Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:07, курс лекций
Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии, с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Существуют
различные классификации
Рис. 2. Классификация ИС по характеру и типу решаемых задач
Возможности информационно-поисковых (справочных) систем, географических и обучающих информационных систем нам уже известны из базового курса информатики.
Управленческие информационные системы представляют собой большой класс систем используемых на производстве и бизнесе. В зависимости от трех уровней управления, которые показаны на рисунке 3, такие системы разделяются на ИС: операционного (нижнего) уровня управления, принятия тактических и стратегических решений.
Рис. 3. Классификация управленческих информационные системы
ИС операционного уровня управления решают текущие повседневные задачи, генерируют различного вида отчеты, интересующие рядовых работников и используемые управленцами нижнего звена. Тактические ИС предназначены для управленцев и менеджеров среднего звена и решают тактические задачи. ИС поддержки принятия стратегических решений создаются для организации работы и принятия важнейших решений высшим управленческим аппаратом.
Наука
информатика совместно с
Экспертные системы относятся к информационным системам, основанным на работе с базами знаний. Такие системы являются консультантами и способны на базе знаний выполнять логические выводы, а также предлагают ответы на вопросы пользователей.
Классификация по степени автоматизации
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные .
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.
Классификация по характеру использования информации
Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.
Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
Классификация по сфере применения
Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления, как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами.
Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.
ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.
1.15. Понятие вычислительной (компьютерной) системы
1.15.1. Принципы построения вычислительной системы
Вычислительная (компьютерная) система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компьютеров (процессоров), периферийного оборудования и программного обеспечения, предназначенных для подготовки и решения задач пользователя.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационной системой: компьютеры оснащены специальными программными системами, являются технической базой и инструментом для информационных систем.
Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Вычислительная система с технической точки зрения – это комплекс вычислительных средств, объединенных в информационно-вычислительную сеть.
Типы вычислительных систем по характеру параллелизма потока данных и потока команд (заданий):
1) одномашинная система (локальный компьютер) – одиночные данные, одиночные команды;
2) конвейерная система – одиночные данные, множественные команды;
3) многозадачные системы – множественные данные, одиночные команды;
4) матричные системы – множественные данные, множественные команды.
Принципы построения современных вычислительных систем:
· децентрализация управления;
· иерархическая (сетевая) структура;
· совмещение операций;
· программно-техническая платформа.
Основные подсистемы (виды обеспечения):
· Информационное.
· Техническое обеспечение.
· Математическое и программное обеспечение.
· Организационное обеспечение (включая методическое и правовое).
Организация вычислительного процесса включает следующие этапы:
1. Анализ предметной области (постановка задачи).
2. Моделирование предметной области (логический, математический, информационный уровни).
3. Алгоритмизация (логическое и графическое описание).
4. Программирование (информационный и проблемный уровни).
5. Отладка и реализация (решение) задач и систем задач.
6. Эксплуатация задач (систем).
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – конечная совокупность технических, программных и математических средств, с помощью которых автоматизируется персональное рабочее место. Это – технологическое понятие.
1.15.2. Классификация вычислительных систем
Назначение:
универсальные,
Тип:
многопроцессорные,
Характер устройств:
однородные, неоднородные.
Территория:
совмещенные, разобщенные.
Управление:
централизованные, децентрализованные, смешанные.
Режим работы:
оперативные (реальный масштаб времени),
неоперативные (инерционные).
Способ соединения элементов:
1.15.3. Архитектура вычислительных систем
Архитектуру вычислительной системы определяет параллелизм потока данных и потока заданий (команд).
Различают следующие архитектурные группы:
Информация о работе Введение в информатику. Базовые понятия и определения информатики