Жизненный путь и личность Э. Тайлора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Культурология - это не некая сумма различных наук, исследующих культуру. Она является наукой о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии. При этом всегда следует учитывать истоки, приведшие к созданию этой новой гуманитарной науки - философию культуры, этнологию, лингвистику, историю культуры, теологию культуры, психологию культуры, социологию культуры.

Содержание

1. Жизненный путь и личность Э. Тайлора……………………………………………..3
2. Эволюционизм и его основные черты……………………………………………………………….7
3. Э. Тайлор о науке и культуре……………………………………………………………..12
4. Анимизм и мифология в древней и современной культуре…………….20
5. Список литературы………………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 17.docx

— 133.75 Кб (Скачать файл)

 В Германии эволюционизм  развивался в трудах Адольфа  Бастиана, создателя Берлинского  музея народоведения, автора трехтомного  сочинения «Человек в истории», в котором представлен его  взгляд на историю человеческого  духа, умственного прогресса и  психологического обоснования распространения  новых идей, побуждающих народ  к действию. Несомненный интерес  имеют труды Юлиуса Липперта  – «Всеобщая история жречества», «Христианство: народные верования  и народные обычаи», «Культ  душ в его отношении к древнееврейской  религии», «История культуры».

 

 

Эволюционизм в ряду других этнографических школ.

Эволюционистская парадигма сменила  самую первую в культурологии  эмпирическую парадигму, основанную на элементарном сборе информации о  разных народах, обычаях, нравах, образе жизни, ее описаниях и первых попытках систематизации. В эволюционизме  был сделан следующий шаг - произведена  попытка объяснить при помощи языка науки, как формируется  культурная жизнь общества в единой исторической цепи.

 Эволюционисты попытались объединить  в регулярную историческую последовательность  уникальные события и явления  разных культур. Для этого был  утвержден сравнительный метод  исследования эволюции общества  и культуры, который до этого  использовался в биологии и  филологии. 

 Для сравнения и создания  баз данных необходимо было  привлекать археологические данные, письменные исторические источники,  непосредственные наблюдения «примитивных  обществ», для этого были выработаны  свои методы исследования.

 Эволюционистами были написаны  гигантские, иногда многотомные  труды, впервые систематизировавшие  все многообразные знания о  человеческих культурах, накопленные  на протяжении веков. Работы  эволюционистов можно назвать  культурными энциклопедиями, культурным  каталогами. В культуре эволюционирует  все, и это «все» систематизировалось. 

 В одной из энциклопедических  работ конца 19 века – десятитомной истории мировой культуры – приводился перечень эволюционирующих явлений культуры, исследуемый автором: телесная конституция, одежда, украшения, орудия охоты и рыболовства, орудия возделывания и мелиорации земли, транспортные устройства для путешествий по воде и на суше, жилища, домашняя утварь, сосуды и хранилища, инструменты, предметы погребения и погребального ритуала, памятники, оружие, религиозные объекты, музыкальные инструменты, орнаменты, и т.д., и т.п. Однако этот перечень включает только предметы материальной культуры, которые могут быть собраны и представлены в музее (ярким примером подобного музея с систематическими коллекциями в России является Государственный исторический музей, г.Москва). Однако позже, в первой половине 20 века, эволюционисты обратили пристальное внимание на эволюцию не только материальной культуры, но и социальных отношений, духовной культуры. Под социальной культурой понималось отношение людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов, под духовной культурой – субъективные аспекты жизни, установки, идеи, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения. В марксистской этнографической традиции рассматривалась только материальная и духовная культура, социальный компонент не выделялся как специфический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Э. Тайлор о науке и культуре.

Определение культуры Э.Б. Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии.

Свою эволюционистскую концепцию  развития культур Э.Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная  культура". В ней он всесторонне  развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет  своего исследования: культура – это  только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого  рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью  одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Материальная и умственная культуры развиваются  вовсе не единообразно во всех своих  отраслях, и на деле превосходство  в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградации всей культуры данного общества в  целом.

Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованиях  Э.Тайлор пытался применить естественно-научную  систематику. Единицы изучения для  него - отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории  материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или  явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).

Он понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат  исторических воздействий и заимствований. "Цивилизация – есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само". Он подчеркивал  сложность и неоднозначность  ценностного, аксиологического сопоставления  культурных достижений, которые позволяют  признать, что варварству предшествует дикость, а цивилизации – варварство.

Э.Б.Тайлор считал, что все явления  культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие  же виды, как виды растений или животных, и так же, как и они развиваются  один из других (выработка эволюционистского  метода расположения культурных явлений  по их видам, эволюционными рядами от простых к сложным, что позволяет  проследить их прогресс).

 

Э.Тайлор не отрицая возможности  регрессивных изменений в культурах  в результате исторических или природных  катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление  этого развития самоочевидно, ибо  очень «много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном».

Тайлор был убежден, что все  культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские  страны), от невежественного состояния  к просвещенному, когда все большую  роль должны играть рационалистическая наука и идеология.

Развитие культуры Тайлор понимал  по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали  отдельные категории предметов  и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам  растений и животных. Но естественнонаучный метод страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности  культуры. По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов  культуры изучается вне связи  с другими рядами явлений культуры.

Основной акцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, прежде всего религии, магии  и связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные верования  и обряды первобытных народов  не жалкое сплетение различных нелепостей, а по-своему последовательны и  логичны. Все явления культуры Тайлор уподоблял «видам растений и животных, изучаемых натуралистами». По его мнению, «история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных».

 

Соотношение временных и  пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях.

Вплоть до настоящего времени наиболее влиятельной научной моделью  исторического процесса в культурной антропологии является эволюционизм. Он задает схему необратимых культурных изменений, называемых эволюцией или  развитием. Эволюционизм – медленное  количественное развитие, в тени остаётся качественное развитие и возникновение  принципиально нового. Главная идея эволюционизма – развитие человеческого  рода. Человеческая культура рассматривается  как совокупность процесса адаптации  людей, организованных в обществах. Культура и цивилизация в широком  этнографическом смысле слагается  из знаний, верований, искусства, нравственности, способностей и привычек, усвоенных  человеком как членом общества.

Тайлор выделяет два метода изучения культурных явлений:

1) сравнительно-исторический;

2) метод пережитков.

 

Первый основан на идее о том, что явления культуры повторяются  во времени и пространстве. Явления, имеющие в своей основе сходные  принципы должны беспрестанно повторяться (основные причины – географическая среда, знания, обычаи и т. д.).

Пережитки появляются из-за того, что  одни страны отстают от других. «Пережитки» помогают узнать процесс эволюции и познать себя. Существуют три типа эволюционных концепций: однолинейная; универсальная; многолинейная.

Однолинейная эволюция - наличие  универсальных стадий последовательность развития социокультурных систем (дикость - варварство - цивилизация). Идея универсальной  эволюции - выявление глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной  эволюции связана с допущением возможности  множества примерно равноценных  путей социокультурного развития и  не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции.

Считается, что адаптационные изменения  социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных  процессов, прямо связанных с  жизнеобеспечением.

Такие изменения называются структурными и имеют эволюционный смысл. Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символическом  уровне системы, не затрагивая её структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие общества друг от друга. С  их помощью объясняется феномен  «специфичной эволюции».

Плюсы эволюционизма:

1) идея развития культуры, человечества, общества;

2) идея единства и прогресса  человечества;

3) идея сравнимости человеческих  обществ;

4) практика этнографических и  культурных исследований.

 

Минусы эволюционизма:

1) упрощение культурно – исторического  процесса, подчеркивание постепенности  и прямолинейности в развитии;

2) подчеркивание единообразия в  развитии всего человечества;

3) развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических  и экономических особенностей.

 

Эволюционизм порождает науку  антропологию. Общественное развитие определяется такими же законами эволюции как в биологии. Общество можно  сравнить с живым организмом, а  культурные явления и функции  можно уподобить, явлениям и функциям живого организма.

 

Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б. Тайлора.

Обратив внимание на повторяемость  явлений культуры в пространстве и времени («явления, имеющие в своей основе сходные общие причины должны беспрестанно повторяться»), Э.Б.Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся явлений. В последствии этот прием получил название топологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода, он позволяет с большей или меньшей долей надежности моделировать по этнографическим данным явления первобытной культуры и привязывать их к определенным ступеням исторического развития. Этот метод помогал Тайлору соотносить между собой во времени сходные обычаи, верования, то есть определять направления и стадии их развития, да и вообще судить о прошлом. "Удобно сравнивать средний уровень цивилизации двух народов или одного и того же народа, но в разные века, подводя нечто вроде двух общих итогов, которые затем сопоставляются между собой". «Сравнительно односторонний способ исследования развития культуры…обращает внимание преимущественно на знание, искусство и обычаи. Прогресс или упадок культуры измеряется здесь не по мерке идеального добра и зла, а по движению от одной ступени до другой по шкале дикого состояния, варварства и цивилизации, которые в основном берутся по их линейному характеру, …основная тенденция в развитии человеческого общества за все долгое время его существования заключалась в переходе из дикого состояния в цивилизованное. Теория, утверждающая, что тенденции в развитии культуры были одинаковы во все времена существования человеческого общества и что потому развитию культуры, которое нам известно из истории, мы смело можем судить о ее доисторическом развитии – теория имеет право на преобладание как основной принцип этнографического исследования».

Большие возможности открывал и  другой прием, связанный с введенным  Тайлором в науку понятием "пережитки". Концепция "пережитков" позволяла  сохранить идею непрерывности эволюции. Согласно определению Тайлора, пережитки  – это "процессы, обычаи, мнения, которые были насильно или по привычке перенесены в общество в его новом  состоянии, отличном от того, в котором  они родились, и они, таким образом, сохраняются как свидетельства  и примеры прежнего состояния  культуры, из которых развивалось  новое".

В современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы Э.Б. Тайлор сравнивал с «живыми ископаемыми». Их роль играли те обряды, обычаи, воззрения и другие элементы культуры, которые были перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в более позднюю стадию и остаются живым свидетельством или памятником прошлого. Немало таких пережитков Тайлор обнаруживает в быту народов современной ему Европы.

Информация о работе Жизненный путь и личность Э. Тайлора