Библиографические пособия: методика и организация составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.
Виды библиографических пособий различны:
 библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающееся);
 библиографическая картотека, каталог.
Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ…………………………….…..5
Глава 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
2.1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП…………………………………..12
2.2.СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП……………………………………20
2.3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЭТАП СОСТАВЛЕНИЯБИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ……………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….…31
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсов я№ 3.docx

— 65.96 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

Факультет культуры и искусств

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Библиографическая деятельность библиотеки»

Тема: Библиографические пособия: методика и организация составления

 

 

 

 

 

Выполнила: Тимофеева В.А

                                                                   Проверила: Л.Д. Титарева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита,2014 г

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………….....3

Глава 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ…………………………….…..5

Глава 2. ОСНОВНОЙ  ЭТАП  СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ

2.1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ  ПОДЭТАП…………………………………..12

2.2.СИНТЕТИЧЕСКИЙ  ПОДЭТАП……………………………………20

2.3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ……………………………………….24

Заключение…………………………………………………………….…31

Список использованной литературы……………………………………34

Приложение……………………………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.

            Виды библиографических пособий различны:

    • библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающееся);
    • библиографическая картотека, каталог.

Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.

          В свою очередь библиографические издания подразделяются на:

    • библиографические списки (пособие с простой структурой);
    • библиографические указатели (пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т. п.);
    • библиографические обзоры.

Составление указателя (списка, обзора) – одно из важнейших направлений в деятельности библиотек по библиографированию документов.

В центре внимания библиографов должны постоянно находиться вопросы методического обеспечения процессов создания библиографических пособий. Библиограф должен иметь отчетливое представление, прежде всего об общих методах библиографирования, которые необходимы для составления любого библиографического пособия. Эта общая методика образует своего рода модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее существенных и типичных черт создаваемого библиографического пособия.

Однако для того чтобы окончательно «довести» пособие до нужного уровня, обеспечить соответствие всем предъявляемым к нему требованиям, необходимы специфические приемы библиографирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом (научно–вспомогательный или рекомендательный; универсальный или тематический и т. д.). Это уже частная методика библиографирования.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение методики составления библиографических пособий.

Цель курсовой работы определяет следующие задачи:

1.Рассмотреть суть подготовительного этапа составления библиографических пособий;

2.   Рассмотреть суть основного этапа составления библиографических пособий;

3.Рассмотреть суть заключительного этапа составления библиографических пособий.

Объектом исследования являются библиографические пособия.

Предметом исследования является составление библиографических пособий.

Структура курсовой работы:  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ

 

Составление библиографических пособий - одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении.

Работа по составлению библиографических пособий складывается из подготовительного, основного (аналитического и синтетического) и заключительного этапов. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.  

Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление литературы по теме пособия.

  Выбор  и изучение темы.

      Определяя тему будущего библиографического  пособия и включая ее в перспективный  и (или) текущий план составительской  работы, нужно  исходить из того, что тема должна быть актуальной  и общественно значимой, соответствовать  возможностям библиотеки, экономическому  и культурному профилю обслуживаемо­го  ею района, библиографическим потребностям  ее читателей.

      Выбранная тема требует обязательного  изучения, продолжительность которого зависит от сложности самой темы, ее новизны и документальной обеспеченности. Предварительное изучение темы пособия имеет два аспекта.

      Первый аспект: прежде всего составители  должны сами досконально разобраться в существе проблем, которые затрагиваются в пособии, что поможет избежать ошибок в отборе документов, их расположении, оценке. Для этого необходимо предварительно внимательно ознакомиться с относящимися к теме  основными работами ведущих ученых в данной области, материалами дискуссий, научных конференций, современной учебной литературой. Особое внимание следует обратить на терминологию, применяемую в данной области науки или производства, для чего важно постоянно держать под рукой специальные словари и другие справочные издания. Желательно составить краткий перечень наиболее распространенных в изучаемой области терминов с их краткими дефинициями. На данном этапе можно привлекать специалистов для консультаций. Ведь от качества и глубины предварительного изучения темы во многом зависит успех всей последующей  работы.

       Второй аспект изучения темы  состоит в выяснении ее библиографической  обеспеченности. Важно знать, что  уже издано по данной теме (здесь  неоценимую помощь окажут указатели  библиографических пособий) или  что предполагают подготовить  другие библиотеки (можно установить  по перспективным сводным планам). Это необходимо как для учета  и использования опыта библиографирования, так и для принятия объективного  решения о правомерности издания  данного пособия.

Составление плана-проспекта пособия.

           Когда тема уже достаточно  изучена и составители довольно  свободно ориентируются в соответствующей  литературе, наступает стадия разработки  плана-проспекта пособия, который  представляет собой основной  документ, регламентирующий всю  дальнейшую работу составителей. План-проспект необходим, прежде  всего, при подготовке крупных  по объему и сложных по структуре  библиографических пособий, продолжительных  сроках работы, наличии большого  числа составителей.

           План-проспект содержит обоснование  темы, в нем формулируется  идейный  замысел пособия, раскрывается его  основная задача. Особое внимание  должно быть уделено четкому  определению целевого и читательского  назначения пособия.

         Целевой адрес должен быть  указан максимально точно и  конкретно. Попытка отдельных составителей  подготовить пособие, которое бы  одновременно преследовало цель  оказание помощи науке и «всем, интересующимся данной проблемой», ошибочна, так как решение столь  различных задач потребует разных  подходов ко многим приемам библиографирования. Поэтому, важно четко установить, с какой целью издается пособие: в помощь научной работе, профессионально-производственной деятельности; образованию и самообразованию; агитационно-пропагандистской работе; повышению квалификации; для первоначального знакомства с темой и т. д.?

Что касается читательского назначения, то в некоторых случаях оно непосредственно вытекает из целевого. Например, указатель в помощь научной работе, естественно, адресован в первую очередь исследователям; в помощь пропагандистской деятельности – в первую очередь идеологическим кадрам. В том случае, когда работы одной тематики и одного целевого назначения могут быть обращены к потребителям, резко отличающимся по подготовке или по профессиональным интересам, требуется уточнить читательское назначение пособия – особенно рекомендательного.

Далее, необходимо обозначить группу читателей, на которых ориентировано пособие. Наиболее точно можно представить себе будущих потребителей библиографических пособий, исходя из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Поэтому целесообразно выделить отдельные пособия, рассчитанные, например, на школьников двух-трех смежных классов. Другую группу могут составить пособия для лиц, не обладающих достаточными навыками систематического чтения популярной и научной литературы, а также указатели, адресованные читателям, владеющим специальными знаниями или таких знаний не имеющим.

     Когда же педагогические соображения  этому не противоречат, целесообразнее  стремиться к составлению рекомендательных  указателей сравнительно широкого читательского назначения и соответственно этому – с более масштабным отбором литературы.

     В соответствии с целевым и  читательским назначением пособия  в плане-проспекте устанавливаются  принципы отбора литературы, которыми  в дальнейшем будут руководствоваться  составители. Естественно, что качественные  критерии отбора могут быть  намечены лишь в самой общей  форме.

      Отбор зависит, прежде всего, от  тематических границ пособия, которые  диктуются в первую очередь  содержанием проблемы, отражаемой  будущим указателем. Он осуществляется  в установленных хронологических границах (рамках учетного периода). Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не о хронологии событий, отраженных в литературе (это входит в понятие «тематические границы»), а о годах издания самой литературы.

Установление учетного периода имеет наибольшее значение при подготовке капитальных ретроспективных указателей. Наиболее просто установить хронологические границы отбора в текущих указателях: они обусловлены их периодичностью. Иначе обстоит дело при определении учетного периода в рекомендательных пособиях. Главной задачей рекомендательно­го пособия является пропаганда наиболее ценной и актуальной литературы. Исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания. Но нередко целесообразность диктует составителю необходимость включения произведений печати за более ранние годы. Поэтому при создании рекомендательных указателей учетный период устанавливается не столь жестко,  как,  например, при составлении научно-вспомогательных.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены в пособие. Важно помнить, что в научно-вспомогательном и особенно рекомендательном указателе ограничение отбора каким-либо одним видом изданий значительно обеднит содержание пособия.

         Раздельное библиографирование  книг, журнальных статей или других  видов печатной продукции характерно  только для пособий общей библиографии.

     В плане-проспекте необходимо  установить также языковые границы  отбора.

     В плане-проспекте определяется  структура библиографической записи: будет ли она состоять только  из библиографического описания  или будет сопровождаться аннотацией  и (или) рефератом; какие предполагаются аннотации – справочные, рекомендательные; будут ли отражены рецензии на библиографируемые документы и т. п.

Следующим этапом разработки плана-проспекта является установление структуры будущего пособия, способов группировки включенных в него материалов. На этом этапе необходимо определить способ группировки материалов (систематическая, предметная, тематическая или алфавитная, хронологическая), и дать перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик. А также определить состав справочного аппарата (наличие вспомогательных указателей, приложений, вступительной статьи, предисловия).

Информация о работе Библиографические пособия: методика и организация составления