КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Побережье Средиземного моря послужило некогда колыбелью первых европейских цивилизаций. Это были города-государства (полисы), разбросанные по западным окраинам Малой Азии, югу Балканского полуострова и многочисленным островам между ними. Сама природа позаботилась о том, чтобы ограниченные участки суши, пригодные для земледелия, были надёжно изолированы друг от друга ¾ горами или морскими проливами.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Древней Греции.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

      Песни и музыка сопровождали главные события  в жизни грека: рождение ребёнка, дружеское застолье, свадьбу, культовый  праздник, оплакивание покойного. В  музыкальных представлениях использовались разнообразные инструменты: арфа, лира, кифара, тимпан, сиринга, авлос. Первые три были щипковыми инструментами, тимпан (ударный инструмент) напоминал бубен, сиринкс («флейта Пана») выглядел как связка камышовых свирелей разной длины, авлос ¾ двойная дудка ¾ был также весьма популярен. Изображения всех этих инструментов мы встречаем во множестве на росписях ваз и сохранившихся фресках.

      Знаменательно, что в Греции впервые возникает  некий свод правил, которые мы в  праве расценивать как первую в истории попытку создать теорию музыки. Её автором был знаменитый мистик, философ и математик Пифагор, живший в VI в. до н.э. Он впервые описал акустические закономерности звучания музыкальной струны и строение диатонических ладов.

      Эпическая поэзия (Гомер, Гесиод) возникает, по-видимому, раньше, чем лирическая (Сапфо, Архилох, Алкей, Анакреонт), которая появилась лишь в VI в. до н.э., уже накануне эпохи классики. Греческий эпос ¾ это уже область «вечной» литературы; здесь мифология приобретает отчётливо выраженную философскую и литературно-эстетическую окраску. На «Илиаде» Гомера воспитывались, вплоть до настоящего времени, многие поколения лучших европейских художников и мыслителей.

      5.7. Философия, образование,  наука

      Не  меньшее значение как для европейской, так и для всей мировой культуры имеет древнегреческая философия, представленная именами Фалеса, Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других выдающихся мыслителей. Здесь не место рассматривать их учения, ¾ это тема для специального курса, ¾ но две фундаментальные особенности, отличающие мышление этих философов, необходимо выделить.

      Во-первых, это ¾ диалогичность их творчества, ориентация на спор, обмен мнениями, плодотворную дискуссию. Это ¾ мысль, выкованная в беспрестанном публичном обсуждении всех основных вопросов жизни античного полиса, характерной в первую очередь для Древней Греции: культура, взращённая агорой. Греческие философы оттачивали свою мысль во время бесчисленных открытых интеллектуальных состязаний с любыми соперниками (особенно этим славился Сократ). Большинство произведений Платона написано в виде диалогов, ¾ форма, наиболее адекватная  стилю мышления древнегреческих философов. Учеников Аристотеля прозвали перипететики («прохаживающиеся»), ¾ учитель имел обыкновение во время чтения своих лекций прогуливаться со своими учениками под колоннами лицея, попутно обсуждая с ними свои идеи.

      Второй  и очень важной особенностью древнегреческой  мысли была её эмансипация от мифа. Уже с первых шагов греческая философия обнаруживает тенденцию искать истину не в мифологической традиции, а в рациональных доводах ума. Первопричиной мира многие из них видели не волю богов, а осязаемую физическую субстанцию. По мнению Фалеса, всё сущее произошло из воды; Анаксимен первопричиной мира считал воздух, Гераклит ¾ огонь, Демокрит ¾ неделимые твёрдые мельчайшие частицы (атомы). В лице этих мыслителей человечество перешагнуло черту, отделяющую мифологический строй сознания от чисто рационального. Вся последующая европейская философия продолжает и совершенствует этот путь движения мысли.

      Образование в Древней Греции кардинально  отличалось от шумерских и древнеегипетских школ. Цель этого образования ¾ обучение и воспитание свободных граждан, способных в полной мере принимать участие в государственных делах (вспомним, что каждый взрослый свободный гражданин полиса был, как минимум, участником народного собрания).

      Поэтому грек, не владевший грамотой и счётом, не знающий хотя бы азов философии  и риторики ¾ не мог чувствовать себя полноценным членом полиса. К образованию стремились все, и абсолютное большинство свободных греков имели право считать себя образованными людьми. Девочки, не имея возможности посещать школу, обучались дома.

      В школе преподавались три группы предметов. Учитель, называвшийся грамматик, преподавал чтение, письмо и математику. Кифаред (то есть, мастер игры на кифаре) обучал детей поэзии и игре на различных музыкальных инструментах. Учащиеся обязаны были знать наизусть отрывки из произведений великих поэтов: в Древней Греции правилом хорошего тона считалось цитировать ¾ даже в бытовых диалогах ¾ отечественных классиков. Особая роль отводилась танцам и физической подготовке: этими занятиями руководил педотриб. Половину учебного времени греческие юноши отводили спорту; для этих занятий существовали специальные помещения: гимнасий (площадка для тренировок) и палестра (комната для борьбы).

      Указанные три группы дисциплин имели свою специфику и были ориентированы  на менталитет и образ жизни среднего гражданина древнегреческого полиса. Это относится в первую очередь к рационалистической манере мышления древних греков. Необходимость выступать в народных собраниях и убедительно (т.е. логически обоснованно) защищать свою точку зрения привела к усовершенствованию искусства устной аргументации и в конечном итоге ¾ к разработке приёмов логического доказательства. Этим и объясняется тот факт, что греческая наука с момента своего зарождения была наукой теоретической.

      Это хорошо видно на материале древнегреческой  математики. Ни в Вавилоне, ни в Египте не проводили различения между точным и приблизительным решениями математических задач: любое решение, дававшее практически полезные результаты, считалось правильным. Наоборот, для греков имело значение прежде всего строгое решение, полученное путём логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. К V в. до н.э. уже существовал курс арифметики, в котором в строго логической форме и с достаточной полнотой излагалась теория числовых отношений и делимости.

      Грекам  принадлежит честь открытия иррациональных чисел. Была создана геометрическая алгебра (Эвклид, Пифагор). Величайшим греческим математиком эпохи классики был Эвдокс Книдский. Он построил общую теорию отношений и создал метод «исчерпывания», заложивший основы теории пределов. Он также исследовал пропорции «золотого сечения».

      Таким образом, математика была в древнегреческой  школе не только поводом для овладения  техникой счёта, ¾ она служила серьёзной логической тренировкой ума.

      Что касается изучения поэзии, ¾ оно проследовало далеко не только общеэстетические цели. Мир древнегреческих мифов в полном смысле слова был необходимой для полноценной жизни грека питательной средой, ¾ здесь сокрыта почвенная основа античной культуры, ¾ воображение, интеллект, культурный кругозор грека определялись и самими этими мифами, и поэтическим вдохновением великих рапсодов, придавших им литературную форму. Стихи Гомера, Анакреонта, Сапфо были формой духовного Бытия для всех рядовых граждан Древней Греции (не только для интеллектуалов), ¾ и в этом также, несомненно, сказался результат полисного образа жизни.

      Наконец, спорт служил для греков не только оздоровительным целям. Культ силы и воинской доблести (унаследованный ещё от Микенской эпохи) требовал от взрослого мужчины способности быть умелым воином и спортсменом; общегреческие спортивные состязания ¾ Олимпийские, Истмийские, Немейские, Пифийские игры ¾ были частью того специфического духа состязательности, которым отличалась полисная культура Греции. Кроме того, внешнее совершенство тела было немаловажным условием общественного престижа для свободного грека. Телесная красота ценилась не только в пластических искусствах, но и в жизни.

      Древнегреческая наука, от архаики к эллинизму, прошла путь без малого в полтысячелетия, и сделала большие успехи на этом пути. При этом занятия наукой и философией нередко совмещались: Фалес был математиком и астрономом, Пифагор ¾ геометром, Аристотель ¾ основателем науки логики и т.д. Древнегреческая наука изобилует эпохальными открытиями и предвидениями. Аристарх Самосский задолго до Коперника выдвинул гелиоцентрическую гипотезу, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси, и вместе с тем движется вокруг солнца по кругу, наклонённому к экватору.

      По  сравнению с Древним Египтом и особенно Месопотамией, сильно продвинулась вперёд медицина. Философ и врач Алкмеон (конец VI ¾ начало V в. до н.э.) первый стал применять вскрытие трупов животных в целях изучения строения функций отдельных органов. Знаменитый Гиппократ (вторая половина V в. до н.э.) написал множество медицинских книг (т.н. «Свод Гиппократа»). Его метод был строго рационалистичен: он признавал только естественные причины болезней. Он учил, что у каждой болезни есть своя «природа», которую врач должен знать, чтобы умело направить течение болезни в благоприятную для пациента сторону. Ему приписывается и формулировка основных положений врачебной этики. Так называемая «Клятва Гиппократа» сохраняет своё значение и поныне.

      В Греции зародилась и получила развитие историческая наука. Известными авторами исторических трудов считаются Геродот (его называют «отцом истории»), Фукидид и Ксенофонт.

      В эллинистическую эпоху древнегреческие  учёные нашли более благоприятную  почву для своих исследований уже не в самой Греции, а в  столицах новых государств, образовавшихся после распада империи Александра Великого. Правители этих государств, в целях личного престижа, всячески покровительствовали учёным и философам. Уже упоминавшийся Мусейон в Александрии Египетской был своего рода научным институтом, где работали учёные и литераторы, получавшие государственное жалование. Эти учёные, в числе прочего, разрабатывали математические и астрономические теории. Всемирно известными стали труды математика, географа и астронома Птолемея, создавшего т.н. геоцентрическую теорию, согласно которой Солнце должно было вращаться вокруг Земли (эта точка зрения лишь через много столетий была опровергнута Коперником).

      Основы  теоретической механики связаны  с именем Архимеда, военного инженера при дворе сиракузского царя Гиреона. Он впервые исследовал принцип рычага и открыл закон плавающих тел, носящий его имя. Ему принадлежат также труды по геометрии и математике. В области прикладной механики Архимеду принадлежат идеи оборонительных машин, использованные защитниками Сиракуз при осаде римскими войсками. Ему же приписывается изобретение так называемого архимедова винта («улитки»), применявшегося для поливки полей.

      Большие успехи также делает ботаника и зоология. Наибольшее влияние на развитие этих наук оказали биологические трактаты Аристотеля и труды по ботанике Феофраста.

      5.8. Основные принципы  античной культуры

      Культура  Древней Греции имеет для нас, далёких её наследников, отнюдь не только исторический интерес. Многие её принципы, несмотря на долгие века забвения (в эпоху средневековья) оказались нетленными и органично вошли в фундамент позднейшей европейской ¾ в том числе и российской ¾ культуры. В этой связи представляется важным суммировать эти принципы в виде некоторых основных тезисов.

      I. Антропоцентризм. «Человек есть мера всех вещей» ¾ это изречение Протагора содержит смысл больший, чем вкладывал в него автор, философ-софист, стремящийся доказать, что «истинность» человеческих суждений измеряется лишь пристрастиями самого человека. Культура Древней Греции исходит из ценностей, диктуемых назначением человека в мире: в центре древнегреческого космоса стоит не бог, а человек. Олимпийские боги не создали Вселенную и не могли распоряжаться человеком как своей собственностью (что, например, имело место в Месопотамии).

      В своих мистериях и мифах греки  помещали человека гораздо ближе  к богам, чем это было в восточных  религиях. Культ героев более чем  красноречиво говорит об этом. Женщины, согласно греческим мифам, могли  иметь любовников-богов, рожали им детей, а грешником называли мужчину, пытавшегося овладеть богиней. Некоторые герои даже отваживались сражаться с богами: царь Диомед, к примеру, не только сразился, но и ранил копьём в бедро самого бога войны Ареса… Скульптуры греческих атлетов, ничем, в принципе, не отличавшиеся от скульптур богов, явно или неявно воплощают дерзкую идею: не столько боги антропоморфны, сколько человек богоподобен!

      Ничего  нет удивительного, что именно эта  культура породила идею богоборчества, воплощённую фигурой Прометея. Титан Прометей, благодетель человечества, научивший людей земледелию и ремёслам, подарил им огонь вопреки воле Зевса, похитив его из кузницы Гефеста, за что был жестоко наказан. Гордость не позволяла ему смириться с волей Громовержца, и многие столетия он провёл в преисподней, прикованный к скале.

      Богоборческое начало пустило глубокие корни в  европейской культуре, дав новые  всходы в эпоху Возрождения. В  Новом времени оно приняло  формы материализма и атеизма, вплоть до уничтожения священников и  храмов во Франции после революции 1789 г., и в России ¾ после октября 1917. Далеко не случайно «Прометеями» публицисты стали называть известных в Европе революционеров (например, К. Маркса).

Информация о работе КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ