Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 16:03, курсовая работа
Актуальность. В начале третьего тысячелетия процессы стремительных изменений, происходящие в жизни российского общества, не смогли не повлиять и на такую область жизни, как культура. Новые вызовы времени выдвинули в качестве абсолютного национального приоритета развитие человека и привели к необходимости провести анализ достигнутого, чтобы определить перспективные направления развития культуры.
Введение
Глава 1 Теоретические и методологические основы муниципального управления в сфере культуры
1.1 Культура как объект управления
1.2 Вызовы времени и ценности культуры
1.3 Государственная, региональная и муниципальная политика в сфере культуры
Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока
2.1 Анализ социо-культурной ситуации
2.2 Цель, принципы, приоритетные направления, механизмы развития сферы культуры
2.3 Приоритетные направления развития сферы культуры в молодежной политике в соответствии с концепцией "Развитие культуры Приморского края на 2013 - 2017 годы".
Заключение
Список литературы
Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу
Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства, организации сферы досуга в администрации муниципального образования может создаваться структурное подразделение по вопросам культуры. При этом подразделении могут формироваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, совет директоров, методический совет учреждений культуры.
Функции муниципального органа управления культурой:
1) Методическая и финансовая
помощь, координация культурно - просветительской
деятельности учреждений
2) Контроль за содержанием и финансово - хозяйственной деятельностью учреждений культуры;
3) Организация обустройства мест массового отдыха, культурное обслуживание этих мест;
4) Учет, охрана, содержание и реставрация памятников истории и культуры местного значения, заповедных мест;
5) Разработка предложений по
строительству, реконструкции и
ремонту зданий
6) Поддержка и развитие народных промыслов, традиций и обрядов;
7) Взаимодействие с творческими
союзами и общественными
8) Проведение общегородских
Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока
2.1 Анализ социо-культурной ситуации
Сегодня Приморский край располагает обширной культурной инфраструктурой, которая должна быть использована как база для модернизационных процессов. Преобразования будут осуществляться поэтапно и дифференцированно, с учетом современных потребностей, системы расселения, местной экономической и социо-культурной ситуации.
В настоящее время сеть государственных краевых и муниципальных учреждений культуры Приморского края составляет 865 единиц.
Из общего числа всех учреждений культуры в ведении администрации Приморского края находится 15 учреждений и 5 филиалов, в ведении администраций городских округов 243, в ведении администраций муниципальных районов и поселений 602 учреждения.
Типовой состав учреждений культуры и искусства:
3 краевых и 2 муниципальных театра, 1 филармония;
4 образовательных
учреждения среднего
61 образовательное
учреждение дополнительного
396 общедоступных
библиотек системы
17 государственных
краевых и муниципальных
379 учреждений культурно-досугового типа, в которых функционирует 3724 клубных формирования, где занято 52544 человек.
В отрасли работает 7698 штатных сотрудников.
В крае функционирует общественные организации - 7 творческих союзов и фондов, которые объединяют 587 писателей, художников, фотохудожников, артистов театров, музыкантов и композиторов.
241 творческий самодеятельный коллектив края имеет звание "народный", "образцовый", "заслуженный коллектив" Приморского края.
В настоящее время на территории Приморского края расположено 1086 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения. Также под государственной охраной находятся объекты культурного наследия федерального значения. Кроме вышеперечисленного на территории Приморского края 1175 вновь выявленных объектов археологического наследия.
Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть культурную составляющую, которая в последние годы функционировала под воздействием роста творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков культурных услуг с одной стороны и сокращения государственной поддержки, с другой. И как результат - исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
В настоящее время существует ряд нерешенных проблем в отрасли, в их числе:
1. Отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
2. Заметное
снижение культурно-
3. Значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения;
4. Региональные
и муниципальные диспропорции
в обеспеченности населения
5. Снижение
доступности культурных форм
досуга для жителей сельской
местности и небольших
6. Крайне
неудовлетворительное
7. Значительное
сокращение сети культурно-
8. Дефицит квалифицированных кадров;
9. Низкий
уровень оплаты труда в сфере
культуры и недостаточный
10. Отсутствие
системной организации
В связи с введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создание равных условий для культурного развития всех жителей стало еще более проблематичным и неконтролируемым процессом. В настоящее время развитие краевых и муниципальных учреждений культуры крайне неравномерно. Органы местного самоуправления ввиду дефицита бюджетов не исполняют данные полномочия в полном объеме. Многие поселенческие и муниципальные учреждения культуры из-за дефицита бюджетов финансируются по остаточному принципу.
Из 865 учреждений культуры требуют капитального ремонта 191 (что составляет 22%), 12 - находятся в аварийном состоянии (что составляет 1,4%). В том числе по типам учреждений культуры:
Тип учреждения культуры |
Общее количество |
Требуют капитального ремонта |
Находятся в аварийном состоянии |
Театрально-зрелищные учреждения |
6 |
1 |
- |
Библиотеки |
396 |
43 |
1 |
Культурно-досуговые учреждения |
379 |
116 |
11 |
Музеи, картинные галереи |
17 |
7 |
- |
Государственные образовательные учреждения |
4 |
1 |
- |
ДШИ, ДМШ, ДХШ, ДЦШ |
61 |
23 |
- |
ПКиО |
2 |
- |
- |
ИТОГО: |
865 |
191 |
12 |
Техническая оснащенность порядка 90% учреждений не соответствует минимальным стандартам оснащения оборудованием, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации, износ музыкальных инструментов школ дополнительного образования детей составляет 80%.
В таких условиях сложно говорить о дальнейшем совершенствовании культурно-досуговой деятельности населения и сохранении традиционной народной художественной культуры.
Решение этих задач возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем культуры и искусства, как никакой другой, позволяет ежегодно определить самые болевые точки в культурной палитре Приморья, совместно с федеральными органами культуры, муниципальными образованиями края сосредоточить средства на решение той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени, привлекать к решению творческих задач негосударственные организации, временные творческие группы, физических лиц.
Культура может действенно создавать возможности для содержательного и насыщенного досуга, но для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.
Это особенно актуально в связи с принятием в 2010 году Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В настоящее время в рамках реализации данного закона 11 краевых государственных учреждений (театры, филармония, центр народной культуры, музей, картинная галерея, и 4 краевых государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования) преобразованы в автономные, подобная работа ведется и в муниципальных образованиях края. Переход в новые типы учреждений требует новой системы управления учреждениями культуры, суть которой заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами, увеличению внебюджетных доходов от деятельности учреждения. Учреждения нового типа должны быть саморазвивающимися, конкурентоспособными, создающими максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей культурных услуг.
Достижение данной цели будет зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов, использования современных инновационных подходов в целях обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры.
Стремительная информатизация всех сфер человеческой деятельности диктует необходимость идти в ногу со временем и предпринимать серьезные шаги в освоении различных современных IT-технологий. И лидерами в данном вопросе должны стать библиотеки. К сожалению, социально-культурный облик библиотек во многом перестает соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения. В настоящее время из 396 государственных и муниципальных библиотек только в 122 библиотеках есть компьютеры (что составляет 30,8% от общего количества библиотек) и только 43 библиотеки имеют подключение к сети Интернет (10,6%).
Целью мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела и обслуживания населения, является преломление негативной тенденции сокращения числа читателей. И дело здесь не только в необходимости пополнения фондов библиотек актуальной литературой, но в первую очередь необходимостью внедрения современных информационных технологий, увеличения количества документов на электронных носителях, создания поисково-справочного аппарата и компьютеризации библиотек. Необходимы активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи, созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных услуг для пользователей.
Основная задача развития музейного дела - стать мощным фактором имиджевой привлекательности края. В современных реалиях необходимо шире переходить к динамичным, современным, "бросающимся в глаза" формам музейной работы. Наши музейные технологии отстают от накопленного мирового опыта, необходима перезагрузка посетительских восприятий - музей не должен быть скучным, он должен быть открытием при первом же посещении.
Для дальнейшего развития культурно-досугового, театрального и музыкального искусства требуется модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым актерам и исполнителям. В связи с отдаленностью региона от центральных районов России и высокой стоимости оплаты проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах. Из-за увеличения постановочных расходов, расходов на рекламную деятельность, низкой платежеспособности населения без дополнительного финансирования невозможно расширение производственной деятельности театрально-зрелищных учреждений, организации полноценной гастрольной деятельности за пределами края.
2.2 Цель, принципы, приоритетные направления,
механизмы развития сферы