Теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка

Краткое описание

Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 11.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

В оценке результатов прошлой работы не следует  стесняться, но важно оставаться в  рамках скромности, не опускаться до критики  бывших руководителей и коллег. Важнейшую  роль играет грамотное техническое  оформление всех документов, грамотность, аккуратность.

Электронная почта относится к асинхронному виду электронной коммуникации. Отправленное сообщение хранится на сервере провайдера. Получатель может его сохранять  там и далее после прочтения, либо скопировать, размножить. Партнер  получает письмо и может быстро ответить вне зависимости от расстояния.

 Отличия  стиля электронного делового  письма. Содержание делового письма  отличается прагматической направленностью.  Лишено эмоций, насыщено глаголами.  Изложение сути должно быть  кратким, по сути дела, сосредоточено  на одной теме (одно письмо  – одно дело).

Сетикет – сетевой этикет. Характер делового взаимодействия партнеров  - вежливый, тактичный. Язык отличается краткостью, конкретностью (максимум – 20 строк). Письмо должно быть позитивным, даже если возникла конфликтная ситуация. Позитивность обычно явно выражена в конце письма. Несогласие, отказ, возражение являются неблагоприятными для собеседника речевыми действиями и требуют этикетного оформления посредством специальных формул (мы вынуждены…; я не имею полномочий…; к сожалению…; не можем ничего обещать и т.п.). Манера письма должна быть спокойной, без резких выражений.

В электронной  переписке широко используются акронимы – общепринятые сокращения.

Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, который опирается на зрительное восприятие речевого сообщения, а не на слуховое. Результатом этого процесса является понимание информации, закодированной с помощью графических символов (букв, иероглифов и т.п.). Чтение является важнейшим средством получения нужной  информации.

В зависимости  от цели чтения выделяются следующие  способы, или виды чтения:

    • ознакомительное, оценочное чтение, результатом которого является получение общего представления о содержании текстов (напр., беглый просмотр прессы);
    • поисковое чтение используется для предварительного ознакомления с книгой (напр., по оглавлению, по предисловию, во аннотации и т.п.);
    • чтение с общим охватом содержания, когда информация оценивается по принципу «новое - известное», «важное – неважно» (напр., чтение художественной литературы, специальной);
    • изучающее чтение, при котором читающий максимально точно и полно извлекает информацию, когода важна установка на длительное запоминание.

 

Человек не ограничивается только звуковой и  графической реализацией языка. Речь может проявляться и другими  способами.

Невербальная коммуникация строится на невербальных аспектах человеческого поведения в ситуации коммуникативного взаимодействия. Невербальное поведение человека является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. Важна проблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma – тело организма)  и соматических речений, например, хмурить брови, топнуть ногой и т.д.

Основные каналы невербальной коммуникации – акустический, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный.

Невербальная  коммуникация опирается на пять основных наук.

1. Паралингвистика – наука о звуковых кодах невербальной коммуникации. Паралингвистические компоненты – интенсивность, ритм, темп и высота звука.

Экстралингвистические компоненты представляют собой индивидуальные особенности произношения – речевые  паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т.п. Параметры звучания могут быть обусловлены разными причинами: биологическими (детский голос, старческий, женский, мужской); психологическими (напр., под влиянием эмоций голос дрожит, рвется); физиологическими (напр., ломка голоса у юношей, сиплость, хрипота); социальными (напр., размеренная и спокойная речь священника); национально – этническими и культурными (напр., несвойственные структуре русского и английского языков назализованные гласные встречаются в параязыке – в сюсюкающей или ироничной речи); жанрово – стилистическими (напр., тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания); прагматическими (напр., скорость речи, ее тональность при сознательном обмане).

2. Кинесика ((греч. kinetikos – подвижный) зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в коммуникации) – наука о жестах, жестовых движениях и мимике. Наблюдается параллельное взаимодействие языка тела и языка слов в коммуникативном аспекте: в определенных условиях смысл может выражаться только жестами (напр., приказу «Молчи!» соответствует русский жест «прижать палец к губам»). Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль: они могут повторять речевую информацию, напр., «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно сопровождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др. (стр. 104-107).

 

Теория речевых актов

 

Говорящий и его адресат – основные действующие  начала в речевом акте. Теория речевых  актов составляет центр прагматики.

Под речевым актом понимается высказывание, которое порождается и произносится с определенной целью, имеет определенный мотив для совершения адресованного действия, например, просьбы, совета и др. Чтобы совершаемое действие можно было назвать тем или иным речевым актом, должны быть выполнены определенные условия: для осуществления своих намерений говорящий должен иметь представление (хотя бы смутное) о ситуации общения, об адресате и прогнозировать собственный образ в предполагаемой ситуации.

Речевой акт состоит из трех фаз:

Локуция (локутивный акт) – фаза выбора и организации языковых средств.

Иллокуция (иллокутивный акт) – фаза осуществления коммуникативного намерения говорящего совершить нечто с помощью речи. Понятие иллокуции связано с выражением намерения говорящего, его мотива и цели воздействовать на слушающего с помощью речи. В зависимости от коммуникативной ситуации иллокутивная сила может истолковываться в высказывании по-разному. Напр., высказывание «Я позвоню тебе сегодня вечером» может истолковываться как сообщение, обещание, извинение, предположение и др. Адресат должен ориентироваться в ситуации для однозначного понимания высказывания.

Перлокуция (перлокутивный акт) – наступает при достижении иллокутивного воздействия на адресата и полученеии определенного результата. Перлокутивный эффект от речевого действия распознается по реакции адресата, когда говорящему удается убедить собеседника пожаловаться, поставить в тупик, оказать влияние.

Типология речевых актов, предложенная Джоном Сёрлем, американским психологом, прагматиком, включает следующие классы:

Репрезентативы – сообщения о некотором положении дел, когда высказывание оценивается по шкале истинно/ложно (Я утверждаю, что книга интересная).

Директивы – стремление говорящего побудить слушающего к свершению чего-либо, когда высказывание оценивается по шкале от скромных попыток до агрессии (Прошу Вас ответить на вопрос).

Комиссивы – обещания, обязательства (Обещаю больше не пропускать занятия).

Экспрессивы – выражение психического состояния говорящего, этикетное поведение по отношению к слушающему (Прошу прощения).

Декларативы – объявления, назначения, изменяющие положение дел. Они успешны лишь в том случае, когда говорящий наделен социальным правом или статусом такие декларации или назначения осуществлять (Декан факультета: назначаю Вас старостой группы).

На основании  того, проинформирован ли адресат  о предстоящем коммуникативном  акте, различают неожидаемые КА и  ожидаемые КА. В случае неподготовленности к КА можно напрямую отказаться от участия в нем или использовать коммуникативную стратегию, позволяющую  удержать речевую инициативу и выбрать  корректную позицию (слушатель, собеседник и др.).

 

Успешность коммуникации строится на принципах и правилах общения, которые, в свою очередь, складываются из следующих взаимосвязанных постулатов:

    1. ориентир на собеседника (его социальная и психологическая роль, его коммуникативные намерения);
    2. доверие к собеседнику и сотрудничество с ним;
    3. соблюдение вежливости, следование правилам речевого этикета;
    4. обоснованность речевого поведения, смена стратегий и тактик в ходе общения;
    5. владение вариативностью языковых средств, представление о сценариях общения в речевых ситуациях.

 

Существует коммуникативный кодекс, который представляет собой систему принципов (основных правил деятельности), регулирующих поведение коммуникантов в ходе КА и гарантирующих успешность коммуникативных стратегий.

Основных  принципов два: принцип вежливости, разработанный Дж.Личем  принцип кооперации, разработанный британским философом и лингвистом Полем Грайсом.

Принцип вежливости состоит из совокупности шести максим (МАКСИМА - 1) норма поведения; 2) логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле.)

(их стали  называть максимами в силу  того, что они формулируются в  виде алгоритмов, общих правил-руководств: в ситуации Х веди себя таким-то  образом): максима такта, великодушия,  одобрения, скромности, согласия, симпатии.

Принцип кооперации (совместного оперирования информацией) представляет собой единство четырех максим, которые определяют вклад участников КА в объединяющую их речевую ситуацию: максима полноты информации; максима качества; максима релевантности; максима манеры.

 Суть  принципа кооперации заключается  в требовании к каждому из  коммуникантов вносить в разговор тот вклад, который необходим на конкретной стадии общения.

Максима количества (полноты информации) – постулирует, что информации должно быть не больше и не меньше, чем требуется, т.е., связана с дозировкой информации, используемой в коммуникативном акте.

Максима качества информации состоит из таких постулатов (бесспорных истин): Не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего  у тебя нет достаточных оснований. Сигналами неискренности собеседника могут быть: логические противоречия (факты не согласуются друг с другом); многократное акцентирование побочных мотивов (феномен привыкания к ложной информации как к истинной); нагромождение подробностей; интимизация речевой среды (речевая модель: «Вы ведь знаете, как я Вам доверяю»).

Максимка релевантности постулирует: не отклоняйся от темы.

Максима манеры (способа выражения) требует выражаться ясно, избегать непонятных выражений, двусмысленности.

Принцип вежливости.

Максимы Дж. Лича формулируются в понятиях этических норм поведения, в том числе речевого.

Максима такта – постулат связан с границами личной сферы, что предполагает различение в составе каждого коммуникативного акта области общих речевых действий и области частных интересов. Говорящий обязан проявлять осторожность (такт) по отношению к коммуникативной стратегии собеседника, уменьшать затраты других, увеличивать собственные затраты. 

Максима великодушия  предполагает необременение собеседника, предохраняющая собеседников от доминирования в ходе коммуникативного акта. Опирается на следующие правила: уменьшайте собственную выгоду; увеличивайте выгоду других (вместо повелительного наклонения использовать в высказывании просьбу). Великодушный человек не будет затрагивать темы, неприятные для собеседника. Уместны формы демонстрации любезности.

Максима одобрения – максима позитивности в оценке других: уменьшайте порицание других; увеличивайте одобрение других. Одобрить, значит признать поведение собеседника правильным. Отрицательная оценка действий с помощью сниженной лексики и обращений на ты может послужить стимулом для отпора.

Максима скромности – максима неприятия похвал в собственный адрес, связана с самооценкой коммуникантов, которая не должна быть завышенной или заниженной: меньше хвалите себя, больше порицайте себя.

Максима согласия или неоппозиционности, предполагает отказ от конфликтной ситуации и взаимные уступки ради решения более серьезной задачи, а именно сохранения предмета взаимодействия: уменьшайте разногласия; увеличивайте симпатии между собой и партнером. Отказ от конфликтной ситуации во имя взаимодействия путем взаимных уступок позволяет достичь разумного согласия собеседников. В русском языке слишком много несогласия: Да не, конечно! Нет, я согласна!

Максима симпатии – максима благожелательности, предполагает создание благоприятного фона для перспективного предметного общения и предохраняет речевые ситуации с намечающимся конфликтом, постулирует: уменьшайте антипатии; увеличивайте симпатии между собой и партнером. Эта максима находит свое выражение в этикетных вопросах о жизни, о делах, о здоровье. Благожелательность может вступить в конфликт с искренностью собеседников, но только при наличии у одного или у обоих участников КА предосудительной коммуникационной цели (лесть, обман и т.п.).

Информация о работе Теории коммуникации