Роль И. Ньютона в естествознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:34, реферат

Краткое описание

Ньютон является создателем математических непрерывных процессов. Разработал (одновременно с Г.В.Лейбницем) основы дифференциального и интегрального исчислений. Занимался алгеброй, аналитической геометрией, поставил ряд проблем вариационного исчисления. Труды Ньютона и его последователей составили целую эпоху в развитии естествознания.
В результате опытов Ньютона по разложению белого света призмой стало возможным открытие в 1859 Г.Р.Кирхгофом и Р.В.Бунзеном спектрального анализа, одного из основных методов исследования в астрофизики. Открытия Ньютона интерференции и периодических свойств света были фундаментальными для оптики и в конечном счёте привели к пониманию природы изображения в телескопе. От первого маленького отражательного телескопа Ньютона была проложена широкая дорога к мощным рефлекторам нашего времени. Наконец, от ньютоновской механики и теории всемирного тяготения был совершён переход к релятивистской механике А.Эйнштейна и современной космологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие естествознания в XIIV веке
2. Роль И. Ньютона в развитии естествознания
3. Основные положения теории Ньютона и их роль в развитии естествознания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1 РЕФЕРАТ НЬЮТОН.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

         Метод флюксий применяется здесь к большому числу геометрических вопросов (задачи на касательные, кривизну, экстремумы, квадратуры, спрямления и др.); здесь же выражается в элементарных функциях ряд интегралов от функций, содержащих квадратный корень из квадратичного трёхчлена.

         Большое внимание уделено в «Методе флюксий» интегрированию обыкновенных дифференциальных уравнений, причём основную роль играет представление решения в виде бесконечного степенного ряда.

         Ньютону принадлежит также решение некоторых задач вариационного исчисления.

         Во введении к «Рассуждению о квадратуре кривых» (основной текст 1665-66 гг., введение и окончательный вариант 1670 г., опубликован 1704 г.) и в «Началах» он намечает программу построения метода флюксий на основе учения о пределе, о «последних отношениях исчезающих величин» или «первых отношениях зарождающихся величин», не давая, впрочем, формального определения предела и рассматривая его как первоначальное.

         Учение Ньютона о пределе через ряд посредствующих звеньев (Ж. Л. Д'Аламбер, Л. Эйлер) получило глубокое развитие в математике XIX в. (О. Л. Коши и др.).

          В «Методе разностей» (опубликован 1711) Ньютон дал решение задачи о проведении через n + 1 данные точки с равноотстоящими или неравноотстоящими абсциссами параболической кривой n-го порядка и предложил интерполяционную формулу, а в «Началах» дал теорию конических сечений.

         В «Перечислении кривых третьего порядка» (опубликована в 1704 г.) Ньютона приводится классификация этих кривых, сообщаются понятия диаметра и центра, указываются способы построения кривых 2-го и 3-го порядка по различным условиям. Этот труд сыграл большую роль в развитии аналитической и отчасти проективной геометрии.

          Во «Всеобщей арифметике» (опубликована в 1707 г. по лекциям, прочитанным в 70-е гг. XVII в.) содержатся важные теоремы о симметрических функциях корней алгебраических уравнений, об отделении корней, о приводимости уравнений и др.

          Алгебра окончательно освобождается у Ньютона от геометрической формы, и его определение числа не как собрания единиц, а как отношения длины любого отрезка к отрезку, принятому за единицу, явилось важным этапом в развитии учения о действительном числе.

          Созданная Ньютоном теория движения небесных тел, основанная на законе всемирного тяготения, была признана крупнейшими английским учёными того времени и резко отрицательно встречена на европейском континенте.

         Противниками взглядов Ньютона (в частности, в вопросе о тяготении) были картезианцы, воззрения которых господствовали в Европе, особенно во Франции, в первой половине XVIII в.

         Убедительным доводом в пользу теории Ньютона явилось обнаружение рассчитанной им приплюснутости земного шара у полюсов - и это вместо выпуклостей, ожидавшихся по учению Декарта!

         Исключительную роль в укреплении авторитета теории Ньютона сыграла работа А. К. Клеро по учёту возмущающего действия Юпитера и Сатурна на движение кометы Галлея.

         Успехи теории Ньютона в решении задач небесной механики увенчались открытием планеты Нептун (1846 г.), основанном на расчётах возмущений орбиты Юпитера (У. Леверье и Дж. Адамс).

         Вопрос о природе тяготения во времена Ньютона сводился в сущности к проблеме взаимодействия, т. е. наличия или отсутствия материального посредника в явлении взаимного притяжения масс. Не признавая картезианских воззрений на природу тяготения, Ньютон, однако, уклонился от каких-либо объяснений, считая, что для них нет достаточных научно-теоретических и опытных оснований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          И. Ньютон оставил выдающийся след в естествознании и в науке в целом. Законы мира, которые он открыл, для него были законами временного, имеющего конец, мира. К Апокалипсису он относился как к истине, указывающей ближайшее будущее. Свое пустое пространство он рассматривал как атрибут Бога и в нем допускал «как бы мгновенное» действие сил тяготения на расстоянии, что казалось для науки его времени невозможным и кажется таким и теперь. В действительности он ввел в науку теологическую мысль, допуская «чудо», постоянно существующее и непрерывно действующее, проявление - атрибут единого Бога.

         Идеи И. Ньютона вошли в науку с коренной поправкой физиков: пустое трехмерное эвклидово пространство Ньютона было заменено тем же пространством, заполненным материальным континуумом - световым эфиром (Гюйгенс).

            Последующее развитие естествознания во многом шло, либо опираясь на идеи Ньютона, либо в споре с ними: до двадцатого века – больше опираясь, в двадцатом веке – больше споря. В двадцатом веке были сокрушены три линии возведенных И. Ньютоном укреплении: абсолютное пространство и время (теория относительности), абсолютная (однозначная) причинность (квантовая механика) и абсолютная обратимость (термодинамика вообще, неравновесная - в особенности). В наши дни идет наступление на четвертый рубеж – общеметодологический идеал безличностного, объективного знания. Эта позиция четко сформулирована, например, И. Пригожиным и И. Стенгерс: «старое априорное различие между научными и этическими ценностями более неприемлемо».

          Между тем в работах И. Ньютона (в частности, в труде «Математические начала натуральной философии») сформулированы основные «правила философского рассуждения», не утратившие своей ценности по сей день:

         "Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений". Это принцип экономии мышления, аналогичный "бритве Оккама", представляющий утверждение простоты природы и необходимость ее детерминистического познания.

         "Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами. Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и Америке; свет огня в кухне и свет от Солнца…" Это правило отражает второй онтологический постулат - единообразие природы.

         "Поскольку мы узнаем о свойствах тел только посредством экспериментов, мы должны считать универсальными все те свойства, которые в экспериментах носят устойчивый характер, и те, которые не могут быть ни уменьшены, ни устранены. Мы не должны уклоняться от очевидности экспериментов, чтобы увлечься снами и изобретенными нами фикциями". Таким образом, наряду с констатацией единообразия природы, это правило отражает принцип опытного (экспериментального) изучения мира.

         К числу фундаментальных свойств объективно существующих тел относятся: протяженность, твердость, подвижность и сила инерции. Эти свойства "мы ощущаем не иначе, как посредством чувств". Тем самым утверждается объективное бытие мира, его познаваемость, роль чувственной сферы как главного источника знаний.

         Основой формирования научных суждений выступает индуктивный метод. Идеи, выведенные путем индукции, являются истинными, в отличие от тех, которые "могут быть вообразимы". Необходимо отказаться от неконтролируемых метафизических допущений ("Гипотез не измышляю"). Тем самым утверждается роль опыта, эксперимента как наиболее действенных способов познания.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вавилов, С. И. Исаак Ньютон 1643-172. [текст] : изд. 4, дополненное / С. И. Вавилов. – М. : Наука, 2002. – 296 с.

2. Гуревич, П. С. Философия [текст] : учебное пособие для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки и спец. высшего профессионального образования / П. С Гуревич. – М.- Воронеж : МПСИ; МОДЭК, 2004. – 1124 с.

3. Данилова, В. С. Основные концепции естествознания [текст] / В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 256 с.

4. Дмитриев, И. С. Неизвестный Ньютон : силуэт на фоне эпохи [текст] / И. С. Дмитриев. – СПб. : Алетейя, 2002. – 422 с.

5. Ждан, А. Н. История психологии [текст] / А. Н. Ждан. – М. : МГУ, 1990. – 366 с.

6. Концепции современного естествознания [текст] / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 203 с.

7. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания [текст] : курс лекций / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2002. – 336 с.

8. Хорошавина, С. Г. Концепции современного естествознания [текст] : Курс лекций / С. Г. Хорошавина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 480 с.


Информация о работе Роль И. Ньютона в естествознании