллировали к концепции естественного права. Бог создал людей равными, наделив их естественными правами, которые не могут быть отчуждены никакой властью. Но «ассортимент» этих прав у идеологов и историков революции не был одинаковым.
Джеймс Гаррингтон, один из идеологов индепендентов, («Республика Океания») утверждал, что естественное состояние людей - неравенство. Он установил зависимость форм государственного правления в Англии от характера распределения собственности в обществе («баланса собственности»). Так, в средневековой Англии существовал, по определению Гаррингтона, «готический баланс собственности», которому соответствовала монархическая форма государственного управления. Однако в годы революции произошло перераспределение земли и возник «народный баланс собственности». В результате на смену монархии неизбежно должна была придти республика. Гаррингтон предложил социальную трактовку Английской революции, интерпретировав с позиции новых классов собственников естественно-правовую теорию.
Вождь революционного течения левеллеров Джон Лильберн в памфлете «Разоблачение новых цепей Англии» доказывал, что революция не закончилась, демократические реформы должны быть продолжены. Он отвергал все привилегии и титулы и прокламировал всеобщее равенство граждан перед законом. По существу, он требовал введения всеобщего избирательного права. Начало угнетения английского народа, потерю им свободы и прав Лильберн связывал с нормандским завоеванием. Сторонник частной собственности, он считал, что это институт существовал изначально, а не возник в результате завоевания, как полагал Уинстэнли.
Идейный защитник диггеров («истинных левеллеров») Джерард Уинстэнли («Закон свободы») констатировал, что казнь короля Карла I и установление республики не привели к освобождению крестьян от феодальных повинностей и административного произвола. Выступление диггеров (занятие общинных земель) рассматривалось как естественное продолжение революционных преобразований Он приходил к мысли, что частная собственность противоречит разумной, естественной природе человека. «В начале времени, - писал он, - великий творец - разум создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, лишь постепенно эгоизм людей привел к тому, что они поделили землю и обнесли ее изгородью». К числу этих людей он относил наследников нормандских завоевателей: королей, старых и новых джентри. Революция, по мысли Уинстэнли, должна устранить частную собственность и осуществить переход к коллективному владению землей. Английская революция сообщила заметный импульс развитию общественной мысли. В изучении конкретной истории было сделано немного, но теории естественного права, общественного договора, происхождения собственности способствовали более глубокому пониманию исторического процесса.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
Родился в Бостоне в семье Чарльза Фрэнсиса Адамса (1807-86). Он был министром иностранных дел (1861-68), а затем дипломатическим представителем США в Великобритании. После своего возвращения в Соединенные Штаты, ликвидирует взаимоотношения касательно вопросов закона, так как не находит никакой возможности совмещать свое традиционное призвание рода Адамсов с политикой, а хочет придерживаться намеченного плана относительно журналистики.
В 1870 году он с неохотой принимает предложение стать преподавателем средневековой истории в Гарварде, но, тем не менее, остается там на семь лет, а также при этом работает редактором (1870-76) в Североамериканском периодическом издании. В 1877 Адамс переехал в Вашингтон, округ Колумбия, где и прожил значительную часть жизни. Он написал хорошую биографию Альберта Галлатина (1879), Джона Рэндольфа (1882), а также два романа: Демократия (1880) и Эстер (1884).
Первый роман вышел анонимно, а второй — под псевдонимом, так как в нем он саркастически высмеял политический режим. Его исчерпывающее исследование административного управления Джефферсона и Мэдисона, а также История Соединенных Штатов Америки (в 9 томах, 1889-91; была перепечатана в ряде изданий), является одной из его самых главных заслуг, как американского писателя-историка. Всем было известно, что с экономической точки зрения, такого вида подача материала являлся недостаточной, но первые шесть глав представляют собой одно из лучших социальных исследований определенного периода истории США. Обладая темпераментом сангвиника, даже после самоубийства его обожаемой жены в 1885 годы, Адамс не стал еще более пессимистичным. Он распрощался с американской историей и начал перемещаться в сторону натурфилософии, духовным, ментальным аспектам, которые по его мнению помогут постигнуть основополагающие принципы формирования истории.
Адамс считает удовлетворяющим объединение принципов силы, или энергии, руководствуясь при этом основами натурфилософии, а также под влиянием его брата, Брукса Адамса. Он отбирает для интенсивного исследования два периода: 1050-1250, представленный в Мон-Сен-Мишель и Шартрский (негласно распечатаный в 1904 году, а опубликованный в 1913), и его собственной эпохи, представленной как Образование Генри Адамса (негласно напечатанная в 1906, а опубликована в 1918).
Первый — это блестящая идеализация Средневековья, в особенности единство и сплоченность в 13 веке, которые были вызваны силой Богородицы, идея которой была тогда доминирующей. Вторая была классифицирована его издателями, как автобиография, хотя она была написана от третьего лица, и большую часть жизни скрывала. Она описывает его безуспешные усилия к достижению интеллектуального мира. Эти две книги позволяют Адамсу удерживать прочное место в качестве главного американского писателя. Деградация Демократических Догм (1919), под редакцией Брукс Адамс и предшествующие в воспоминаниях Генри Адамс, содержит три блестящих эссе о его философии истории: «Тенденция истории», «Письмо к американским учителям истории» (опубликованно отдельно в 1910) и «Правило Этапа Применимого к Истории». Дружба с Джоном Хэйем и Кларенсом Кингом, сыграли значительную роль в жизни Адамса, о чем свидетельствуют его личные письма.