Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:08, дипломная работа
В современных условиях качество продукции входит в число основных проблем современного общества. Самые развитые страны уделяют большое внимание поиску путей решение этой проблемы. Лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг. Поэтому вопросы качества продукции и его постоянное повышение сейчас находятся в центре внимание во всем мире.
Введение
В современных условиях качество продукции входит в число основных проблем современного общества. Самые развитые страны уделяют большое внимание поиску путей решение этой проблемы. Лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг. Поэтому вопросы качества продукции и его постоянное повышение сейчас находятся в центре внимание во всем мире.
Качества продукции рассматривается как наиболее важная проблема, поскольку она определяет престиж производителей и страны в целом, на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развитие экономики в целом. Поэтому в любой развитой стране качество уже стало национальной идеей.
Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут проигрывать в жесткой конкурентной борьбе и в итоге будут разорены.
Очевидно, что основной причиной спада производства является низкая конкурентоспособность многих видов отечественной продукции, обусловленная их низким качеством. Обеспечение качества продукции и изучение воздействующих на него факторов является важнейшей предпосылкой коммерческого успеха и составной частью системы управления производством и реализацией продукции предприятий. Речь идет о создании системы менеджмента качества, ориентированной на потребителя, и охватывающей всю структуру предприятия. Изменяющиеся условия хозяйствования требуют от руководителей и специалистов глубоких знаний в данной области. Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.
Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки. Во всем мире резко возрос спрос на профессионалов по управлению качеством в производстве.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.
Все выше сказанное означает, что качеством продукции необходимо управлять, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели, варьировать влияющими на них процессами.
Особое значение проблема качества продукции определяется тем, что она является комплексной и затрагивает интересы, как производителей, так и потребителей, общества в целом. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.
Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.
Российские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней станут относиться к качеству как образу жизни.
Все вышеизложенное и определяет актуальность выбранной темы дипломного проекта.
Актуальность темы заключается в том, что современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности, которая во многом зависит от качества производимой продукции.
Объектом исследования дипломного проекта является кондитерская фабрика ООО «Жако», основной деятельностью которой является, производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения. Предприятие занимает одно из лидирующих позиций среди предприятий Кабардино-Балкарской республики, а качество выпускаемой продукции соответствует всем международным стандартом.
Основной целью дипломного проекта является разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции, на основе теоретического исследования и анализа состояния предприятия. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- исследовать
теоретические аспекты
- дать общую характеристику предприятия
и его производственно-хозяйственной
деятельности;
- проанализировать
основные технико-
- провести анализ качества и конкурентоспособности
продукции;
- разработать мероприятия по улучшению
качества продукции;
При написании дипломного проекта использованы законодательные, нормативные и методические материалы в области качества, а также монографии и статьи зарубежных и отечественных авторов по исследуемой проблеме.
Основными источником практического материала, использованного при написании дипломного проекта, являются отчетные данные, плановые и фактические расчеты, технические и методические разработки по вопросам качества продукции.
В процессе сбора данных для практической части исследования применялись следующие методы: опросы мнений руководителей и специалистов предприятия, диагностическое интернирование сотрудников, методы наблюдений за управленческими процессами на предприятии.
Дипломный проект включает в себя: введение, три основные главы, заключение, список использованных источников, приложение.
В первой главе дипломного проекта рассмотрены теоретические основы обеспечения качества. Вторая глава представляет собой анализ хозяйственной деятельности предприятия. В третьей главе предложены основные мероприятия обеспечению и по повышению качества выпускаемой продукции.
Глава I Теоретические аспекты качества в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. В настоящее время роль и важность качества для формирования экономики страны является главным показателем.
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Качество — понятие субъективное. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.[5]
Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.[9]
Один из патриархов теории управления качеством, Ф. Кроссби, определил качество как «соответствие требованиям», а его коллега Дж. Джуран — как «соответствие назначению». Дж. Харрингтон определяет качество как «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене».
Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO), определяющей качество, как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Качество можно представить в виде пирамиды.
Пирамида качества
Рис. 1.1
Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.[2]
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требование к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия.
Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Качество - это поистине дело всех и каждого. Можно сформулировать семь основополагающих условий философии качества:
В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. [6]
Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются:
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, гост 15467-79 «Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация» Качество продукции – это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности.[10]
Свойство
продукции – объективная
Показатели качества продукции - это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий и технических условиях.[4]
Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.