Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа
Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе
православной культуры
1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8
1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15
2.2. Визуальные символы православной культуры……….18
2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24
Заключение…………………………………………. . ……………...32
Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ……………………………………………… . ………...36
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Рязанский
государственный университет
Факультет русской филологии и национальной культуры
Кафедра культурологи
Икона в системе православной культуры
Курсовая работа
Выполнила студентка IV курса
отделения культурологии
А.В. Классен
Научный руководитель
Плаксина О.С.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе
православной культуры
1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8
1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15
2.2. Визуальные символы православной культуры……….18
2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24
Заключение…………………………………………. . ……………...32
Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ……………………………………………… . ………...36
Актуальность. Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа. [9, с. 13]
Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по обычаю небольшой походный иконостас или складень. Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело - его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в ее судьбе. Сама Россия, восприняв некогда крещение от греков, вошла в великую традицию восточно-христианского мира, который по праву гордится богатством и разнообразием иконописных школ Византии, Балкан, Христианского Востока. И в этот великолепный венец Русь вплела свою золотую нить.
[19, с. 63]
Великое наследие
иконы нередко становится предметом
превозношения православных над
другими христианскими
Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку. [11]
Таким образом, процесс изучения значение иконы в системе
православной культуры, призван ввести в сложный и многозначный мир
иконы, раскрыть ее значение как духовного явления, глубоко укоренного в
христианском, библейском мировоззрении, показать неразрывную связь с
догматическим и богословским творчеством, литургической жизнью Церкви.
Степень разработанности проблемы.
Изучением данной
проблемы занимается большое количество
ученых. Основную часть данной работы
составила символика
Так например Гордиенко А.Н. уделяет большое внимание раскрытию символов православия и иконы как произведению искусства. Георгиева О.В. и Барова Н.А. занималась исследованиями символики православной иконы.
Объектом исследования в работе являются символ иконы в провославной культуре.
Предмет научного анализа – икона как символ провославной культуры.
Цель работы - изучить значение иконы в системе православной культуры.
Задачи курсовой работы:
Методические основы курсовой работы. Изучение материала строится на основе применения метода дисциплинарного анализа, а также сравнительно-исторического и искусствоведческого подходов. Существенное значение имели исследования историко-культурного направления, рассматривающие икону в системе христианской православной культуры. Икона занимает поистине уникальное место, и, тем не менее, икона никогда не рассматривалась только как произведение искусства. Икона - прежде всего вероучительный текст, призванный помочь постижению истины. В этом смысле, по выражению о. Павла Флоренского, икона либо больше, либо меньше, чем произведение искусства. Вероучительную функцию иконы подчеркивали святые отцы, относя иконописание к области богословия. "Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения", - отмечал св. Василий Великий. Отстаивая необходимость иконопочитания, особенно для новоначальных в Церкви, папа Григорий называл церковные изображения "Библией для неграмотных", ибо то, что умеющий читать извлекает из книги, неумеющий усваивает через видимые образы. Иоанн Дамаскин, крупнейший православный апологет иконопочитания, утверждал, что невидимое и труднопостигаемое передаются в иконе посредством зримого и доступного, "ради слабости понимания нашего". Такое отношение к иконе стало основанием для решений "второго" VII Вселенского Собора, утвердившего победу иконопочитателей. Этот Собор, обосновывая необходимость иконопочитания, предписывал создание иконы богословам, оставляя художникам воплощать замысел в материале. Собор ничего не говорит ни о художественных критериях изображений, ни о выразительных средствах, ни о предпочтении того или иного материала и т.д., давая художнику в этом свободу выбора. Иконописный канон складывался постепенно, в течение веков, вырастая из богословского понимания образа, поэтому канон не мыслился как внешние рамки, ограничивающие свободу иконописца, а скорее - как стержень, благодаря которому существует икона как художественное произведение. Однако православная традиция видит в иконе текст, но не схему, поэтому художественная сторона иконы так же важна, как и идеологическая. Икона - это сложный организм, где богословская идея выражена определенными художественными средствами, основа которых - личный мистический опыт и художественный талант иконописца. Нередко богослов и художник соединялись в одном лице, как это было, скажем, в случае Андрея Рублева или Феофана Грека. На вершинах своего расцвета икона совмещала строгое богословие и высокое художество, что и позволило Евг. Трубецкому назвать икону "умозрением в красках". [16, с. 56]
Материалы курсового исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов «Истории искусства», «Мировой художественной культуры». Существенную помощь работа окажет при написании учебно-методических рекомендаций по изучению духовного краеведения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе православной культуры
Икона – это священный образ, в котором находит свое отражение телесное и духовное, человеческое и божественное, видимое и невидимое. Икона дает нам возможность приобщиться к опыту Церкви, прежде всего к опыту святых отцов, помогает понять ту Весть, что несет миру Православие, воспринять тот взгляд на мир, который присущ христианскому миросозерцанию в целом. [9, с. 16]
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает то, что привычно для человека в его повседневности, а являет нам Царство будущего века. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности, изображая мир иной, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа – победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее – натуралистический способ передачи, язык иконы – символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Царства. [10]
Смотри приложение 1
Илл.1. Христос Вседержитель. Икона VI в. Первая сохранившаяся икона (образ написанный красками на доске) Иисуса Христа выполнена в реалистической манере.
Илл.2. Андрей Рублев. Христос Вседержитель. Центральная часть Звенигородского чина. XIV в.
Илл.3. Богоматерь Толгская. Русская икона XIII в.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). [16, с. 56]
Не один только
потусторонний мир Божественной
славы нашел себе место в иконописи.
В ней верующие люди находят живое,
действенное соприкосновение
Так, еще Нил Синайский писал, что иконы находятся в храмах «с целью наставления в вере тех, кто не знает и не может читать священное писание». Ту же самую мысль - и почти в тех же выражениях - находим у папы Григория Великого: обращаясь к епископу Массилии, он замечает, что неграмотные люди, смотря на иконы, «могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях». [10]
Почитание икон в Церкви - как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет.
Вот отчего Церковь в защите и утверждении почитания икон неизменно опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова, и иконой, освящающей всякое святое изображение, полагает Нерукотворный образ Христа, отпечатленный Самим Господом на убрусе.
Итак, образ, чудесно запечатленный Самим Спасителем на убрусе, стал свидетельством неложности вочеловечения Христова - живой иконой истины Боговоплощения, изображением самого догмата воплощения Божия. И всякая икона находится во внутренней зависимости от Нерукотворного Образа, как вода реки имеет своим началом родник, который рождает эту реку. Нерукотворный образ становится краеугольным, ключевым в ряде других икон, и именно поэтому Церковь избрала этот краеугольный камень как знамя своего торжества. Она, как икона, венчает церковное исповедание Христа воплотившегося, и вслед за ним и всякая икона говорит и свидетельствует о том же. [17, с. 50]
Икона - молитва, изобразительно выраженная. Икона безымянна, хотя нам известны имена мастеров икон, как Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и другие. Иконе, как обряду, мы подчиняемся. Координация уступает место субординации. В обряде растворяется самость человека. [14, с. 6]
Конец XIX — начало XX века называют временем «открытия иконы», что связано с расчисткой и реставрацией древних икон XII-XV веков. Тогда, после трёх столетий, называемых закатом русского иконописания, когда традиционная каноничная иконопись вытеснялась академической религиозной живописью, икона вновь засветилась своим подлинным ликом. Но время «открытия» иконы совпадает со временем страшных катаклизмов в России: всё связанное с религией, а значит и церковное искусство, принимается новой властью, в лучшем случае, как культурное наследие и только поэтому и подлежит сохранению и изучению.
Именно с того времени икона занимает заметное место в музеях и открывается как одно из величайших сокровищ мирового искусства.