Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Тема дипломной работы выбрана не случайно. Она является очень интересной и актуальной.
Интересно отметить, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Референдум Российской Федерации как одна из форм прямой демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Понятие и виды референдума Российской федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Вопросы референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инициатива и назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . .
2.1. Инициатива проведения референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . .
2.2. Назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Организационные требования к проведению референдума
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации . . . .
3.2. Голосование на референдуме Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение результатов и правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Определение итогов референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Референдум 1.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

На практике проведение выборов  является главным средством обеспечения  состязательности и реальности политического  процесса, дозволенной и узаконенной  формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В Российской Федерации, как и во всех демократических государствах, проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью.

Различают следующие виды референдума.

В зависимости от содержания законопроекта  выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят  вопросы, связанные с принятием  новой конституции или внесением  в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.

По времени проведения различают  превентивный (дозаконодательный) и  утверждающий (послезаконодательный) референдумы.

Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо  указанные в Конституции, поскольку  иначе как путем референдума  они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей.

По территориальному признаку различают  референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Стоит обратить особое внимание, что  в референдуме Российской Федерации  имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший  на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Не имеет права участвовать  в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум Российской Федерации  проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме  Российской Федерации лично. Участие  в референдуме Российской Федерации является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

 

 

 

 

 

 

1.2. Вопросы референдума  Российской Федерации

 

Вопросы выносимые на всенародное  голосование или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный  или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных  решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов.

Выделяют, три основные разновидности  формулы референдума:

    • вопрос, обращенный к гражданам, требующий ответа «Да» или «Нет», (например: «Согласны ли Вы с тем, чтобы предложенный проект конституции был принят?);
    • несколько различных вопросов, обращенных к гражданам и требующих несколько ответов (например: 1. «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента? 2. Поддерживаете ли Вы проводимый в стране социально-экономический курс?);
    • выбор из двух или более альтернатив (например: «Считаете ли Вы, что в стране (республике) должна быть установлена: 1. Парламентарная форма правления. 2. Президентская форма правления?); избиратель должен поставить отметку напротив одного из двух вариантов – этот вариант на практике встречается очень редко.9

Причем, вопрос (вопросы), выносимый  на референдум, должен быть сформулирован  так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

На референдум Российской Федерации  в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.10 на всероссийский референдум не могут выносится следующие вопросы:

    1. изменение статуса субъектов Российской Федерации;
    2. досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
    3. принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
    4. введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
    5. принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
    6. амнистии и помилования.

На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены, помимо выше перечисленных, также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а на местный референдум – вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Очень важно отменить, что вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или  отменять общепризнанные права и  свободы человека и гражданина и  конституционные гарантии их реализации.11

Следует подчеркнуть, что референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в  течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Поскольку в данном разделе  речь идет о референдуме как об одной из форм прямой демократии, автор считает необходимым рассмотреть положительные и отрицательные моменты характерные для прямой демократии и референдума в частности.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Ее преимущество также в том, что непосредственная демократия, обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.

Справедливости ради надо отметить, что у непосредственной демократии есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на ее слабых местах. Это низкая эффективность  принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов, ущемлению свободы за счет равенства, сложность и дорогостоящность при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.12

 

 

2. Инициатива  и назначение референдума

Российской Федерации

 

 

 

2.1. Инициатива проведения  референдума Российской Федерации

 

В соответствии со статьей 8 Федерального конституционного закона «О референдуме  в Российской Федерации» от 10 октября 1995 года13 инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

    1. не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;
    2. Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации.

Важно отметить, что в период между  назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части 1 статьи 8 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.

Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие  право на участие в референдуме  Российской Федерации, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан Российской Федерации  проживающих за пределами территории Российской Федерации, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан.

Инициативная группа обращается в  избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство  членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

    1. формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Российской Федерации;
    2. субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей;
    3. фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение  о выдвижении инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление  избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Отказ в регистрации  может быть обжалован в суд  в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Основанием для отказа в регистрации  инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. В случае вынесения  на референдум Российской Федерации законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока  действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.

Информация о работе Избирательная система