Библиотека в системе социокультурного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (1).docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

                                                          21

 режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социокультурной сфере и др.).

 

В контексте социально-культурного  проектирования предметный уровень  культуры оказывается решающим в  процессе разработки и реализации программ, связанных:

— с организацией музейного дела (реставрация, строительство, музеефикация объектов историко-культурного значения);

— с развитием краеведческой деятельности, включая фиксацию источников, которым грозит утрата (в том числе и личные документы, воспоминания, микротопонимика), обеспечение сохранности культурно-исторического ландшафта, передачу всего комплекса знаний поколениям, вступающим в жизнь;

– сохранением памятников истории и культуры (поиск, комплектование, документирование, изучение, реставрация и хранение продуктов культурного творчества).

Однако в этой плоскости  проектирования существуют проблемы методологического  и технологического характера, которые  пока не имеют однозначного решения.

Первая проблема связана  с музеефикацией объектов культуры и возникает как противоречие между предметной и идеальной  сущностью культурных явлений (ее частное  проявление — выбор приоритетов  реставрации культурных объектов или  их консервации с максимальным сохранением  подлинности). Как известно, каждой ценностной доминанте соответствуют  свои учреждения: храм — учреждение духовной культуры и духовного служения; дворец — жилое помещение определенной персоны (хотя и парадное); театр  — учреждение светской культуры и  общественное здание; музей — историческая память социального коллектива и  т.д. Если функции учреждения модифицируются (естественным образом или в результате реализации соответствующего проекта), то оно выпадает из живой ткани культурной жизни.

                                                         22

Вторая проблема рождается  противоречием в системе “предмет культуры — экспонат”. Экспонат — это всего лишь “знак” предмета культуры, который раньше существовал в культуре непосредственно и прямо, это вещь, извлекаемая из потока времени, сферы духа и помещаемая в вечное настоящее, — вещь, превращенная в информацию, лишенная своих функций, которые она выполняла внутри человеческой жизнедеятельности.14

 

                                                                23

      1.2. Задачи и принципы социокультурной деятельности.

Исследование социальных функций  библиотеки — одна из фундаментальных  проблем библиотековедения. На каждом историческом этапе ей посвящали  свои работы известные и авторитетные специалисты, на страницах профессиональной печати велись многочисленные дискуссии, и всякий раз библиотековеды предлагали, как им казалось, окончательный перечень функций библиотеки. Однако новый  виток исторического развития побуждал ученых вновь возвращаться к данной теме.

Первоначально преобладала позиция, согласно которой главная функция  библиотеки — это хранение книг и прочих документов. Впоследствии она претерпела глубокие изменения, и сейчас никто в мире понятие  «библиотека» не сводит к понятию  «книгохранилище». На смену функции  мемориальной в XIX в. выдвинулись учебная, образовательная и просветительская. С установлением советской власти на первое место в деятельности библиотек  выдвигается идеологическая функция, которая доминировала до конца 1980-х  гг. и отошла на второй план после  краха коммунистической системы.

В современном библиотековедении  нет общепринятого понимания  термина «функция», по-разному определяется и состав функций библиотек. Как  правило, под функцией подразумевается  средство приспособления библиотеки к  существующим социальным условиям и  в связи этим выделяются различные  группы функций: главные, основные, общие, сушностные, имманентные, онтологические, генетические, исходные, системообразующие, внешние, специфические, типообразующие, исторические, производные, прикладные, дополнительные, вспомогательные, частные, технологические и др.

«Как свидетельствует анализ эволюции взглядов на функции библиотек, основное внимание на протяжении всей истории развития библиотек уделялось в основном изучению внешних функций. Именно поэтому в библиотековедении термин «функция» употребляется чаще всего в социологическом смысле, т. е. как роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к системе более высокого уровня. Внешние функции являются реакцией библиотеки на потребности общества,

                                                                24

 способом взаимодействия с внешней средой, в процессе которого и проявляется ее сущность. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение. Именно поэтому чаще всего их и называют социальными».[20] 

Библиотека как один из институтов общества располагает большими возможностями  по сохранению и развитию национальной культуры. К основным направлениям деятельности библиотек в данной области относятся:

– создание национальной системы  библиотек, в том числе специализированных библиотек или их структурных  подразделений, по удовлетворению информационных потребностей представителей определенной нации и предоставляющих информацию о ее достижениях в разных сферах деятельности;

- формирование национального библиотечного  фонда, обеспечивающего знакомство  и изучение гражданами республики  национальных ценностей своего  народа, а также ценностей других  народов;

– обеспечение доступа к информационным ресурсам других стран и предоставление иностранным гражданам доступа  к информационным ресурсам Беларуси.

«В нашей республике создана  разветвленная сеть библиотек, обеспечивающая доступ пользователей к культурным ценностям белорусов и других народов, проживающих на ее территории, а также народов зарубежных стран. Сеть библиотек республики сформирована по территориально-производственному  признаку, что обеспечивает равный доступ всем жителям республики к  библиотечным ресурсам. Вместе с тем  система библиотек республики нуждается  в совершенствовании.

«Наряду с существующей системой публичных и специальных библиотек в 1990-е годы в республике начали создаваться специализированные библиотечно-информационные учреждения, структурные подразделения в библиотеках, направленные на знакомство жителей республики с достижениями народов других стран». [19;с.256].

                                                      25

Глава 2. Проектная инновационная  деятельность библиотек.

           2.1 Социокультурный  менеджмент и маркетинг.

Под менеджментом понимается система  управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных  социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую  социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу  как совокупность предприятий, выпускающих  продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как  автомобилестроение, производство бытовой  техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих  социально-культурные функции, имеющие  значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в  социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий  – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем  понимать совокупность отраслей, предприятия  которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной  ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными  организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма  – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом  содержании раскрывается все богатство  менеджмента вообще – как уже  говорилось, в сфере культуры действуют  самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой 

                                                                26

активности. Главная особенность  менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что  деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой  коммерции, а на основе привлечения  средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной  технологии управления сферой к все  более широкому использованию экономических  методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные  средства, необходимости широкого привлечения  внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная  самостоятельность – все это  радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно  работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным  специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую  «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика  заключается отнюдь не в «усеченности»  менеджмента, а наоборот – в его  расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе  – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Бизнес и культура в современном  обществе «скованы одной цепью» –  предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта  «обреченность» на сотрудничество имеет  глубокий политологический смысл, чрезвычайно  важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и  «мускулов». Только общество,

                                                                27

в котором сложилась и вызрели  развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции  социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.

Обычно специфику менеджмента  в сфере культуры связывают с  особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят  не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются  непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание  концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую  не смотрят и т.п., не являются художественными  ценностями). Более того, в отличие  от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления  наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем  выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере  культуры теперь уже можно и нужно  понимать не только услуги непосредственно  посетителям, но и донорам, готовым  выделять средства и поддерживать эту  деятельность. Сфера культуры –  сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность  менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно  не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов  самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных  организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно  коммерциализированном секторе  сферы культуры, доходы от продажи  билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное –  средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной  компании нового диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней  деятельности, когда все ваши доходы идут

                                                                28

на покрытие ваших расходов и  прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом  законодательно закрепленных льгот  и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями  формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса  и т.д.

Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования