Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:10, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
1.Понятие криминологии. 2.Предмет криминологии. 3.Метод криминологии.
4.Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками. 5.Задачи
криминологии в настоящее время. 6.История развития отечественной
криминологии.

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 370.42 Кб (Скачать файл)

направленностью;

4.предупреждение совершения  преступлений лицами, уже совершившими  ранее

преступления.

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение  преступности – направленное  на выявление,

нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных  ее

видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение  преступности – направленное  на выявление и

оказание профилактического  воздействия в отношении лиц, поступки которых

указывают на реальную возможность  совершения ими преступлений в будущем, а

также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Нормы, ограничивающие права  и свободы граждан в связи  с применением мер

предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией

федерального законодательства.

Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики

государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения

преступности:

1.сокращение преступности  и качественное изменение ее  структуры;

2.способствование созданию  и укреплению в обществе атмосферы  спокойствия и

стабильности;

3.устранение причин и  условий преступности, посредством  решения политических,

правовых, социально - экономических, идеологических задач.

4.обеспечение исправления  лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного

воздействия, и их ресоциализацию.

5.влияние на негативные  элементы непосредственного социального  окружения

(микросреду) личности, формирующие  антиобщественные позиции и мотивацию

преступного поведения индивидов;

Задачи предупреждения преступности

1.Систематическое выявление  и анализ явлений, факторов, ситуаций  и

обстоятельств, способствующих преступлениям.

2.Выявление и изучение  противоречий и конфликтов, которые  приводят к

возникновению преступных намерений, а также к формированию личности

правонарушителей.

3.Постоянное выявление  и постановка на учет лиц,  от которых можно ожидать

совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие  на данных лиц.

4.Устранение или нейтрализация  явлений и факторов, способствующих

антиобщественному поведению.

Проблемы предупреждения:

основания применения мер  предупреждения;

сроки применения мер предупрежде-ния;

процедура предупреждения.

Предупреждение:

-социальная профилактика;

-принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности  и наказания).

Возможность применения мер  наказания, восстановления и безопасности к

отдельным гражданам просматривается  и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти

граждане нарушают права  и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ

предусматривает, что "права  и свободы человека и гражданина могут быть

ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в

целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства".

    

    

     2 вопрос. Принципы предупреждения преступности:

1 законности; 2 целеполагания; 3 социальной справедливости и  гуманизма; 4

комплексности и системности; 5 дифференсации и индивидуального подхода; 6

принцип основного звена 7 своевременности, достаточности и  объективности 8

реальности и экономичности 9 оптимальности и эффективности.

Принципы предупреждения преступности:

1 Принцип законности

Состоит в том, что субъекты предупреждения при осуществлении  профилактической

деятельности должны соблюдать  требования правовых норм, которые  закреплены в

законах и других нормативно-правовых актах. В предупреждении преступлений

действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с

которым все предупредительные  мероприятия должны осуществляться в рамках

закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать  его нарушение.

2.Принцип целеполагания  заключается в том, что именно  цель предупреждения

преступности находится  в центре внимания субъекта, и ее достижение служит

уровнем качества и эффективности  предупредительной работы.

3. Принцип социальной справедливости  и гуманизма

В процессе применение мер  предупреждения преступлений реализуются  требования

социальной справедливости:

А) защита законных интересов  физических и юридических лиц, терпящих ущерб

(вред) от ситуаций и  действий, в отношении которых  оказывается или должно

оказываться предупредительное  воздействие;

Б) восстановление порядка, нарушаемого  этими ситуациями и действиями;

В) применение мер предупредительного воздействия, адекватных его целям, не

допуская их избыточной интенсивности, причинения физических страданий или

унижения человеческого  достоинства (возможно при наличии  реальных фактов:

влияние непосредственного  окружения, деформированность образа жизни

(совершение лицом гражданско-правовых, дисциплинарных, административных

правонарушений)).

4.Принцип комплексности  и системности

Меры предупреждения преступлений осуществляются в соответствии с  требованиями

комплексности и программно-целевого системного подхода. Использования  во

взаимодействии и на основе анализа и прогноза ситуации мер  психолого-

педагогического, экономического, организационного, правового характера, мер

федерального, регионального  и местного уровня на основе прогнозирования  и

программирования, сочетания  воздействия на личность и среду,

взаимоподкрепления и взаимодействия субъектов и других участников

предупредительной деятельности.

Принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как

взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляемая

подсистема), а меры предупреждения преступлений - в качестве отношений

управления.

5.Принцип дифференциации  и индивидуального подхода

Данное положение предполагает применение разных по содержанию и  степени

воздействия профилактических мер в зависимости от особенностей конкретной

жизненной ситуации и личности, которая нуждается в коррекции  поведения.

6.Принцип основного звена  позволяет найти главную задачу  деятельности по

предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или  несколько

проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы.

7 Принцип своевременности,  достаточности и объективности

Предупредительное воздействие  оказывается для того, чтобы предотвратить

распространение преступности, снизить ее уровень, в какой-то степени

нейтрализовать ее влияние  на общественные процессы, тем самым  обезопасить

общество от дополнительных страданий, лишений. Такой деятельности,

способствует осуществление  мер предупреждения, в сроки предусмотренные

различного уровня программами  профилактического характера. Достижение

указанных выше целей возможно при своевременном и достаточном  использовании

мер предупреждения

Принцип объективности требует  максимального соотнесения управляющих

воздействий с закономерностями и тенденциями развития социальных процессов.

Применительно к предупреждению преступности это означает, что

предупредительная деятельность невозможна без познания и учета

закономерностей функционирования объекта и социума. Борьба с преступностью

“кавалерийскими наскоками” приносит больше вреда, чем пользы.

8 Принцип реальности и  экономичности.

Состоит в том, что меры предупредительного характера должны быть исполнимыми

и экономическими выгодными. Также важно учитывать конкретные условия,

исходить из реальных возможностей. Реальность предлагаемых мер, в некоторых

случаях лучше проверить  путем проведения эксперимента.

9 Принцип оптимальности  и эффективности требует, чтобы  при наименьшей затрате

сил и средств, материальных и финансовых ресурсов получать наилучший

результат в возможно короткий срок.

    

    

     3 вопрос. Правовая основа деятельности по предупреждению преступности.

Для регулирования предупреждения преступности использу-ется весь спектр

законодательства. Нормы, содержащие предупредительный потенциал, имеются  на

всех уровнях и во всех отраслях права.

Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать

принципам, которые содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных

Россией: Всеобщей Дек-ларации прав человека; Международному пакту о

гражданских и политических правах; Кодексу поведения должностных  лиц по

поддержанию правопорядка; Руководящих  принципах в области преду-преждения

преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового

международного экономического порядка; Декларации основных принципов

правосудия для жертв  преступлений и злоупотреблений  властью и других

документах.

Определенные обязательства  в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних

и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня  со многими

государствами.

Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать

борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям:

1)                        государство несет обязанность  по защите прав и

свобод граждан, в том  числе и от преступных посягательств;

2)                        в борьбе с преступностью должны  соблюдаться права и

свободы граждан, а необходимые  случаи ограничения возможны только в

соответствии с федеральным  законом.

Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями  права, среди

которых, конечно, главную  роль играют специализированные - уголовное,

уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное.

Однако нормы, имеющие  значение для предупреждения преступлений, есть в

конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и граждан-

ском праве.

Более 20 лет в России обсуждаются  предложения о принятии специального

нормативного акта, который  регулировал бы деятель-ность по предупреждению

преступлений, так называемого  «Закона о профилактике правонарушений». На наш

взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже  отмечалось,

предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами соци-

альной профилактики, юридической ответственности и безопасности.

Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с

точки зрения законодательной  техники, но и с точки зрения правоприменителя.

Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно  было

изложить в Основах  предупреждения преступлений, как это  уже предлагалось

некоторыми крими-нологами.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"