Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:20, контрольная работа
Актуальность. Изучение архитектуры этой древней цивилизации притягивает огромное количество ученых разных стран, поскольку в ней хранится безграничный запас неизведанного, непознанного и таинственного. На современной территории Древнего Китая постоянно ведутся археологические раскопки, поскольку скрывающиеся под землей предметы жизнедеятельности древнего населения этой страны представляют собой весомый и незаменимый вклад в копилку истории. Знание культурных канонов цивилизаций на начальных этапах их развития дает нам представление о том, каким образом происходит совершенствование той или иной сферы жизни человечества, будь то архитектура, скульптура или даже политика. Без знания особенностей предшествующих веков невозможно корректное и эффективное развитие в будущем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика Древнего Китая.
1.1. Природные условия и население………………………………………........6
1.2.Хронологические рамки и периодизация…………………………………....7
Глава II. Архитектура Древнего Китая.
2.1. Особенности древнекитайского мировосприятия и искусства……………9
2.2.Возникновение архитектуры………………………………………………..10
2.3.Особенности градостроительства……………………………………………………………...12
2.4.Крепостные сооружения. Великая китайская стена………………………13
2.5.Культовое зодчество Древнего Китая……………………………………...15
2.6.Жилые здания Древнего Китая……………………………………………..15
2.7. Древнекитайские дворцы и храмы……….. …………………….................17
2.8. Принципы садово-парковой архитектуры ………………………………...19
2.9. Декоративные элементы в китайском зодчестве………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список, ссылки……………………………………………24
В Китае увековечить себя означало не столько оставить о себе вещественный памятник, сколько прославить свое имя «записанным на бамбуке и шелке». Китайское искусство никогда напрямую не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия – это искусство жизни, тогда жизнь – искусство. В учениях древних философов Лао-Цзы и Конфуция утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив – художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву (отдельного понятия «художественность» в Китае не существовало, оно растворялось в жизни). По этой причине к традиционному китайскому искусству неприменима европейская категория морфологии искусства, разделение искусства на роды и виды, станковые и прикладные, изящные и технические, или художественные ремесла. В Китае все виды искусства – одновременно станковые и прикладные, изобразительные и декоративные. Здесь совершенно неуместно латинское слово «декор» или наименование «китайское декоративное искусство». К примеру, в искусстве Китая вообще отсутствует станковая картина в раме – одно из главных достижений европейских художников. Китайский мастер (живописец, график, каллиграф, поэт и философ одновременно) расписывает стены, шелковые свитки, бумажные ширмы и веера.
Китайская традиция не знает разрыва между рациональным и экспрессивным, чувственным началом творчества, «идейным» и «безыдейным» искусством, реализмом и формализмом – тех основ, которые несет с собой европейское возвеличивание человека. Поэтому в Китае не было отдельных художественных направлений – Классицизма и Романтизма, борьбы идеологических движений. Существует традиция, основанная на вдумчивом созерцании природы, а стили различаются не по амбициям художников, а по состоянию изображаемого пейзажа: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада». Любой обыденный предмет имеет символическое значение. Поэтому произведения традиционного китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. Тело воспринимается не как материальная форма, оно – продолжение мыслимого пространства. С 3 в. до н. э. Китай отгородился с севера Великой Китайской стеной, тогда же появилось название «внутренний Китай». Периодизация китайского искусства весьма своеобразна – счет идет не по годам, а по царствующим династиям, причем их смена не означает поступательного развития. Главным достоинством в искусстве всегда считалось повторение работы старых мастеров, верность традиции. Китайское искусство характерно и особым отношением к материалу, к его природным свойствам, тщательностью обработки и ясностью, чистотой технического приема.
2.2.Возникновение архитектуры.
Архитектура Древнего Китая - одна из древнейших и своеобразных в мире. Для нее характерны: органическая связь с природой, искусством, использование технических свойств строительных материалов.
Недра Китая богаты многочисленными породами мраморов, гранитов, известняков. Богат Китай и строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и пр. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук. Поскольку в древнем Китае зодчие предпочитали дерево всем другим материалам, до настоящего времени сохранилось сравнительно немного памятников древнейших эпох. О характере архитектуры эпох Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань (до 25 года н. э.) можно судить в основном по изображениям на погребальных плитах, моделям и останкам каменных конструкций. Китайское зодчество дало весьма своеобразную трактовку древнейших традиций культа Природы, обоснованного и поощряемого государственной религией (даосизм, чань-буддизм, конфуцианство, другие материалистические и идеалистические школы и направления).В течение своей истории Китай неоднократно подвергался нашествиям кочевых племен и иноземных захватчиков. Внешние и внутренние войны, а также стихийные бедствия не раз приводили к разрушению и гибели ценнейших памятников архитектуры и искусства. Сохранившиеся до наших дней в различных областях Китая многочисленные постройки феодального периода показывают богатство архитектурных форм, образование которых можно проследить со II тысячелетия до н. э.
За многие века существования Китая его географические границы претерпевали значительные изменения. Древнейшая китайская культура сложилась в бассейне реки Хуанхэ и в течение многих веков развивалась главным образом на территории современного Северного Китая. Благодаря археологическим находкам последних лет и дошедшим до нас памятникам письменности можно проследить историю Китая с периода Шан-Инь (1766-1122 до н. э.), когда господствовал первобытно-общинный строй. Наряду с этим в позднейшее время периода Шан уже зарождаются классовые отношения, чему способствовало развитие производительных сил и все возрастающее значение земледелия.
Древнейшим свидетельством раннего развития китайской архитектуры рабовладельческой формации являются остатки сооружений древней столицы периода Шан (II тысячелетие до н. э.), открытые раскопками около г. Санъяна, которые продолжаются в настоящее время. Сохранившиеся земляные платформы дворца и храма с каменными базами колонн из плоского валуна или в виде бронзовых дисков указывают на сложение основных форм китайского зодчества уже в этот древнейший период. Возникшие в глубокой древности главные типы китайских сооружений, а также их расположение и планировка были обусловлены общественными потребностями и позднее узаконены религиозными канонами. Принцип расположения отдельных частей здания также был подчинен традициям и строгим правилам, что, несомненно, создавало известные ограничения для строителей.[9, с. 227-230]. Помимо археологических открытий, о характере архитектурных сооружений периода Шан дает также интересные сведения изучение древнейшей письменности. Сохранившиеся от этого периода надписи, процарапанные на костях животных и панцирях черепах, содержат пиктограммы с изображением дома на высоком основании и с двускатной крышей, образующей фронтон. Открытые раскопками остатки жилых зданий этого же периода указывают на умелое сооружение прочных глинобитных стен с применением деревянного каркаса. Камень и кирпич всегда считались китайскими зодчими материалами второстепенного значения, основным же строительным материалом Китая было дерево, вследствие чего многочисленные архитектурные памятники прошлого сравнительно быстро исчезли. Лишь дошедшие до нашего времени отдельные изображения построек на каменных барельефах и в ранней живописи дают представление о сложных по своим формам древних сооружениях Китая. Они свидетельствуют о развитой строительной технике и о длительном сохранении основных архитектурных традиций как конструктивного, так и декоративного характера.
Современная историческая наука (на основе изучения древнейших литературных источников и археологических находок) определяет сложение в Китае рабовладельческой формации к концу II или началу I тысячелетия до н. э. После длительных междоусобных войн в конце II тысячелетия до н. э. среди ряда боровшихся между собой мелких деспотий выделяется наиболее могущественное царство Чжоу (1122-256 гг. до н. э.). Знать захватывает обширные земельные участки и, широко используя рабский труд, управляет ими. В период Чжоу получают развитие основные религиозно -философские учения Китая – конфуцианство и даосизм. Большое значение приобретает в этот период сословие ученых.
2.3.Особенности градостроительства.
В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, синтезированные в даосском учении Фэн-шуй (Ветер-вода). Согласно этому учению, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось: «Господин Солнце всегда смотрит на юг». На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях. Даосские гадатели разработали целую науку – геомаитию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены компас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» земли участок считался подходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов, чаще всего – круга и квадрата.
На основе этих фигур формировалась планировочная структура как отдельных зданий, так и целых градостроительных комплексов. Пример тому – планировки городов Лояна, Пекина, Чанани.
Другая особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные здания. Особо регламентировался цвет крыш:
а) золотисто-желтые – дворец «солнцеликого» императора;
б) ярко-голубые («небесная чистота») – культовые постройки;
в) зеленые («древесная листва») – жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;
г) серые («земной прах») – жилища рядовых горожан.
Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, парковые зоны.
2.4.Крепостные сооружения. Великая китайская стена.
С древнейших времен города и цитадели Китая окружались крепостными стенами. В период «семи царств» (Чжунь Го) на северных границах царств Цинь, Чжао и Янь были построены оборонительные сооружения от набегов кочевников (V-III вв. до н. э.).
Древнейшим памятником китайской архитектуры, сохранившимся до нашего времени, является Великая китайская стена, построенная в период «Борющихся государств» (Чжань го) (481-221 до н. э.) и перестроенная в III в. до н. э., когда император Цинь Ши-хуанди (246-210 гг. до н. э.), объединив Китай в единую империю Цинь, стремился к укреплению ее слабо защищенных границ на севере. Стена пересекает ряд северных провинций Китая и имеет несколько ответвлений, образующих дополнительные кольца.
До настоящего времени точного обмера ее не производилось. По последним данным, протяженность Великой китайской стены достигала 4000 км. Высота ее с зубцами, расположенными по наружной кромке боевого хода, равняется 9 м, а ширина доходит до 8 м в нижней части и около 5 м – в верхней. Монументальные башни, высота которых около 12-14 м, расположены вдоль стены и находятся одна от другой на расстоянии полета стрелы (из 60000 башен в настоящее время сохранилось лишь 20000). Ряд массивных ворот ведет к главным дорогам в Монголию. Стена неоднократно достраивалась и укреплялась в последующие века. Первоначально она сооружалась только из щебня и земли, и лишь позднее была произведена облицовка ее камнем и кирпичом.
Это оборонное сооружение служило в течение веков защитой от набегов кочевников. Несмотря на свое однообразие и чисто утилитарное значение, Великая китайская стена, как и другие произведения китайской архитектуры, гармонично сливается с окружающим ее суровым горным пейзажем, опускаясь и поднимаясь вдоль горных отрогов и образуя с ними как бы одно неразрывное целое. Летописи сообщают о сотнях тысяч рабов, пленных, солдат, которые сооружали стену, терпя огромные лишения.
Интересной особенностью китайской фортификационной архитектуры является контрастное сочетание массивного основания (камень, песок, кирпич) и легкого деревянного навеса для укрытия воинов от метательных снарядов с типичной «парящей» кровлей. Пример тому – оборонительные стены Пекина, Чжендина и других городов.
В этот же период создавались многочисленные сооружения и другого характера. Дошедшие до нашего времени письменные источники рассказывают о большой строительной деятельности Цинь Ши-хуанди, который, по словам летописи, строил грандиозные дворцы после каждого удачного завоевания, причем на строительстве отдельных сооружений было занято более 700 000 рабов и свободных земледельцев. [16, с. 189-191 ]. Дворцы сооружались из редких древесных пород: лавра, пихты, кораллового дерева и пр., которые привозились с разных концов страны. О масштабах зданий, их грандиозности свидетельствует указание, что зал одного из дворцов Цинь Ши-хуанди вмещал 10000 человек. Столица империи Цинь – Сяньян – растянулась на большое расстояние по обеим сторонам реки Вэйхэ.
Летописи рассказывают также о сооружении огромного крытого моста, который был возведен через реку Вэйхэ, что указывает на высокое инженерное искусство древнего Китая.
После падения империи Цинь и кратковременного распада государства династия Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) вновь объединила земли империи. В ханьсжий период происходит присоединение новых областей на западе и на юго-западе. Китай в этот период расширяет международные связи, прокладывает новые торговые пути к народам Средней Азии. Большое развитие техники и хозяйства в это время было обусловлено колоссальной эксплуатацией трудящихся масс, вызвавшей в первые века н. э. мощные восстания рабов и свободных земледельцев. Это привело к уничтожению империи Хань и к новому распаду страны на ряд самостоятельных частей.
Представление о развитии архитектуры в период династии Хань можно получить главным образом благодаря глиняным моделям различных сооружений, которые находят в погребениях того периода. Эти тщательно выполненные из глины и раскрашенные модели дворцов, башен, различных хозяйственных построек свидетельствуют о развитых архитектурных формах сооружений периода Хань.
2.5.Культовое зодчество Древнего Китая.
Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она утвердилась в Китае с появлением буддизма (III-II вв. до н. э.).
Идея пагоды была заимствована в Индии. Однако вертикаль сооружения с многочисленными, загнутыми вверх, карнизами глубоко национальна. Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балок торчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию.
Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитация индийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени.
Каждая деталь башни имела символическое значение – девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и др. Если пагода строилась из дерева, то её крыша окрашивалась в зеленый цвет, несущие конструкции – в красно-оранжевый. Этим достигалось гармоничное единство здания с растущими рядом елями. Не случайно многие китайские поэты именовали пагоду «Дом-дерево». Строились первые пагоды из «одушевлённых» строительных материалов – кедра, бамбука, ели. С помощью пропитки древесины особыми смолами зодчие научились продлевать жизнь постройкам до нескольких столетий.
Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало постулатам чань - буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и т. п.
В культовой архитектуре Китая главные сооружения (храмы, гробницы), как правило, располагались по оси «север–юг». Вспомогательные постройки размещали по обе стороны от главной оси, параллельно ей и симметрично по отношению друг к другу. Все помещения, расположенные на главной оси, имеют большую высоту по сравнению с периметральными – соблюдение общепринятых градостроительных принципов.