Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка
Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.
В оценке результатов прошлой работы не следует стесняться, но важно оставаться в рамках скромности, не опускаться до критики бывших руководителей и коллег. Важнейшую роль играет грамотное техническое оформление всех документов, грамотность, аккуратность.
Электронная почта относится к асинхронному виду электронной коммуникации. Отправленное сообщение хранится на сервере провайдера. Получатель может его сохранять там и далее после прочтения, либо скопировать, размножить. Партнер получает письмо и может быстро ответить вне зависимости от расстояния.
Отличия
стиля электронного делового
письма. Содержание делового письма
отличается прагматической
Сетикет – сетевой этикет. Характер делового взаимодействия партнеров - вежливый, тактичный. Язык отличается краткостью, конкретностью (максимум – 20 строк). Письмо должно быть позитивным, даже если возникла конфликтная ситуация. Позитивность обычно явно выражена в конце письма. Несогласие, отказ, возражение являются неблагоприятными для собеседника речевыми действиями и требуют этикетного оформления посредством специальных формул (мы вынуждены…; я не имею полномочий…; к сожалению…; не можем ничего обещать и т.п.). Манера письма должна быть спокойной, без резких выражений.
В электронной переписке широко используются акронимы – общепринятые сокращения.
Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, который опирается на зрительное восприятие речевого сообщения, а не на слуховое. Результатом этого процесса является понимание информации, закодированной с помощью графических символов (букв, иероглифов и т.п.). Чтение является важнейшим средством получения нужной информации.
В зависимости от цели чтения выделяются следующие способы, или виды чтения:
Человек не ограничивается только звуковой и графической реализацией языка. Речь может проявляться и другими способами.
Невербальная коммуникация строится на невербальных аспектах человеческого поведения в ситуации коммуникативного взаимодействия. Невербальное поведение человека является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. Важна проблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma – тело организма) и соматических речений, например, хмурить брови, топнуть ногой и т.д.
Основные каналы невербальной коммуникации – акустический, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный.
Невербальная коммуникация опирается на пять основных наук.
1. Паралингвистика – наука о звуковых кодах невербальной коммуникации. Паралингвистические компоненты – интенсивность, ритм, темп и высота звука.
Экстралингвистические компоненты представляют собой индивидуальные особенности произношения – речевые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т.п. Параметры звучания могут быть обусловлены разными причинами: биологическими (детский голос, старческий, женский, мужской); психологическими (напр., под влиянием эмоций голос дрожит, рвется); физиологическими (напр., ломка голоса у юношей, сиплость, хрипота); социальными (напр., размеренная и спокойная речь священника); национально – этническими и культурными (напр., несвойственные структуре русского и английского языков назализованные гласные встречаются в параязыке – в сюсюкающей или ироничной речи); жанрово – стилистическими (напр., тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания); прагматическими (напр., скорость речи, ее тональность при сознательном обмане).
2. Кинесика ((греч. kinetikos – подвижный) зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в коммуникации) – наука о жестах, жестовых движениях и мимике. Наблюдается параллельное взаимодействие языка тела и языка слов в коммуникативном аспекте: в определенных условиях смысл может выражаться только жестами (напр., приказу «Молчи!» соответствует русский жест «прижать палец к губам»). Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль: они могут повторять речевую информацию, напр., «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно сопровождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др. (стр. 104-107).
Теория речевых актов
Говорящий и его адресат – основные действующие начала в речевом акте. Теория речевых актов составляет центр прагматики.
Под речевым актом понимается высказывание, которое порождается и произносится с определенной целью, имеет определенный мотив для совершения адресованного действия, например, просьбы, совета и др. Чтобы совершаемое действие можно было назвать тем или иным речевым актом, должны быть выполнены определенные условия: для осуществления своих намерений говорящий должен иметь представление (хотя бы смутное) о ситуации общения, об адресате и прогнозировать собственный образ в предполагаемой ситуации.
Речевой акт состоит из трех фаз:
Локуция (локутивный акт) – фаза выбора и организации языковых средств.
Иллокуция (иллокутивный акт) – фаза осуществления коммуникативного намерения говорящего совершить нечто с помощью речи. Понятие иллокуции связано с выражением намерения говорящего, его мотива и цели воздействовать на слушающего с помощью речи. В зависимости от коммуникативной ситуации иллокутивная сила может истолковываться в высказывании по-разному. Напр., высказывание «Я позвоню тебе сегодня вечером» может истолковываться как сообщение, обещание, извинение, предположение и др. Адресат должен ориентироваться в ситуации для однозначного понимания высказывания.
Перлокуция (перлокутивный акт) – наступает при достижении иллокутивного воздействия на адресата и полученеии определенного результата. Перлокутивный эффект от речевого действия распознается по реакции адресата, когда говорящему удается убедить собеседника пожаловаться, поставить в тупик, оказать влияние.
Типология речевых актов, предложенная Джоном Сёрлем, американским психологом, прагматиком, включает следующие классы:
Репрезентативы – сообщения о некотором положении дел, когда высказывание оценивается по шкале истинно/ложно (Я утверждаю, что книга интересная).
Директивы – стремление говорящего побудить слушающего к свершению чего-либо, когда высказывание оценивается по шкале от скромных попыток до агрессии (Прошу Вас ответить на вопрос).
Комиссивы – обещания, обязательства (Обещаю больше не пропускать занятия).
Экспрессивы – выражение психического состояния говорящего, этикетное поведение по отношению к слушающему (Прошу прощения).
Декларативы – объявления, назначения, изменяющие положение дел. Они успешны лишь в том случае, когда говорящий наделен социальным правом или статусом такие декларации или назначения осуществлять (Декан факультета: назначаю Вас старостой группы).
На основании того, проинформирован ли адресат о предстоящем коммуникативном акте, различают неожидаемые КА и ожидаемые КА. В случае неподготовленности к КА можно напрямую отказаться от участия в нем или использовать коммуникативную стратегию, позволяющую удержать речевую инициативу и выбрать корректную позицию (слушатель, собеседник и др.).
Успешность коммуникации строится на принципах и правилах общения, которые, в свою очередь, складываются из следующих взаимосвязанных постулатов:
Существует коммуникативный кодекс, который представляет собой систему принципов (основных правил деятельности), регулирующих поведение коммуникантов в ходе КА и гарантирующих успешность коммуникативных стратегий.
Основных принципов два: принцип вежливости, разработанный Дж.Личем принцип кооперации, разработанный британским философом и лингвистом Полем Грайсом.
Принцип вежливости состоит из совокупности шести максим (МАКСИМА - 1) норма поведения; 2) логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле.)
(их стали
называть максимами в силу
того, что они формулируются в
виде алгоритмов, общих правил-руководств:
в ситуации Х веди себя таким-
Принцип кооперации (совместного оперирования информацией) представляет собой единство четырех максим, которые определяют вклад участников КА в объединяющую их речевую ситуацию: максима полноты информации; максима качества; максима релевантности; максима манеры.
Суть
принципа кооперации
Максима количества (полноты информации) – постулирует, что информации должно быть не больше и не меньше, чем требуется, т.е., связана с дозировкой информации, используемой в коммуникативном акте.
Максима качества информации состоит из таких постулатов (бесспорных истин): Не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Сигналами неискренности собеседника могут быть: логические противоречия (факты не согласуются друг с другом); многократное акцентирование побочных мотивов (феномен привыкания к ложной информации как к истинной); нагромождение подробностей; интимизация речевой среды (речевая модель: «Вы ведь знаете, как я Вам доверяю»).
Максимка релевантности постули
Максима манеры (способа выражения) требует выражаться ясно, избегать непонятных выражений, двусмысленности.
Принцип вежливости.
Максимы Дж. Лича формулируются в понятиях этических норм поведения, в том числе речевого.
Максима такта – постулат связан с границами личной сферы, что предполагает различение в составе каждого коммуникативного акта области общих речевых действий и области частных интересов. Говорящий обязан проявлять осторожность (такт) по отношению к коммуникативной стратегии собеседника, уменьшать затраты других, увеличивать собственные затраты.
Максима великодушия предполагает необременение собеседника, предохраняющая собеседников от доминирования в ходе коммуникативного акта. Опирается на следующие правила: уменьшайте собственную выгоду; увеличивайте выгоду других (вместо повелительного наклонения использовать в высказывании просьбу). Великодушный человек не будет затрагивать темы, неприятные для собеседника. Уместны формы демонстрации любезности.
Максима одобрения – максима позитивности в оценке других: уменьшайте порицание других; увеличивайте одобрение других. Одобрить, значит признать поведение собеседника правильным. Отрицательная оценка действий с помощью сниженной лексики и обращений на ты может послужить стимулом для отпора.
Максима скромности – максима неприятия похвал в собственный адрес, связана с самооценкой коммуникантов, которая не должна быть завышенной или заниженной: меньше хвалите себя, больше порицайте себя.
Максима согласия или неоппозиционности, предполагает отказ от конфликтной ситуации и взаимные уступки ради решения более серьезной задачи, а именно сохранения предмета взаимодействия: уменьшайте разногласия; увеличивайте симпатии между собой и партнером. Отказ от конфликтной ситуации во имя взаимодействия путем взаимных уступок позволяет достичь разумного согласия собеседников. В русском языке слишком много несогласия: Да не, конечно! Нет, я согласна!
Максима симпатии – максима благожелательности, предполагает создание благоприятного фона для перспективного предметного общения и предохраняет речевые ситуации с намечающимся конфликтом, постулирует: уменьшайте антипатии; увеличивайте симпатии между собой и партнером. Эта максима находит свое выражение в этикетных вопросах о жизни, о делах, о здоровье. Благожелательность может вступить в конфликт с искренностью собеседников, но только при наличии у одного или у обоих участников КА предосудительной коммуникационной цели (лесть, обман и т.п.).