Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 08:49, курсовая работа
С моей точки зрения, вопрос о составе и происхождении японского народа, с давних пор является носителем всего исторического процесса и выступает в настоящее время как единый и неделимый этнический субъект, к тому же это единство особенно подчеркивающий и чрезвычайно им гордящийся, — может считаться вполне закономерно поставленным и в области специально исторического исследования.
Введение
1 Первобытнообщинная формация
1.1 Период бронзы и железа
1.2 Культура
2 Становление феодальных отношений
2.1 Образование раннефеодального государства
2.2 Культура в период становления феодальных отношений
Заключение
Существует гипотеза, что раковинные
кучи являлись местом обрядов —
проводов на небо душ съеденных животных,
чтобы они вернулись и
Название префектуры Кумамото (“Медвежья основа”) на о-ве Кюсю свидетельствует о проживании там в древности социальной общности, поклонявшейся медведю, считавшей его своим тотемным предком. Такой тотем характерен для предков современных айнов, которые хоронили кости медведя аналогично погребению человека.
Почитание в современной Японии лисиц, обезьян, черепах и змей можно рассматривать как отголосок тотемизма.
Наличие тотемизма в древней Японии подтверждается и сказочным образом птицы феникс Хоо с головой петуха, шеей змеи, горлом ласточки, спиной черепахи и рыбьим хвостом.
В качестве тотемов-предков почитались и деревья: у айнов — вяз, из которого они делали орудия труда, добывали огонь путем трения, а из лыка изготовляли одежду; у тунгусских, маньчжурских народов и у японцев таким деревом была сосна. Японцы почитали также кипарис и вечнозеленое дерево из семейства цитрусовых — дикий апельсин (татибана). Под этими деревьями-предками проводились языческие обряды и осуществлялась меновая торговля.
Наличие культа предков-женщин доказывается археологически их глиняными изображениями, обнаруженными не только в Японии, но и на огромной территории Азии и Европы.
Развитие земледелия, его зависимость
от природных условий вызвали
появление аграрного и
Для усиления действия магических обрядов
земля уподоблялась женскому организму,
а плодородие земли отождествлялось
с плодородием человека. Поэтому
имело место ритуальное обнажение
женщин-шаманок, обожествление половых
органов, приведшее к возникновению
фаллического культа, что подтверждается
находками в неолите каменных
палок (сэкибо) длиной от 40 см до 2,5 м
с утолщениями на концах. Поклонение
каменному символу фаллоса
Солярный культ, отражавший суточный
и годовой солнечные циклы, общий
для всего региона Юго-
Наличие в Японии солярного культа
подтверждается археологически находкой
в префектуре Акита на северо-востоке
о-ва Хонсю, в местности Ою, солнечных
часов в виде каменного круга
диаметром в 14,5 м, в северо-западной
части которого находится каменный
“небесный столп” (менгир), а вокруг
него радиально располагаются
Аналогичные солнечные часы имеются
в Англии (Стоунхендж), во Франции (Южная
Бретань, к северу от города Карнак),
в США (штат Нью-Мексико, каньон Чако),
что свидетельствует о
Таким образом, религия древних японцев прошла практически те же этапы развития, что и религия у других народов, пережитки древних верований сохранились в Японии и по сей день, будучи синтезированы синтоизмом.
Одним из важнейших обрядов родового
общества являлась инициация — своеобразный
“первобытный университет”, по прохождении
которого молодые люди становились
взрослыми полноправными
Описание обряда инициации у
японцев не сохранилось, однако его
реликты дают полное основание утверждать,
что Япония и в этом отношении
не была исключением. Доказательство тому
— обряд совершеннолетия “
Девушкам на голову одевалось украшение в виде “цветочного парика”, который, по-видимому, первоначально изготовлялся из перьев.
В японской деревне до конца XIX в. сохранялись мужские и женские “молодежные группы” — институт совместного обучения и воспитания юношей и девушек, их подготовки к хозяйственной деятельности, сельским обрядам и церемониям, к брачным и семейным отношениям. В эти группы вступали юноши и девушки в 15-летнем возрасте и выбывали из них при вступлении в брак. Молодежные группы жили самостоятельно в особых “молодежных домах” и возглавлялись либо “домовыми родителями”, либо заместителями старост.
В период существования племенной
религии — шаманизма —
Учет налоговых поступлений, проведение переписей осуществлялись на китайском языке, который стал распространяться среди придворной аристократии. Однако уже в конце VI в. стала употребляться и японская азбука катакана. Археологи обнаружили на кирпиче производственный знак, изображенный японской азбукой.
В VI—VII вв. составляются официально-правительственные писаные истории. В них фиксировались лишь те события, которые соответствовали интересам правящего дома, и опускались сведения о его противниках. Первыми письменными памятниками VI в. были “Хроника императорского дома” (“Тэйки”) и сборник древних мифических и легендарных сказаний о первых правителях “Древние слова” (“Кюдзи”), которые легли в основу последующих японских летописей.
Распространению китайской письменности способствовало конфуцианство, завезенное в Японию в V в., однако в то время наибольшее влияние на культуру оказал буддизм. Его появление в Японии датируется также началом V в., но особенно интенсивно буддизм стал внедряться с конца VI в. как идеологическое оружие укрепления центральной власти. Буддизм был синкретической идеологической формой, которая объединяла помимо религиозных воззрений также этические и эстетические нормы раннефеодального общества. Буддизм принес с собой свою культуру, составной частью которой являлась и наука: многие трактаты излагали вопросы мировоззрения, человеческой жизни, содержали сведения по астрономии, физике, психологии, философии и другим отраслям знания, а также литературу разных жанров — повествовательной прозы (жития святых), риторической прозы (проповеди), документальной прозы (церковные уставы).
Буддизм оказал влияние и на архитектуру: многоярусные буддийские сооружения устремлялись ввысь, что отражало идею связи исполненного тяжких страданий мира земного с небесным царством Спасения.
Вместе с тем торжественный
облик храма-дворца с интерьером,
наполненным скульптурными
Самые ранние буддийские сооружения
на японской земле, дошедшие до наших
дней, не только представляют современному
человеку материалы, каноны и декор
древнеяпонских сооружений, но в силу
воспринятого ими китайского влияния
являются сейчас единственными свидетельствами
древнекитайской и
Наиболее известным среди
Главное здание храма — Золотой
павильон — имел настенную роспись
корейского художника Тамджин из
Когурё. Все сооружение было выдержано
в стиле Асука с характерным
ветвистым растением в
В сохранившихся трех статуях Будды, установленных в 623 г., искусствоведы обнаружили сходство со статуями Северовейского государства, созданными в период, когда оно было отдельным Сяньбийским царством и, таким образом, определили истоки искусства Асука.
Фрески Хорюдзи, пострадавшие во время пожара 1949 г., подтверждали связь японского искусства VII в. с индийским искусством времен империи Гуптов IV—V вв.
В храме имелся ковчег, расписанный
картинами из жизни Будды, и шелковый
занавес с вышитой картиной “Небесного
царства” и изречением сётоку-тайси:
“Наш мир — обман. Только Будда
— истина”. Предание приписывало
вышивку жене сётоку-тайси — Татибана
Ирацумэ, которая верила, что своей
работой она будет
2.1 Образование раннефеодального государства
Специфика исторического развития Японии состояла в непосредственном переходе от первобытнообщинного строя к феодализму, минуя рабовладельческую формацию. И хотя эту точку зрения разделяют далеко не все японские историки, она в последнее время завоевывает все больше сторонников. Наиболее глубоко она разработана и обоснована основоположником советской школы японоведения академиком Н. И. Конрадом.
Датой образования в Японии раннефеодального
государства стал 645 год, когда противники
Сога объединились, организовали заговор
во главе с представителями