Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:44, курсовая работа
Маркетинговое видение связей с общественностью позволяет указать на те аспекты этой профессии, которые теряются, если её рассматривать вне системы маркетинга. Так, например, далее речь пойдёт о двух принципиально различающихся подходах к ведению бизнеса вообще и в отношении маркетинговых стратегий в частности.
Качественный шаг
вперёд в понимании не только антикризисного,
но и PR’a в целом был сделан авторами
PR-бестселлера «Уши машут ослом. Современное
социальное программирование» [10]. Здесь
было сказано главное: PR – это деятельность
по созданию PR-событий, своим
основополагающим принципом имеющая событийный способ мышления. Позитивный,
или «белый» PR – созданиепозитивно позиционирую
Задачу рассмотреть
по возможности все аспекты
Более современный, и более технологически изощрённый вариант антикризисного (равно как и негативного, «чёрного») PR’a представлен в работе А. Ю. Вуймы «Чёрный PR», а также в его последующей книге «Лоббирование» [13, 14]. Несмотря на пугающее многих представителей «этичного пиара» название первой из книг, речь в ней идёт, в основном, о пиаре в целом – как о современной технологичной профессии, связанной с ремеслом и искусством создания событий, которые настолько интересны для публики (в тардовском понимании этого термина), что их захотят осветить СМИ. Кроме того, автор жёстко разводит понятия «чёрного» (законного) и «грязного» (законодательно наказуемого) пиара.
Особое значение
для темы антикризисных связей с
общественностью имеет
Наконец, наиболее профессионально зрелой книгой по проблематике негативного/антикризисного пиара на сегодняшний день можно назвать работу В. Бианки и А. Серавина [17]. Здесь совмещены достижения событийного, маркетингового и коммуникативного подходов к организации наступательной и оборонительной PR-деятельности.
Подводя итог этой
части статьи, можно сказать, что
если российская антикризисная PR-практика
с самого начала отталкивалась от
реалий политики и бизнеса, и была
вполне адекватна этим реалиям, то литературное
представление антикризисной
“Базовая шахматная метафора”
В связи с этим,
развивая идею пиара, «обслуживающего»
развитие и процветание той или
иной организационной структуры, можно
предложить модель «базовой шахматной
метафоры». Она уподобляет PR-деятельность
шахматным поединкам и, шире, ориентирует
на формирование мышления, сопоставимого
по многим параметрам с мышлением
шахматиста. Так, модель предполагаетнеизбежность проти
Естественная ограниченность «шахматной метафоры» заключается в том, что, в отличие от реальных шахматных партий и матчей, мы не можем знать точно, кто, когда и как будет (собирается) против нас «играть».
Говоря конкретнее,
если в шахматных поединках
Однако, с другой стороны, мы можем:
Таким образом, ситуация деятельности организационной структуры в рыночной (шире: социальной) среде кардинально отличается от ситуации спортивного поединка; именно поэтому в современном бизнес-мышлении популярна другая идея: «бизнес – это война». Широко известна работа двух американских маркетологов Д. Траута и Э. Райса «Маркетинговые войны», в которой последовательно используется не шахматная, а именно военная метафора [18]. Тем не менее, у спортивной метафоры есть свои достоинства: она высокоинтеллектуальна в своей основе и отчётливо нацеливает тех, кто использует её, на активную «домашнюю», или «тренировочную» работу, на поиск всех возможных способов действий «внешних сил» и методов противодействия им. Чем лучше выполняется «домашняя работа», тем менее деструктивны последствия любой агрессии.
Варвар – одна из древнейших исторических категорий. Различные цивилизации приклеивали ярлык «варвар» чужеродным, чуждым им соседям. Это понятие всегда было оценочным, концентрировавшим в себе набор всевозможных негативных черт. В наши дни оно означает агрессивность, жестокость, презрение к человеческой жизни, отрицание общепринятых норм и их демонстративное нарушение и т. д.
В данной лекции понятие «варвар» внеоценочно; оно обозначает одну из возможных стратегий жизни, моделей обживания мира.
1.1. Определение ключевых понятий
Культура – присущий человеку способ бытия, позволяющий ему более эффективно решать задачи, присущие всему живому. В культуре человек приобретает конкурентные преимущества по отношению к другим видам.
Культурный ресурс – сумма всех культурных достижений данного общества, обеспечивающих его выживание и развитие.
Архаическая культура (архаика) – общество, в котором
культурный ресурс расходуется и затем
воспроизводится в логике простого воспроизводств
Цивилизация – общество, принципиально
отличающееся от архаического тем, что
«цивилизационный ресурс расходуется
и затем воспроизводится в логике расширенного воспроизво
Как только появляется и укрепляется цивилизация, возникает ещё одна, третья стратегия человеческого существования – варварская.
Варвар – вовсе не любой человек за пределами цивилизации. Варвар принадлежит архаическому обществу, которое столкнулось с цивилизацией и испытало на себе её воздействие.
1.2. Сущностные
характеристики варвара как
1. Самая яркая
черта варвара – глубоко
2. Сугубо потребительский
характер варвара по отношению
к цивилизации. Исторически
3. Его несамодостаточность – точкой отсчёта (и объектом особого, двойственного отношения) для него всегда является цивилизация. Наоборот, для цивилизации бытие мира варварства представляет интерес либо как экзотика, либо как нечто угрожающее её, цивилизации, устоям. Во всём остальном мир варваров для людей цивилизации глубоко чужд и безразличен. Для примера, никогда бельгийское пиво не будет себя позиционировать по отношению, например, к России. Напротив, широко известна реклама российского пива «Пит», в которой говорится о «бусурманах», которые не пробовали «нашего» пива, и которых нужно непременно удивить – хотя бы размерами пивной бутылки.
4. Варвар соединяет
в себе несоединимое: архаику
и цивилизацию. Это задаёт в
нём специфические черты:
1.3. Варвар и мир вещей
То, что притягивает варвара к цивилизации, можно обобщить в слове «блага». При этом он, желая иметь, ее в состоянии воспроизводить. Отсюда – жесточайший конфликт, разрешаемый самым простым способом: отнять. (Очень характерен Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова; рассуждения профессора Преображенского о калошах, которые исчезли в семнадцатом году.)
Желая обладать итогами цивилизации, её продуктами, варвар отказывается от порождающего их целого – ибо полное принятие цивилизации несёт смерть варвару как социальному типу. Поэтому он предельно двойственно относится к вещам.
Продукты цивилизации одновременно и вожделенны, и вредоносны, опасны. Их не должно быть слишком много. Нельзя воспроизводить целостную предметную среду цивилизацию – от этого всего лишь шаг до измены варварской культуре. Варвар вырывает вещи из их естественного (для цивилизации) контекста, использует по-другому, фрагментарно. Более того: предмет, созданный в цивилизованном мире, желательно надбить, надорвать, короче – испортить, и, тем самым, лишив магической целостности, включить его в свой мир. Чужими вещами пользуются специфически варварски, ломая и выкидывая. Стенька Разин, бросающий за борт княжну – эталонно чистый пример описанного отношения к чужеродным радостям. (В своё время, когда советские войска покидали Германию, Польшу и другие бывшие страны Варшавского Договора, они вывинчивали из дверей замки, выдирали из стен розетки, приводили оставляемое в максимально негодный вид.)