Этнические процессы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур

Содержание

Введение………………………………………………………………….3–6
1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7
1.1. Понятие и факторы этнических контактов……………………..7-14
1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27
1.3. Концепция культурного шока…………………………………...28-34
2. Теории этнокультурного взаимодействия…………………………...35
2.1. Культурное направление………………………………………...35-37
2.2. Структурное направление……………………………………......37-40
3. Этнические процессы в современном мире………………………….41-47
Заключение………………………………………………………………..48-49
Список используемой литературы……………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………….3–6

 

  1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7

1.1. Понятие и факторы  этнических контактов……………………..7-14

1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27

1.3. Концепция культурного  шока…………………………………...28-34

2. Теории этнокультурного  взаимодействия…………………………...35

     2.1. Культурное  направление………………………………………...35-37

     2.2. Структурное  направление……………………………………......37-40

3. Этнические процессы  в современном мире………………………….41-47 

 

Заключение………………………………………………………………..48-49

 

Список используемой литературы……………………………………….50     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями. Но, к сожалению, далеко не всегда межэтнические контакты приносят положительные результаты для всех взаимодействующих этносов. История этнокультурных отношений знает довольно много случаев, когда отдельные этнические общности и группы оказывались неприемлемыми друг для друга. Как отдельные люди, так и этносы в целом могут хорошо понимать друг друга, но могут и не найти общий язык. Поэтому в настоящее время интерес этнологов вызывает не только вопрос об особенностях отдельного народа, но и проблема взаимодействия различных народов и их культур.

    Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Контакты и взаимоотношения между культурами возникают в результате различных причин, перечислять которые можно довольно долго. В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры. Формируются новые явления культуры, границы между своим и чужим стираются. Возникающие при этом перемены охватывают практически все формы жизни и получают в разных культурах неоднозначную оценку. Эти оценки чаще всего определяются особенностями взаимодействующих культур.

   В жизни человека  процессы общения, коммуникации  играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения,  коммуникации привлекает внимание  специалистов в самых разных  областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики  и др.

    Бурные этнические процессы свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости и актуальности.

   Тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик.

Объект исследования: Этническая история.

Предмет исследования: Этнические контакты.

Целью данной работы является: изучить этнические контакты и их результаты в современном мире.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих  задач исследования:

  • Выявить результаты этнических контактов
  • Определить факторы межэтнических взаимодействий
  • Дать объяснение культурного шока
  • Рассмотреть теории этнокультурного взаимодействия

Методы исследования: исторический, метод изучения источников, аналитический, комплексный.

Историография темы: Тема этнических контактов интересует  людей на протяжение многих веков. Этнологами был накоплен и систематизирован огромный материал о межэтнических взаимодействиях.

В своей работе я использовала следующую литературу и источники: к примеру, в работе «Этнические  процессы в современном мире»  дается подробное описание факторов этнических контактов. Также затрагиваются  вопросы о некоторых формах межэтнических  взаимодействий. И конечно рассмотрены  основные этнические процессы в современном  мире. Этнические взаимодействия также  интересовали таких ученых как: Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. В учебнике «Основы межкультурной коммуникации» систематизирован весь круг вопросов и проблем, возникающих в процессе межкультурного общения; широко освещена концепция культурного шока, его понятие, факторы, симптомы и механизм. Большой объем информации по данной теме был получен из книги Садохина А.П «Этнология». Здесь в доступной форме представлен материал по направлениям и теориям этнокультурного взаимодействия. Также я использовала работы В. Овчинникова, В.Г. Стальмаха.

 

 

 

Структура данной работы:

 В первой главе дается  определение понятию «этнический  контакт», выделяются некоторые  результаты этих взаимодействий. Также рассмотрены формы этнических  контактов и концепция культурного  шока.

Во второй главе выявлены основные теории и направления этнокультурного  взаимодействия.

В  третьей главе главной  задачей стояло рассмотреть этнические процессы в современном мире на примере  некоторых стран.

В заключении подведены итоги  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие этнических контактов  и их результаты

1.1. Понятие и факторы этнических  контактов

Этнический контакт - процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии.1 Это более широкое понятие, чем контакты межэтнические, охватывающее все виды взаимодействия этносов. Многочисленные этнокультурые исследования убедительно свидетельствуют о том, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекающих, многообразных культурных контактов между народами. В этнологии эти взаимоотношения этносов получили название «межэтническая коммуникация», под которой понимается обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни - политике, искусстве, науке и т.д., а в узком смысле - как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также имеют место в разных сферах общения - трудовой, семейно-бытовой и различных неформальных видах взаимоотношений. Из всей совокупности отношений между этническими группами ученые обычно исследуют межкультурные взаимодействия.

В качестве самостоятельного направления  этнологических исследований проблема межэтнических коммуникаций (взаимодействия культур) сложилась еще в XIX столетии, но в 60-70-е годы XX века она стала  особенно актуальной в связи с  исследованиями в области массовых коммуникаций и массовой культуры. За прошедшее время были сформулированы гипотезы, позволяющие представить  этот процесс в системном виде. В отечественной этнологии принято выделять две основные разновидности этнокоммуникационных процессов: этнотрансформационные и этноэволюционные. Процесс называется этноэволюционным, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его часть остаются самими собой, так как не меняется этническое самосознание входящих в него людей. При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется и этническая принадлежность человека становится иной. К первой разновидности относятся процессы, в результате которых происходит изменение этнического сознания; а вторую разновидность образуют такие процессы, которые обусловливают значительные изменения отдельных характеристик этноса, но не ведут к перемене этнического самосознания.

Межэтнические отношения представляют собой весьма специфическую область  жизнедеятельности каждого этноса. Во – первых, содержание межэтнических  отношений зависит от способности  их участников понимать друг друга  и достигать согласия, что в  свою очередь определяется особенностями  этнической культуры каждой из взаимодействующих  сторон, а также  психологией этносов  – участников межэтнических контактов. Во – вторых, межэтнические отношения  имеют комплексный многоаспектный характер, т.е охватывает все сферы  жизнедеятельности этноса – экономическую, социальную, семейно-бытовую, культурную, психологическую, политическую и т.д.

Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы межэтнических  коммуникаций, является концепция этногенеза Гумилева. Исходным пунктом его рассуждений  выступает предположение, что этногенез - процесс энергетический, связанный  с получением энергии извне, преобразованием  ее в биогеохимическую энергию живого вещества и расходованием этого  заряда энергии в процессе этногенеза.

Согласно гипотезе Гумилева, процесс  этногенеза связан не просто с расходованием  энергии, но эта энергия создает  вокруг себя еще и поле - этническое поле (аналогичное биополям), которое  имеет физическую природу и характеризуется  единой частотой колебаний. Пассионарии, создающие новый этнос, тянутся  друг к другу потому, что их собственные  пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, здесь мы сталкиваемся еще и с явлением пассионарной индукции - пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей и  ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается  этнос, а люди, входящие в него, проникаются  общими интересами, приобретают общий  стереотип поведения.

Очевидно, что этническое поле каждого  этноса действует и при встрече  с другими этносами. Если колебания  их этнических полей совпадут или  будут гармоничны, этносы будут достаточно доброжелательны друг к другу, почувствуют  то, что Гумилев называет комплиментарностью - неосознанным чувством расположения. Если нет - контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».

Ученые-этнологи, исследующие процессы межэтнических коммуникаций, сходятся во мнении, что эти процессы определяются следующими группами взаимозависимых  факторов: историческими, социальными, культурными, психологическими, ситуативными и политическими.

Из исторических факторов, безусловно, важное значение имеют три класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое  значение в межэтнических контактах; особенности историко-социального  развития народа, включенного в контакт.

Этносы вступают во взаимоотношения  в результате разных исторических обстоятельств. Когда между ними возникают межэтнические  напряжения, то чаще всего актуализируются такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальные захваты прошлого. При этом учитываются как формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), так и отношения с метрополией. В этнической памяти все эти события сохраняются и становятся сплачивающим фактором. Они приобретают символическое значение, вокруг них создаются идеологемы либо этнически ущербного характера, либо героического. И очень часто разные этносы оценивают одни и те же события по-разному. К примеру, более поздние арабские и тюркские завоевания, военные походы монголо-татар сопровождались развитием этнических процессов. Население завоеванных стран обычно отличалось большой этнической пестротой; воспринимая язык и некоторые элементы культуры завоевателей, оно по-разному преломляло их в своей сред, что способствовало возникновению новых народов. Так, тюркские и монголо-татарские завоевания привели к сложению ряда тюркоязычных народов Европы, арабские завоевания – к сложению арабоязычных народов Юго-Западной Азии и Северной Африки и т.д.

Среди социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, наиболее существенными являются взаимосвязь  социальной и этнической стратификации, влияние социально-структурных изменений, этнический фактор социальной мобильности. Идеальной в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Но такой тип взаимоотношений  встречается очень редко, более  распространен вариант дискриминационного типа. В таких случаях необходимо изменение социального положения  взаимодействующих этносов. Однако движение к равностатусному общению, как это ни парадоксально, ведет  к напряжениям в межэтнических  отношениях. Источником конфликта становится то обстоятельство, что доминирующая этническая общность должна «потесниться»  в своем статусе. Вместе с тем  у подчиненного этноса начинает быстро расти потребность в укреплении своего статуса.

Культурные факторы, детерминирующие  межэтнические отношения, подразделяются на две группы: фактор просвещения  и информированности; фактор традиционных норм этнической культуры. То обстоятельство, что образование и просвещение  способны разрушать межэтнические  границы, снимать межэтнические  предубеждения, установлено многочисленными  исследователями. Ведь чаще всего негативные гетеростереотипы и этнические предубеждения  порождаются культурной замкнутостью этносов. Этнические общности с высоким  уровнем образования более расположены  к этнокультурным контактам, особенно в деловой сфере.

Информация о работе Этнические процессы в современном мире