Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Ислам стал объектом пристального внимания большого числа учёных разных специальностей: философов, религиоведов, историков, социологов, политологов, психологов, юристов и других исследователей, порождая споры, дискуссии, зачастую полярные мнения о его отдельных проявлениях и элементах, либо о нём в целом. В этой связи все больше осознается необходимость повседневной интерпретации образа существенно иной по сравнению с христианством культуры. Для Башкортостана - это образ мусульманской культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 - 4
Глава 1. Ислам в Республике Башкортостан……………………………..5
1.1. Распространение ислама в Республике Башкортостан……………5 - 10
1.2. Ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………...11 - 16
Глава 2. Особенности ислама в материальной и духовной культуре народов Башкортостана……………………………………………………..17
2.1. Отражение ислама в материальной культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………………17 -27
2.2. Влияние ислама на развитие духовной культуры народов Республики Башкортостан………………………………………………………………28 - 34
Заключение………………………………………………………………….35 - 36
Список литературы…………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 77.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан

 

Ислам как духовное явление  возник в начале VII в. в результате процессов этнической и культурной консолидации и интеграции Аравии. Ислам стал особой системой догматов и ритуалов, он способствовал формированию у мусульман ощущения своей духовной исключительности. Культ ислама опирается  на пять столпов веры. К ним относятся: исповедание единобожия и признание  пророческой миссии Мухаммеда, молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество. В раннем исламе утверждалась неразделимость духовной и светской властей в  руках главы мусульманской общины, что в дальнейшем обострило проблему борьбы за власть и расколу на мусульманскую  общину, на религиозно-политические группировки, предопределив идеологическую и  политическую судьбу всего мусульманского мира. 

Главной особенностью исламской  духовной культуры отличающей ее от всех других, является нераздельность в  ней религиозного и светского  начал. В отличие от христианства, в исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибо  безусловное принадлежит Богу. В  то же время правом высказать свое мнение по вопросам религии всегда обладал любой мусульманин - лишь бы оно не противоречило Корану и  сунне (сборник нравственных норм и  правил поведения). Уход людей в многобожие, язычество, грех исламские мыслители  объясняют "материальностью", без  духовностью человека или соблазнами сатаны (шайтана), что в конечном итоге приводит общество к моральному упадку. Такое положение может  быть исправлено либо карой божьей, либо приходом божьего посланника - пророка, несущего людям истинное Слово  Божье. Одной из ключевых идей ислама является представление о постоянном отходе человечества от истинного пути, его углубляющемся духовном кризисе. Для мусульманина "прогресс" есть движение не к лучшему, а к худшему, ибо общество все больше погружается в грехи, что означает близость его духовного падения, которое неминуемо повлечет за собой благодатное божественное вмешательство.

Другой характерной особенностью мусульманской духовной культуры является корпоративность. В отличие от православия, ислам личное спасение души возлагает  не столько на личное подвижничество человека, сколько на жестко предписанное участие в делах общины (уммы). Поэтому в исламе интересы индивида как бы растворяются в интересах  общины. Вне общины личность полноценной  быть не может, что предполагает всеобъемлющее, коллективное регулирование личной жизни на основе шариата (свод религиозно-этических  предписаний ислама, опирающихся  на Коран, сунну). Охотно переводились сочинения по точным, философским  наукам, меньше внимания уделялось  художественной и исторической литературе.

К особенностям исламской  духовной культуры можно отнеси религию, сунна. Знание основ мусульманской  религии весьма различно у различных  слоев населения и в разных странах традиционного распространения  ислама. Всякий мусульманин знает  арабское звучание и смысл символа  веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата  ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим  посланником Аллах избрал араба  из Мекки, Мухаммада, через него бог  передал людям текст священной  книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху Акбар" - "Аллах самый великий!".

Кратчайшее изложение  главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане  выделяются особо как ахль аль - китаб, то есть"люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была, как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь [3, 84].

Эти основы религии знает  всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает  и "пять столпов" ислама, пять главных  обязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят). Молитва мусульман  состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных  формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно  и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную  мечеть города, села, округа.

Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.  Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих, является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

Кроме ограничений, связанных  с постом, в исламе существует большое  количество запретов, регулирующих различные  стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан. 

Четвертой обязанностью каждого  мусульманина (с оговоркой - если у  него есть к тому физическая и материальная возможность), является хадж - паломничество  в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое  здание, в юго-западный угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям  как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается  в месяце зульхиджа, который, как  рамадан, является месяцем лунного  календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев  специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход  вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Хадж завершается праздником ид альадха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хадж, носят почетное прозвище хадж или хаджи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.

Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих  сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей  религии. В большинстве случаев  в средние века это сводилось  к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина - соответственно к понятию "священная  война", и такое его понимание  стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно  шире, и именно в таком широком  значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности  резолюциях и постановлениях различных  общемусульманских конференциях. 

Почти каждый мусульманин  знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан  по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а  через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и  богословы ищут ответы на вопросы  частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

Ислам является очень широкой  по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Мужчина становится мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте совершается обряд  обрезания. Заключение брака совершается  в присутствии духовных лиц, ими  фиксируется и закрепляется чтением  священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине  иметь до четырех жен, если он в  состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских  странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд  также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к  Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом  и ответить за свои дела и намерения.

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого  служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать  лицо и тело от взглядов посторонних  мужчин. Традиционная одежда мусульман  широкая и удобная для носки  в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий  Аллаху. В исламе многократное восхваление  Аллаха и повторение его девяносто  девяти "прекрасных имен" считается  благочестивой обязанностью.

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых  являются суннизм и шиизм, среди  всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей  начальной историей и общими интересами в современном мире.

Глава 2. Специфика ислама в материальной и духовной культуре народов Башкортостана

2.1. Отражение ислама  в материальной культуре народов Республики Башкортостан

 

В окончательном утверждении ислама в Республике Башкортостан роль своеобразного центра сыграли города Золотой Орды в Среднем Поволжье. Эпоха Золотой Орды оставила яркий отпечаток в материальной культуре народов республики. Этот след особенно хорошо заметен в широком распространении у народов предметов одинаковых форм - одежды, ювелирных украшениях, бытовой утвари, жилища и поселения и вкусовых предпочтениях.

Наиболее ярко после принятие ислама в Республике Башкортостан изменился стиль в одежде стали использовать орнамент. Орнамент – одна из  форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент означает «украшение», «узор».

Первоначальные изображения  были бесхитростны: линии, проведенные  веточкой или осколком ракушки по сырой глине, или вдавленные в  нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения.  Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные  предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, оружие и доспехи, сбруя коня.

Для орнамента, который использовали народы Республики Башкортостан характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники  исполнения. Башкирский орнамент –  одно из явлений материальной  культуры, отразившее ее своеобразие и специфические  черты. Орнамент для народов Республики Башкортостан был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей было обусловлено влиянием мусульманской культуры, а именно – запретом в исламе изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

Принятие и распространение  ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений  и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

По мере развития материальной культуры искусство все больше связывалось  с эстетическими потребностями  людей. Колористическое решение  узоров – ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Орнамент почти всегда многоцветен, в нем  преобладают теплые цвета: красный, зеленый, желтый. Реже применяются синий, голубой и лиловый цвета.

Информация о работе Ислам