Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:00, реферат
Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза.
Введение
Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение
Использование графологических исследований при расследовании преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Другие отличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на «главное» вовне, на внешние события, внутрь, на самого пишущего, или же носит смешанный характер, и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет.
Широко используется
изучение почерка и в криминалистике.
Основные положения судебного
Никто не рождается с умением писать. Это умение приобретается в течение жизни под руководством учителей. Поэтому многое зависит от того, когда и где обучался человек. Однако со временем процесс писания становится автоматическим. Человек пишет уже бессознательно. Между мыслью и ее выражением на бумаге проходят доли секунды, когда контроль над двигательной функцией отсутствует (если, конечно, пишущий не старается сознательно изменить свой почерк), и потому каждый штрих в буквах неизбежно несет на себе отпечаток личности автора.
Таким образом, вполне естественно, что между почерком, психическим и физическим состоянием человека существует определенная взаимосвязь.
Первоначально письмо рассматривалось как зрительно-двигательный акт, обеспечивающийся точно ограниченным участком коры головного мозга, так называемым центром письма.33 В конце прошлого века русский ученый И.П. Павлов (1849-1936 гг.) выдвинул и обосновал новую точку зрения относительно локализации функций в нервной системе, а также понятие о функциональной системе, обеспечивающей выполнение той или иной сложной функции.
Письмо является особо сложным видом деятельности, в которую вовлечены одновременно многие участки структуры мозга. В настоящее время роль отдельных областей коры больших полушарий в обеспечении условий, необходимых для процесса письма, изучена довольно подробно. Установлено, что каждая область коры головного мозга имеет свое особое строение и выполняет специальные, присущие ей функции. Но для нормального осуществления каждого психологического процесса, в том числе и письма, необходима совместная работа всех областей коры головного мозга. Поэтому поражение того или иного участка коры неизбежно должно сказаться и на письме.
Следовательно, в письме отражаются также изменения этих структур, наступающие при заболевании (особенно – психосоматические свойства). Раннее распознание развивающейся болезни не только позволяет своевременно найти ей противодействие, но и дает возможность оценить эффект лечения и выбрать наиболее рациональные пути борьбы с недугом.
Например, у лиц, страдающих нервными (опухоль мозга, болезнь Паркинсона, множественный склероз, диффузный склероз головного мозга и др.) или психическими заболеваниями (прогрессивный паралич, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения и т.д.), а также перенесших травмы головного мозга, наступают изменения в почерке.34
В почерке могут проявляться
отдельные психические
Графология – наука, изучающая особенности почерка без изучения смысла написанного. Поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее 'подписью', как голос или выражение лица. В графологии не имеет значения ЧТО написано, а имеет значение КАК.
Графология – это система, и основывается она на многолетних наблюдениях и специфических экспериментах. Она подтверждает различные теоретические изыскания на практике, чем превосходит другие направления психодиагностики, где затруднено экспериментальное доказательство предлагаемых классификаций оценки личности испытуемого, система подразумевает знание и владение несколькими психологическими дисциплинами, включая психопатологию и теорию личности, и отлично взаимодействует с ними. Но здесь будет уместным отметить тот факт, что графология не является точной наукой, такой, как математика или физика. И, несмотря на наличие закономерностей, таблиц, теоретических обоснований, - проведение качественного, профессионального графологического анализа почерка просто невозможно без участия специалиста с его опытом и профессиональным чутьём. Здесь недостаточно одного дедуктивного подхода, - требуется умение выделить из множества признаков целую картину испытуемой личности. А это умение приобретается в процессе долгой практики, во время которой приобретается «намётанный глаз», позволяющий специалисту опознать нюансы почерка и помогающий правильно соотносить различные графические признаки между собой.
Использование графологических исследований при расследовании преступлений.
«Зачем мне фотография человека –
для меня гораздо важнее
клочок исписанной им бумаги,
так как в нем выражаются преступность,
радость, печаль.
Озлобленность, жестокость,
настроение духа и тому подобное» ©
Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель – идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы.
В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.
Предметом же исследования является почерк – относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма.
Принято различать:
технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства);
графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);
навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений).
Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека индивидуальна.
Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв. Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка.36
Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера.
К первым относится: установление исполнителя рукописного текста или подписи.
Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание написанного составляет доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из ее тетради, изготовил пыжи;
Установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей.
Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.37 Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.
Кроме идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью:
установление факта
письма в необычных условиях или
при необычном состоянии
установление одновременности выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе;
решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи;
определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д.
Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невозможности решения поставленной перед ним задачи.38
Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.
При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии. Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.
Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов.39
Необходимость в определении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний.
Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования.
При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование. Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.