Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.
режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социокультурной сфере и др.).
В контексте социально-
— с организацией музейного дела (реставрация, строительство, музеефикация объектов историко-культурного значения);
— с развитием краеведческой деятельности, включая фиксацию источников, которым грозит утрата (в том числе и личные документы, воспоминания, микротопонимика), обеспечение сохранности культурно-исторического ландшафта, передачу всего комплекса знаний поколениям, вступающим в жизнь;
– сохранением памятников истории и культуры (поиск, комплектование, документирование, изучение, реставрация и хранение продуктов культурного творчества).
Однако в этой плоскости проектирования существуют проблемы методологического и технологического характера, которые пока не имеют однозначного решения.
Первая проблема связана с музеефикацией объектов культуры и возникает как противоречие между предметной и идеальной сущностью культурных явлений (ее частное проявление — выбор приоритетов реставрации культурных объектов или их консервации с максимальным сохранением подлинности). Как известно, каждой ценностной доминанте соответствуют свои учреждения: храм — учреждение духовной культуры и духовного служения; дворец — жилое помещение определенной персоны (хотя и парадное); театр — учреждение светской культуры и общественное здание; музей — историческая память социального коллектива и т.д. Если функции учреждения модифицируются (естественным образом или в результате реализации соответствующего проекта), то оно выпадает из живой ткани культурной жизни.
Вторая проблема рождается
противоречием в системе “предм
1.2. Задачи и принципы социокультурной деятельности.
Исследование социальных функций библиотеки — одна из фундаментальных проблем библиотековедения. На каждом историческом этапе ей посвящали свои работы известные и авторитетные специалисты, на страницах профессиональной печати велись многочисленные дискуссии, и всякий раз библиотековеды предлагали, как им казалось, окончательный перечень функций библиотеки. Однако новый виток исторического развития побуждал ученых вновь возвращаться к данной теме.
Первоначально преобладала позиция,
согласно которой главная функция
библиотеки — это хранение книг
и прочих документов. Впоследствии
она претерпела глубокие изменения,
и сейчас никто в мире понятие
«библиотека» не сводит к понятию
«книгохранилище». На смену функции
мемориальной в XIX в. выдвинулись учебная,
образовательная и
В современном библиотековедении нет общепринятого понимания термина «функция», по-разному определяется и состав функций библиотек. Как правило, под функцией подразумевается средство приспособления библиотеки к существующим социальным условиям и в связи этим выделяются различные группы функций: главные, основные, общие, сушностные, имманентные, онтологические, генетические, исходные, системообразующие, внешние, специфические, типообразующие, исторические, производные, прикладные, дополнительные, вспомогательные, частные, технологические и др.
«Как свидетельствует анализ эволюции взглядов на функции библиотек, основное внимание на протяжении всей истории развития библиотек уделялось в основном изучению внешних функций. Именно поэтому в библиотековедении термин «функция» употребляется чаще всего в социологическом смысле, т. е. как роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к системе более высокого уровня. Внешние функции являются реакцией библиотеки на потребности общества,
способом взаимодействия с внешней средой, в процессе которого и проявляется ее сущность. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение. Именно поэтому чаще всего их и называют социальными».[20]
Библиотека как один из институтов общества располагает большими возможностями по сохранению и развитию национальной культуры. К основным направлениям деятельности библиотек в данной области относятся:
– создание национальной системы
библиотек, в том числе специализированных
библиотек или их структурных
подразделений, по удовлетворению информационных
потребностей представителей определенной
нации и предоставляющих
- формирование национального
– обеспечение доступа к
«В нашей республике создана
разветвленная сеть библиотек, обеспечивающая
доступ пользователей к культурным
ценностям белорусов и других
народов, проживающих на ее территории,
а также народов зарубежных стран.
Сеть библиотек республики сформирована
по территориально-
«Наряду с существующей системой публичных и специальных библиотек в 1990-е годы в республике начали создаваться специализированные библиотечно-информационные учреждения, структурные подразделения в библиотеках, направленные на знакомство жителей республики с достижениями народов других стран». [19;с.256].
Глава 2. Проектная инновационная деятельность библиотек.
2.1 Социокультурный менеджмент и маркетинг.
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-
Менеджмент в социально-
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой
активности. Главная особенность
менеджмента в социально-
В-третьих, еще более очевидно другое
обстоятельство – нарастание требований
к менеджментной компетентности
специалистов и работников социально-культурной
сферы. Переход от сугубо административно-
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество,
в котором сложилась и вызрели
развитые формы сотрудничества делового
мира и сферы культуры, способно
к саморазвитию и саморегуляции
социально-экономических и
Обычно специфику менеджмента
в сфере культуры связывают с
особенностями «духовного производства».
«Продукты» такой деятельности носят
не столько вещественный характер,
сколько связаны с феноменами
сознания (восприятия, понимания, мышления,
переживания и т.д.), не поддаются
непосредственному прямому
Однако под услугами в сфере
культуры теперь уже можно и нужно
понимать не только услуги непосредственно
посетителям, но и донорам, готовым
выделять средства и поддерживать эту
деятельность. Сфера культуры –
сфера преимущественно
Некоммерческая деятельность не означает
«непривлекательная» для
на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.
Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования