Биологические основы психических процессов человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 07:40, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение биологических основ психических процессов человека. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи такие как понятие психических процессов, изучение нервной системы и влияния взаимоотношений с окружающей средой на психику человека.

Содержание

Введение 2
Психические процессы человека 3
Строение нервной системы человека 11
Влияние окружающей среды на психику человека 15
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

titulny_list(1).docx

— 156.84 Кб (Скачать файл)

Мышление и речь тесно взаимосвязаны, они не могут развиваться и существовать друг без друга. Через речь, общение ребенку передаются понятия – символы, за которыми сокрыта совокупность неотъемлемых черт описываемого предмета, прививаются основные приемы обработки информации – логика мышления.

Речь – это система используемых человеком знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В эволюции речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой деятельности и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта, а наблюдения и знания всех людей становятся или могут стать достоянием каждого.

Речевая деятельность выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную. Сигнификативная роль языка связана с его знаково-смысловой стороной. При помощи слов, в которых закодированы понятия и смыслы, мы можем обмениваться информацией об окружающем мире, передавать информацию и получать ее, не имея непосредственной связи с объектом, о котором идет речь. Коммуникативная сторона общения связана с передачей эмоций и чувств общающихся людей.

Нарушения речи могут иметь две основные формы: невозможность говорить, т. е. неспособность перевести понятие в словесную форму, и непонимание речи – отсутствие способности извлечь смысл из слова-символа. Такие отклонения чаще всего являются результатом грубых нарушений деятельности мозга, черепно-мозговых травм.

Воображение, воля и эмоции. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и манипулировать им. Считается, что воображение является способностью только человеческой психики, это основа наглядно-образного мышления, предвидения будущего, планирования и реализации программ поведения. Благодаря воображению возможны фантазии как комплексные, развернутые картины несуществующей реальности или предполагаемого будущего. Оно обеспечивает творческое преобразование действительности за счет своего новаторского потенциала.

Склонность к повышенному фантазированию есть тенденция индивида создавать картины реальности, которые не имеют непосредственного значения для его жизненного пути, при этом фантазии переживаются очень ярко и зачастую замещают реальность. Вживание в вымышленную реальность может быть настолько сильным, что индивид начинает искренне верить в созданные им самим события. Являясь вполне нормальным для детского и раннего подросткового возраста, склонность к повышенному фантазированию в зрелом возрасте свидетельствует об отклонениях в развитии личности.

Воля – процесс психической регуляции, призванный создавать и направлять усилие и по мере необходимости поддерживать напряжение. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в соответствии с заданным планом. Воля обеспечивает самодетерминацию и саморегуляцию деятельности и протекания различных психических процессов.

Воля формируется и развивается под воздействием контроля за поведением человека со стороны общества и лишь затем становится чисто внутренним психическим процессом – самоконтролем личности. Становление воли связано с переходом от внешних способов действия к внутренним.

Эмоциональные процессы – это психическая реакция на внутреннее или внешнее воздействие, выражающаяся в перестройке ритма деятельности как самой психики, так и всего организма. Эмоции выполняют регулирующую функцию – они перестраивают деятельность психики и организма для оперативного реагирования на изменившиеся условия. Активация нервной системы и прежде всего ее вегетативного отдела приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо (в благоприятных ситуациях) расслабление. Так, при опасности у человека возникает чувство страха, в кровь поступает гормон адреналин, при этом сужаются сосуды головного мозга и расширяются сосуды тела, обеспечивая мышцы большим количеством кислорода и питательных веществ.

Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пластике движений, мимике, звуковых реакциях. В эволюции они развивались и закреплялись также как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде. У человека эмоции сохраняют свою знаковую функцию – функцию оповещения. Именно благодаря эмоциям и вызываемым ими изменениям внешнего облика и поведения мы можем судить о внутреннем, психологическом состоянии индивида.

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Положительный или отрицательный знак эмоции сообщает о возможности удовлетворения потребности. Положительные эмоции – радость, удовольствие, торжество – сообщают о правильном пути достижения цели, отрицательные – боль, гнев, страх, разочарование – вызывают стремление минимизировать влияние объективных условий и направлены на изменение программы действий. Таким образом, эмоции выполняют регулирующую функцию, сообщая о правильности или неправильности пути достижения целей.

Эмоции выполняют побуждающую функцию – эмоциональное напряжение подталкивает к действию. В попытках разрешить напряженную ситуацию человек проявляет активность, заряжаемую потенциалом эмоционального состояния.

При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них – влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Наследственность играет важную роль в формировании эмоциональности, установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служат индивидуальный опыт и навыки самоконтроля эмоциональной сферы.

Эмоции обладают определенной силой, которая зависит как от объективных обстоятельств, их вызвавших, так и от индивидуальных особенностей человека, его эмоциональности. Достигая определенного порогового уровня, они могут выходить из-под контроля сознания, оказывая сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя выполнению профессиональной деятельности. Крайней формой потери контроля над чувствами является развитие аффективных состояний.

Эмоция – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, но, будучи протяженными во времени, они превращаются в новый вид психических явлений – эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния – это целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера. В характере могут закрепиться основные переживания человека, наиболее часто испытываемые эмоции.

Патологическое проявление эмоций может иметь форму эмоциональной черствости, когда эмоции переживаются неглубоко, поверхностно, или излишней эмотивности, т. е. погружения в эмоцию и невозможности управлять ею. Существуют также нарушения, при которых происходит застревание на определенном эмоциональном состоянии, – это так называемые мании и депрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение нервной системы человека

Для того, чтобы перейти к изучению психических процессов, нам нужно в первую очередь познакомиться с биологическими основами психического, т.е. со строением и клеточными механизмами нервной системы.

Нервная система человека делится на два больших отдела - центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). К ЦНС относят спинной и головной мозг. ПНС часто также делят на два подотдела - соматическую НС и вегетативную (автономную) НС. В вегетативной НС в свою очередь выделяют симпатический и парасимпатический отделы.

*ЦНС регулирует и обеспечивает функциональное единство всех органов и систем человека и осуществляет двустороннюю связь организма со средой.                                                                  

*Головной мозг обеспечивает высшие психические функции.

*Спинной мозг осуществляет непосредственную связь головного мозга с периферическими нервами.

*Соматическая НС ("сома" - тело) преимущественно осуществляет связь организма со средой, обусловливая чувствительность и движения тела, управляя скелетной мускулатурой.

*Вегетативная НС ответственна за регуляцию внутренней среды: она управляет работой сердца, легких, кровеносных сосудов и других органов. В отличие от соматической НС вегетативная НС действует относительно самостоятельно, независимо от ЦНС. Но при некоторой тренировке становится возможным более активно влиять на работу внутренних органов (аутогенная тренировка, хатха-йога).

*Симпатический отдел усиливает и учащает сокращения сердца, повышает артериальное давление, расширяет зрачки, бронхи, понижает активность желудочно-кишечного тракта.

*Парасимпатический отдел оказывает прямо противоположное воздействие на функционирование внутренних органов.

Немного подробнее познакомимся с устройством и функциями головного мозга. Мозг человека представляет собой скопление более чем 20 млрд нервных клеток - нейронов, осуществляющих все высшие психические функции в организме. Вес мозга взрослого человека колеблется в пределах от 1,1 кг до 2,1 кг. Головной мозг представляет собой расширенный конец спинного мозга. В нем выделяют обычно ряд отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, мозолистое тело, таламус и гипоталамус, кора больших полушарий. Каждый из этих отделов выполняет свою функцию. Так, например, продолговатый мозг обеспечивает автоматизм сердечно-сосудистой системы, дыхания и пищеварения; мозжечок - обеспечивает координацию движений; мозолистое тело связывает правое и левое полушария мозга. Особое значение в функционировании головного мозга имеет ретикулярная формация. Она регулирует периоды сна и бодрствования и вообще активизирует работу больших полушарий. За считанные доли секунды в ретикулярной формации осуществляется анализ раздражителя, степень его новизны. Затем информация "пропускается" в мозг, вызывая реакцию необходимой силы.

Большие полушария головного мозга покрыты сверху корой, в которой выделяют 4 слоя: древнюю кору (палеокортекс), на долю которой приходится 0,6 % всей поверхности коры; старая кора (архикортекс), которая составляет 2,2 % всей поверхности коры; промежуточная кора (мезокортекс), составляющая 1,6 % всей коры и новая кора (неокортекс), которая составляет 95,6 % всей поверхности коры. Каждая зона коры головного мозга обеспечивает ту или иную функцию сознания. Также каждый орган или система организма имеют свое представительство в коре.

Долгое время считали, что мозг человека, также как и мозг животных, симметричен относительно мозолистого тела, т.е. левое и правое полушарие выполняет одни и те же функции. Открытие Полем Брока моторного речевого центра, а затем открытие зоны Вернике, обеспечивающей понимание устной речи положило начало  исследованию функциональной асимметрии мозга. В результате выяснились следующие функциональные особенности правого и левого полушария:

Левое полушарие обеспечивает:

Правое полушарие обеспечивает:

речевую моторику, т.е. процесс говорения

образное восприятие мира

понимание устной речи

восприятие пространственных форм

понимание смысла воспринимаемых явлений

нелогическое, неосмысленное восприятие

счетные операции

бессознательные процессы

установление причинно-следственных связей мира, вообще логическую картину мира

записывание всех жизненных событий, начиная с периода окончания эмбриогенезиса

последовательное запоминание событий

восприятие музыки

сознательные процессы

восприятие цветовых сочетаний

процессы научения

Творчество и интуицию

положительные эмоции

отрицательные эмоции

европейское мировоззрение

восточное мировоззрение


    

Левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое - левой. У правшей чаще всего в роли доминирующего полушария выступает левое полушарие, а правое выполняет подчиненную роль, как правило, помогает левому в решении поставленной им задачи. Левое полушарие, видимо, нуждается в отдыхе,  и во время ночного сна активизирует свои функции правое полушарие, которое никогда не отдыхает.

Нервная система всех живых существ на планете Земля состоит из клеток двух типов: нейронов и глиальных клеток.

Нейрон представляет собой клетку, от которой отходит большое количество сильно ветвящихся коротких отростков - дендритов и один относительно длинный не ветвящийся по своей длине отросток - аксон. Работа нейрона состоит в том, что он получает сигнал от одних нейронов и передает другим.

Информация о работе Биологические основы психических процессов человека