КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Побережье Средиземного моря послужило некогда колыбелью первых европейских цивилизаций. Это были города-государства (полисы), разбросанные по западным окраинам Малой Азии, югу Балканского полуострова и многочисленным островам между ними. Сама природа позаботилась о том, чтобы ограниченные участки суши, пригодные для земледелия, были надёжно изолированы друг от друга ¾ горами или морскими проливами.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Древней Греции.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

      Новая письменность дала дорогу систематическому образованию. В отличие от Египта и Вавилона, оно не было лишь средством (для немногих) получить место писца  при дворе: образование в Древней Греции было доступно любому свободному гражданину. В свою очередь, стремительно распространявшаяся грамотность способствовала расцвету лирической поэзии и философии, начавшемуся с VI в. до н.э.

      Архаика ¾ время зарождения и расцвета античной архитектуры. В городах Древней Греции, как на островах, так и на континенте, начинается активное строительство каменных храмов, форма которых сильно отличалась и как от прямоугольных мегалитов Египта, и от колоссальных ступенчатых святилищ Месопотамии. Храмы повсюду украшались скульптурами. Беломраморные статуи, поначалу сильно напоминавшие манеру древнеегипетских скульпторов, вскоре приобретают облик, хорошо нам знакомый по репродукциям: греки везде, где только можно, воспевают в камне пластику и красоту человеческого тела. Появляется также небывалый в Греции жанр искусства: театр. С VI в., по инициативе тирана Писистрата, в Афинах ставится первая трагедия.

      В то же самое время (с VIII в. до н.э.) начинается эпоха массовых спортивных игр, среди которых наибольшей популярностью пользовались Олимпийские. Они проводились регулярно (раз в 4 года) в Олимпии, и на период этих игр прекращались все военные распри между греческими полисами. Греки придавали огромное значение военной и физической подготовке; в школах она занимала почти половину учебного времени.

      Таким образом, новый расцвет древнегреческой  культуры можно считать синтезом предыдущих трёх её этапов: античность впитала в себя ощущение радости  жизни и поклонение красоте, свойственные критянам; героизм, культ физической силы и воинской доблести, свойственный ахейцам, и рационализм, соединённый с чувством меры, характерный для дорийцев.

      Но  появилось и нечто совершенно новое, ¾ то, что сделало античную Грецию на долгие века образцом социальной организации, резко отличающей культуру Востока от культуры Запада: идея гражданского равенства. Именно характер гражданственности, связанный с личной ответственностью каждого за судьбу своего государства, отличает полис от нома. Если восточный ном, городская община земледельцев, есть место соединения неразличимой массы подданных (царя, с одной стороны, и бога-покровителя, с другой), то полис ¾ это община граждан, принимающих сообща важнейшие решения. Кроме того, в Древней Греции, к периоду архаики, собственно городское население уже сильно отличается от сельского наличием большой массы ремесленников. Это ставит городского жителя, имущественно и психологически, в особое положение по сравнению с жителем сельской местности. Ремесленники теперь составляют значительную прослойку общества и населяют целые кварталы древнегреческих городов. Так например, в Коринфе существовал квартал гончаров ¾ Керамик. Аналогичный квартал существовал в Афинах. Греческие ремесленники активно совершенствуют техническое оснащение своих мастерских. За всю последующую историю античного мира никогда больше не было сделано столько открытий и изобретений, как за три столетия, составляющие архаический период.

      Основные  проблемы своей внутренней жизни  греки научились решать гласно и сообща (это решительным образом отличает их общество от восточной системы «поголовного рабства», где почти каждый человек чувствовал себя в центре расширяющихся кругов власти). Именно это привело, в конце концов, один из сильнейших полисов ¾ Афины ¾ к первой в Истории демократической форме правления.

      Наивысший расцвет древнегреческой культуры приходится на V в. до н.э., ¾ эпоху классики. В этом веке развернулось творчество величайших зодчих Греции (Иктип, Калликрат), непревзойдённых скульпторов (Фидий, Мирон, Поликлет), драматургов (Эсхил, Софокл, Еврипид), философов (Сократ, Платон). Тот же V век ¾ это и замечательная эпопея греко-персидских войн, когда грекам, впервые сплотившимся против общей опасности, удалось в трёх сражениях разбить многократно превосходящее их числом войско персов, вторгшееся на земли греческих полисов. На этот период времени приходится и правление величайшего из правителей Афин ¾ Перикла.

      Завершающий период древнегреческой культуры (IV, III вв.) принято называть эпохой эллинизма. Пышный закат этой цивилизации ознаменовался завоевательными войнами македонских царей, Филиппа II и его сына Александра. Результатом этих походов явилось не только превращение всей территории Грации в единую монархию, но и создание огромной империи, раскинувшейся на двух континентах ¾ от Египта до Индии.

      Царь  Александр Македонский был во многих отношениях уникальной личностью. Человек необычайной энергии, воспитанник  знаменитого философа Аристотеля, он был прежде всего представителем своей культуры, которую, по мере возможности, распространял на завоёванных землях. Вслед за собою он привозил греческих художников, скульпторов, учёных. Александр основал около 40 городов, самый большой из которых, Александрия, был расположен на севере Египта, в дельте Нила. Там он основал знаменитую александрийскую библиотеку, куда свозились отовсюду пергаментные и папирусные свитки, содержащие лучшие философские, мифологические и поэтические творения той эпохи. При этой библиотеке работали учёные и переводчики. Она просуществовала без малого тысячу лет, вплоть до вторжения мусульман. В городе был также создан мусейон, ¾ научное учреждение, в котором учёные занимались исследованиями в области филологии, астрономии, математики, ботаники и зоологии с использованием самого современного для того времени оборудования.

      Культуртрегерская работа Александра отнюдь не носила одностороннего характера: он был весьма восприимчив  к культурным влияниям Востока и  старался перенять всё, что ему нравилось. Так, он завёл при своём дворе  пышные восточные церемонии, ранее  не свойственные греческим правителям, проявил склонность к изысканной роскоши. Своих полководцев он женил на восточных царевнах. Столицей своей империи избрал Вавилон (там, по преданию, он и умер, приказав перед смертью перенести себя под сень роскошных висячих «садов Семирамиды»)...

      Эллинизм, в результате, явился своеобразным синтезом древнегреческой и ближневосточной  культур. В греческом искусстве  той эпохи появляются черты, свойственные традицям Востока: монументальность в  зодчестве, экспрессивная эмоциональность в рельефах и фресках, изысканный эротизм в скульптурах. Это ¾ именно та эпоха, когда начали создаваться так называемые «чудеса света»: храм Артемиды в Эфесе, монументальная гробница полководца Масола, стодесятиметровый Фаросский маяк, «Колосс родосский» (бронзовая статуя бога солнца Гелиоса высотой 37 м) и т.д. Изменилась и планировка некоторых греческих городов: центром города теперь становится не храм, а дворец, что в большей степени характерно для восточных традиций архитектуры.

      Но  самыми значительными достижениями эпохи эллинизма явилось, несомненно, широкое распространение идей древнегреческой науки и философии, включая оригинальные тексты таких философов как Платон и Аристотель. Это в дальнейшем оказало несомненное влияние на динамику культуры всей Юго-Восточной Европы и Передней Азии, и в особенности ¾ на формирование христианской религии.

      Что касается культурного центра древнегреческой  цивилизации, каковым мы по праву  считаем Афины, то к III в до н.э. этот город окончательно утратил своё идейное и политическое влияние, и превратился в тихую музейную провинцию, вплоть до того момента, когда в 146 г. до н.э. вся Греция уступила напору римских легионов и превратилась в римскую провинцию Ахайю.

5.3. Реформы Солона  и Клисфена. Зарождение  афинской демократии.

      С появлением денег (VII в. до н.э.) настоящим бичом для земледельцев сделалось ростовщичество и долговое рабство. Почти повсеместно в Греции мелкие земледельцы массами разорялись. Механизм этого процесса был один и тот же: в случае неурожая земледелец обращался за помощью к ростовщику, совершая с ним сделку-самозаклад. Суть этой сделки заключалась в том, что, в случае неуплаты долга, должник отдаёт в заклад детей, жену, а затем и самого себя. Если долг и накопившиеся по нему проценты не выплачивались и после этого (что неизбежно имело место при повторном неурожае), должник со всем своим семейством и остатками имущества попадал в кабалу к ростовщику и превращался в раба, положение которого ничем не отличалось от положения рабов, взятых в плен или купленных на рынке. Поскольку это бедствие приняло в архаической Греции повальный характер, ¾ в сельских местностях начались массовые волнения. Ситуация грозила выйти из-под контроля.

      В начале VI в. до н.э. в Афинском полисе главным архонтом (начальником) был назначен Солон. Наделённый правами законодателя, он сумел провести ряд законов, в результате которых с эпидемией долгового рабства в Аттике было раз и навсегда покончено. Была проведена сейсахтейя («стряхивание бремени»): Солон, во-первых, объявил все долги земледельцев недействительными. Затем, он выкупил сограждан, попавших в рабство, (в том числе тех, кто был продан за границу) за счёт государственной казны. Третьим его шагом был запрет на самозаклад. Отныне никто не имел права обращать в рабство собственных сограждан (всё это, конечно, не касалось рабов-иноплеменников). Одновременно он ограничил размер земельного участка, которым мог владеть один человек, ограничив, таким образом, аппетиты ростовщиков, скупавших земли.

      Трудно  переоценить внутриполитические последствия этих реформ! Греки впервые почувствовали себя равными перед законом в государстве, которое с этих пор надёжно охраняло их личную свободу. Это, в свою очередь, послужило отправной точкой для гражданского самосознания, ¾ фактора, без которого никакая демократия невозможна.

      Кроме того, Солон всячески способствовал  развитию афинской торговли. Этому  способствовали следующие меры: из других греческих полисов в Афины  приглашались торговцы и ремесленники (многим из них предоставлялось афинское гражданство); были отменены родовые привилегии ¾ права граждан распределялись не по принципу родовитости, а по имущественному цензу. Зажиточные граждане обладали наибольшими правами, но при этом были обязаны нести и бòльшую ответственность.

      Другой  реформатор ¾ Клисфен ¾ продолжил борьбу за укрепление прав афинского демоса. Он разделил Аттику на 10 административных участков («фил»), не считаясь с границами расселения родов. Законодательный орган Афин, «Совет пятисот», включал по 50 представителей от каждой филы, его состав менялся ежегодно. Члены этого совета выбирались по жребию, ¾ стало быть, и в этом случае родовая знать не имела никаких особенных прав. Окончательная победа над пережитками родовых традиций была одержана с помощью остроумнейшего распоряжения Клисфена: он запретил прибавлять к личному имени имя рода. Вместо этого гражданин Аттики должен был прибавлять к имени название территориального округа («дема»). Таким образом, родовое членение исчезло в Афинах окончательно, а вместе с ним и такие неизбежные его спутники, как родовая вражда и кровная месть.

      К числу далеко идущих по своим последствиям преобразований Клисфена следует назвать  остракизм, своеобразную процедуру импичмента, когда скомпрометировавший себя правитель обязан был держать ответ перед народным собранием. Термин остракизм имеет корнем слово «острака» ¾ глиняный черепок. Каждый, кто приходил на народное собрание, брал с собою черепок от глиняной посуды, игравший роль своеобразного «бюллетеня»: он писал на черепке его имя правителя, который, по его мнению, должен быть изгнан из страны. Количество заполненных черепков затем подсчитывалось.  Правитель, имя которого было упомянуто хотя бы одной третью собравшихся, лишался своего поста и отправлялся в изгнание сроком на 10 лет. Эта суровая мера была, по-видимому, первой в истории попыткой демократического контроля над властью.

      В результате реформ Солона и Клисфена в Афинах возникла первая в истории  форма демократии, традиционно называемая «рабовладельческой». Здесь окончательно утвердилась форма олигархического правления: власть распределяли между собой 9 архонтов. Они избирались ежегодно. Военными делами занималась коллегия стратегов, причём в эпоху классики они допускались и к управлению государством. Все важнейшие дела (в т.ч. принятие важных государственных решений, предложенных Советом пятисот) принимались на народном собрании, ¾ оно собиралось на специальной площади, называемой агора. Это была большая базарная площадь в центре города (в обычные дни там занимались торговлей). Для обсуждения важных внутриполисных проблем на площади собирались взрослые мужчины, граждане города. Рабы, женщины и метеки (чужеземцы) не могли ни принимать участие в обсуждении государственных дел, ни быть избранными в органы управления. Агора была местом публичных дебатов по любому поводу, в котором так или иначе могли быть заинтересованы жители города. Там же выступали, состязаясь друг с другом, известные древнегреческие ораторы ¾ демагоги, ¾ способные силой своего красноречия склонить собравшихся в пользу того или иного решения (слово «демагог» не имело в Древней Греции того уничижительного смысла, который мы ему придаём теперь). Публичность, гласность в решении всех важнейших вопросов, ¾ то, что мы и поныне считаем важнейшим условием демократической организации общества, ¾ были здесь одним из главных принципов социальной жизни.

Информация о работе КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ