Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка
Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.
Манипуляция – один из видов воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.
Критерии манипулирующего воздействия: скрытность и тайный характер намерений (использование адресата как средства для достижения собственных целей), напр., отвлечение внимания адресата, повышение собственного статуса в его глазах и др.; стремление получить односторонний выигрыш за счет давления: перехват инициативы, сокращение времени для принятия решения, саморекламирование или намек на широкие связи и др.; разрушающий личность эффект воздействия: играя на интересах, потребностях или опасениях адресата, манипулятор может удерживать адресата в пределах своих возможностей и влиять на него.
Развивающая стратегия основана на диалоге коммуникантов и их обоюдной открытости. При этом возможны такие установки на взаимодействие, как партнерство (равноправные, но осторожные отношения строятся на договоре) и содружество (отношения к другому как к самоценности строится на согласии).
Массовая коммуникация
По социальной
обусловленности общения
Коммуникативная языковая личность
Языковая личность – это многоуровневая характеристика личности во всей совокупности производимых и потребляемых ею текстов в речевой деятельности. Языковая личность включает в себя три уровня:
Важными
характеристиками языковой личности являются
также социально-культурный статус,
языковая компетенция, национальная принадлежность,
биолого-физиологические
Речевое поведение индивида всегда обусловлено ситуацией общения, эмоциями, поступками говорящего, оно может быть выражено с помощью вербальных и невербальных средств. Различные социальные группы отличаются своим речевым поведением, что объясняется существованием стереотипов поведения, которые связаны прежде всего с ролью человека в обществе. Роль – это устойчивый шаблон поведения, включающий действия, мысли и чувства человека. Понятие роли подразумевает, что существует репертуар (совокупность ролей) речевых действий, которые выполняются коммуникантами при определенных обстоятельствах и в определенных ситуациях общения.
Каждая личность наделена в общении коммуникативными, социальными и психологическими ролями, совокупность которых создает варианты речевого поведения.
Социальные роли коммуникантов складываются из позиции, которую они занимают в обществе. В соответствии с ролью у человека есть права и обязанности, при нарушении которых общество прибегает к санкциям. Социальные характеристики участников коммуникации проявляются в языке. Реализуются соответствующие речевые интенции: ругать, укорять, хвалить, подбадривать, делать комплимент и т.п. Различают постоянные социальные признаки говорящих (биологический пол, возраст, место рождения и воспитания, степень образованности, профессиональная принадлежность), их статусное положение (руководитель, подчиненный), переменные роль (напр., пешеход, пассажир, покупатель и т.п.).
Язык представляет собой инструмент утверждения социального статуса участников коммуникации. Существуют различные способы обозначения социальных отношений:
Психологические роли – Ребенка (приспособление (повиновение, чувство вины, замкнутость)), Взрослого (трезвое взвешивание фактов, использование накопленного опыта, учет мнения собеседника), Родителя (критическое (поведение ироничное, обвиняющее, авторитарное или запрещающее); заботливое (ободряющее, советующее, покровительственное или навязчивое).
Коммуникативная роль определяется позицией участника общения: говорящий (адресант) и слушающий (адресат) в межличностном общении; отправитель и получатель речи (при письменном общении, в общении по телефону, Интернету); адресант и публика, когда говорящий выступает перед большой аудиторией. Кроме того, выделяют вторичного (косвенного) адресата, наблюдателя как пассивного участника общения (напр., слушатель радио).
Выделяются определенные стили речевого поведения (по В.В.Латынову):
Адресат может быть представлен одним лицом, группой лиц, обществом в целом. Когда в роли адресата выступает совокупность лиц, его называют аудиторией коммуникации.
Важным условием результативности коммуникации является способность адресата воспринимать и декодировать (интерпретировать) посланное ему сообщение. Эта способность определяется компетентностью адресата, его опытом, групповой принадлежностью, ценностными ориентациями.
В зависимости от типа партнера в общении различают следующих адресатов:
Некоторые ученые склонны признавать наличие общения человека с неодушевленными объектами, предметами, напр., с машинами, компьютером и др.
По социальной
обусловленности общения коммун
Коммуникация в малых группах
Малая группа – это совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Коммуникация в малой группе выполняет информативную функцию (обмен информацией) и функции, направленные на поддержание отношений в группе – формирование согласия, обеспечение согласованных действий, формирование особой культуры группы. Формируется специфическое речевое поведение при взаимодействии членов группы: речевая однородность (в связи со сплоченностью группы и регулярностью контактов), преобладание оценочных и характеризующих слов.
Малые группы по характеру и формам организации деятельности подразделяются на:
случайно организованная группа (напр., экскурсионная); ассоциация, где взаимоотношения определяются личностно значимыми целями (группа друзей); корпорация (напр., учебная группа), где достижения целей осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп; коллектив – высший уровень развития группы, характеризующийся сплоченностью, ответственностью за результаты совместной деятельности, единством ценностной ориентации; команда – группа высокого уровня развития со сложившимися внутренними и внешними связями, имеющая свое лицо, которое не совпадает с индивидуальными качествами ее членов.
Основные типы групп:
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
Речевое поведение в группе должно носить совещательный характер, располагать к общению.
Внутригрупповую коммуникацию определяют три основных фактора – роли, нормы и лидерство.
Роль – это стереотипное поведение, ожидаемое от человека в определенной социальной структуре (группе). Роли могут быть: возрастными (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек); половыми; социальными (принадлежность к определенному классу общества), что выражается в речевых предпочтениях, невербальном поведении, индикации стиля жизни.
Нормы, или правила, внутригруппового общения устанавливаются в зависимости от принятых моделей поведения и коммуникативной ситуации.
Лидерство бывает трех видов:
Статус и роль проявляются в языке. Так, профессиональная принадлежность и степень образованности накладывают отпечаток на речевое поведение. Интеллигенция предпочитает литературный язык, сельские жители чаще пользуются диалектом. Врач часто использует приемы воздействия на пациента (длительный спокойный взгляд, внимательное серьезное слушание ответов, одобрительное покачивае головой, спокойное рассуждение, вербальное выражение оценки и запретов/разрешений). В соответствии с возрастом используются разные модели речевого поведения. Пожилой человек может обратиться на ты в ребенку, но не наоборот. Молодежь меньше использует формы речевого этикета и предпочитает жаргон.
В зависимости от биологического пола различается речевое поведение мужчин и женщин. Девочки, как правило, начинают раньше говорить, обладают большим запасом лексики, строят более сложные предложения. Женщины предпочитают эмоционально-оценочную лексику, а также уменьшительно-ласкательные формы при разговоре с детьми и животными. Их речь изобилует междометными высказываниями и оценочными фразами (Кошмар! С ума сойти!), а также гиперболами (Духотища! Сейчас умру!). Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью. Речь мужчин больше привержена к жаргонным словам, ненормативной лексике.