Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:11, доклад
Эпоха Просвещения — переломный период в развитии европейской цивилизации, своеобразное явление Нового времени, которое было связано со значительными экономическими, социальными и культурными реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в странах Западной Европы и в России и длилось с последней трети XVII в. до конца XVIII в. Этот исторический этап был связан с решительным концептуальным пересмотром отношения к человеку и окружающему миру, ускорением формирования новых общественных и духовных ценностей.
На основе принципа природосообразности И. Г. Песталоцци собственно процесс обучения рассматривал как целенаправленное развитие умственных сил и интеллектуальных способностей ребенка на основе природных законов.
В качестве наиболее значимых природных способностей ребенка он выделял:
• способность воспринимать речь, элементом которой является слово, состоящее из отдельных звуков;
• способность воспринимать форму — ее элементом является линия, состоящая из точек;
• способность воспринимать количество и его элемент — единицу;
• способность к развитию нравственности на основе любви к матери, ближайшему окружению и человечеству в целом;
• способность к физическому развитию, элементом которого является движение суставов.
Основным средством развития данных
способностей теоретик избирает «предметное
обучение», или наглядность. Обоснование
этого положения было дано, исходя
из роли чувственного восприятия, стимулирующего
ясное осознание предметов и
собственно акт мышления. Построенный
на данных основаниях учебный процесс
одновременно развивал личную культуру
человека и культуру человечества,
а также способствовал
Данная модель была связана с
разработкой автором
Таким образом, на основе идеи развивающего
обучения И. Г. Песталоцци разработал оригинальную
дидактическую модель, позволяющую
целостно выстраивать учебный процесс,
исходя не из требований, заданных социумом,
а из потребностей и внутренних природных
сил самого ребенка, которые позволили
утвердить направленность на психологизацию
самого процесса обучения. П. Ф. Каптерев,
давая характеристику вкладу швейцарского
педагога в дидактику, отмечал, что
образование стало
В целом можно сделать вывод
о том, что в эпоху Просвещения
происходили значительные изменения
как в собственно образовательных
системах (практике обучения), так и
в развитии теории обучения. Это
было связано с активными поисками
европейских и отечественных
педагогов в области
Информация о работе Дидактические теории и системы эпохи Просвещения