Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:51, контрольная работа
Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.
Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».
Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.
6. ИКОНОПИСЬ В ВИЗАНТИИ.
Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.
Задачи иконописи - воплощение
божества в телесном образе. Само слово
"икона" означает по-гречески "образ",
"изображение". Она должна была
напоминать о том образе, который
вспыхивает в сознании молящегося.
Это "мост" между человеком
и божественным миром, священный
предмет. Христианским иконописцам
удалось выполнить сложную
Архитектурная структура иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник - центральное изображение и ковчег - узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.
В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточно-христианского искусства,
7. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Эллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько художественных школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую а Персии, Сирийскую и т.д. Произошло разделение латинского Запада и греческого Востока (Византии). Однако эллинистические основы, христианская идеология обусловили сходство отдельных ветвей в сюжетах, формах, технологии, приемах средневекового искусства, размыли границы.
Происходило взаимовлияние,
взаимопроникновение при
Собственно византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло функцию передачи культурного наследия и духовного воспитания. Наиболее прочно был связано традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению.
В области живописи этот
процесс связан с мозаичной техникой,
процветавшей в IV-VI вв. вплоть до ХН в. По
византийским мозаикам можно проследить
этот процесс эллинистического угасания:
утрачивается монументальность, потухает
цветность, рисунок становится более
геометричным, схематичным. K XIV в. мозаику
сменяет фреска, а затем станковая
икона. Но угасание эллинистической
традиции сопровождается положительным
процессом вливания искусства переднеазиатских
провинций. На Востоке вырабатывались
новые линейно-ритмические
VII в. - это конец позднеантичного периода в культуре Византии и начало Средневековья. Арабы становятся хозяевами Востока, славяне - Балкан, лангобарды - Италии, т. е. обостряется классовая борьба. "Низы" общества усваивают более понятное им искусство ее восточных монахов, массами бегущих от арабов.
Борьба императора с церковью,
разрыв между угасающим императорским
и крестьянско-мещанским
При Василии I (836-886) формируется новый, канонический тип архитектуры и новая иконография. Создаются новые храмы с росписью, по форме и содержанию представляющей значительный шаг вперед.
Вторая половина IX в. - это ранневизантийская фаза, совпадающая с дороманской формой на Западе. Но в отличие от Запада, Византия вдет по пути компромиссов между императорской традицией и восточными формами, и стилистическое единство достигается лишь в Х-XII вв. в средневизантийский период, совпадавший с романским на Западе. Станковая живопись Византии тесно связана с восточноэллинистическим портретом в технике энкаустики (восковые краски, вжигаемые в основу). Точная дата и время перехода на темперу по левкасу неизвестно. В XII в. станковая живопись становится наряду с миниатюрой ведущим типом живописи. В XII в. были созданы шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Это необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными средствами, среда которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягким приглушенный колорит. Владимирская икона - один из шедевров мировой живописи.
Последний расцвет византийского
искусства приходится на XIII-XIV вв., время
правления династии Палеологов. Появляются
экспрессивность образов, попытки
передать пространство (мозаики церкви
Кахрие-Джами в
Поздний период византийского искусства совпал с готикой и по времени, и по стилевой заданности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIX в.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Византийская культура -
это один из этапов развития мировой
культуры со своей спецификой и типологией.
Определяющими факторами
ЛИТЕРАТУРА