Классический танец как средство формирования исполнительской культуры
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:54, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время самодеятельное творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве
Содержание
I. Введение II. Глава I. Исследование состояние проблемы развития самодеятельного хореографического творчества. 1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов 1.2. Структура ансамбля народного танца 1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры. 2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры 2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца 2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев 2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры Ансамбль народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества. IV. Заключение V. Список используемой литературы
От правильной постановки ног,
корпуса, рук, головы во многом зависит
развитие технического мастерства танцовщика.
Система классического тренажа
требует выполнения всех позиций (позиция
- положение, фиксирующее начало или окончание
движения) и упражнений с предельно выворотным
положением ног.
Анатомическое строение скелета
человека, в частности тазобедренного
пояса и ног, таково, что в выворотом положении
ноги имеют гораздо больший размах движения,
могут выше подниматься и свободнее вращаться.
Руководитель должен знать строение человеческого
тела, чтобы суметь объяснить ученикам
основное значение выворотности.
При подъеме ноги в не выворотном
положении большой вертел бедренной кости
упирается в тазобедренную кость и не
позволяет поднять ногу выше 35--65 градусов.
В выворотном положении большой
вертел уходит назад и не препятствует
поднятию ноги -- диапазон движения увеличен.
В таком положении ногу можно
поднять на 90--120 градусов конечно, при
соответствующей тренировке.
Выворотность необходима не
только для улучшения техники танца --
она придает движению изящество и гармоничность.
Помимо соблюдения выворотности
необходимо также, чтобы все упражнения
у станка исполнялись в полную силу. «Надо,
чтобы работающие мышцы до конца напрягались,
иначе эффективность упражнений очень
понижается, и мышцы не приобретают требуемой
крепости» [26. с.17]. Это правило обязательно
и для станкового экзерсиса. Все упражнения
классического экзерсиса должны делаться
совершенно точно и четко, при полном напряжении
работающих мышц и суставов.
Очень важно, вводить в упражнения
станкового классического экзерсиса несложные
движения рук, корпуса и головы. Такой
экзерсис значительно поможет развитию
свободы и пластичности рук, которые в
танцевальном искусстве служат важнейшим
средством внешней выразительности. Подобные
комбинированные упражнения будут вырабатывать
у учащихся навыки координации движений
различных частей тела.
Повседневный опыт показывает,
что экзерсис у станка может полностью
отвечать всем требованиям классического
канона и в то же время оставаться механическим,
формальным. Между тем в нем участвуют
основные компоненты танцевальной выразительности
-- руки, корпус и голова. Поэтому в упражнениях
классического станка следует добиваться
эмоциональности, гармоничности и координации
движений, их соответствия содержанию
музыки, танцевальность всего исполнения
[7. с.13].
Здесь уместно привести слова
одной из учениц Вагановой о разучивании
экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий
другой урок классического танца, урок
Вагановой начинался с экзерсиса у палки
(станка). Первым движением было рlie (приседание),
но уже и здесь, как и во всем вагановском
экзерсисе, не было ничего механического.
С самого начала урока и до конца его властвовал
танец: и в движениях головы, гибкости
и быстрых поворотах корпуса, и в пластике
«поющих» рук» [42. с.265].
Разумеется, выразительность
классического экзерсиса у станка не должна
приводить к манерности и искусственной
пластике [7. с.14].
На основе проведенного анализа
мы выявили движения, которые могли бы
дополнить классический экзерсис в коллективе
народного танца. При разработке тренировочных
упражнений у станка использовался опыт
Т.С. Ткаченко, А.Я. Вагановой, А. Лопухов,
А. Ширяева и А. Бочарова. В экзерсис классического
станка включены движения народных танцев.
В плане последовательности
движений у станка мы взяли принцип изложенный
в «Основах классического танца» А.Я. Вагановой.
В конце добавили упражнения из народного
станка.
Порядок упражнений у станка
необходимо устанавливать по принципу
чередований движений, тренирующих различные
группы мышц. Урок должен начинаться с
полуприседаний и глубоких приседаний,
поскольку они постепенно вводят в работу
мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше
могут даваться упражнения тренирующие
различные группы мышц, причем надо чередовать
движения на развитие подвижности стопы
на вытянутых ногах с движениями на присогнутых
ногах; мягкие, плавные с резкими, отрывистыми.
Музыкальное сопровождение
на занятиях должно быть органически связано
с выполняемым упражнением, должно соответствовать
движению по характеру, стилю и национальной
окраске. Движение должно быть точно согласовано
с ритмом музыки.
При выполнении движении, характерных
для русского танца, как, например, перевод
стопы с носка на пятку, присядки и т. д.
в музыкальном сопровождении должна быть
русская песня или мелодия, соответствующая
по ритму и характеру данному упражнению.
Все это в совокупности приучает
учащихся еще у станка выполнять движения
не сухо, не механически, а выразительно,
танцевально [37. с.594].
Приседания (plie). Demi plie - это базовое
движение оно постепенно вводит в работу
мышца и суставно-связочный аппарат и
является неотлучным спутником прыжков:
эластичным и сдержанным полуприседанием
начинается и заканчивается любой прыжок,
а так же является проходящим движением
в исполнении дробей, приподаний, соскоков
и т.п. Grand-plie - это основа для исполнения
мужских присядок, «закладок» и трюков.
Поэтому разделу приседания следует уделять
особое внимание не только в позициях,
но и в различных комбинациях движений.
Методика исполнения движения
сохраняет все правила и требования классического
танца.
Батманы.
Упражнения на развитие подвижности
стопы (battements tendus). Упражнение этого раздела
является основой всего танца. Ноги не
только разогреваются этим движением,
но и приводятся в состояние полной «воспитанности»
для предстоящей им деятельности [6. с.38].
Упражнение этого раздела можно
дополнить движениями народного станка,
а именно переводы стопы с носка на пятку
и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты,
а так же могут, исполняются варианты этого
упражнения, включающие в себя сочетания
основного движения с другими - полуприседанием
на опорной ноге в момент перевода работающей
ноги с носка на пятку; полуприседанием
в момент возвращения работающей ноги
в позицию. Исключаются варианты, где исполняются
удары каблуком опорной ноги, мягкая обувь
этого сделать не позволит. Эти дополнения
необходимы, т.к. исполнителям народного
танца следует усиленно развивать пяточное
(ахиллесово) сухожилие [37. с.601].
Маленькие броски (battements tendus
jete) Маленькие броски развивают мышцы
голени опорной ноги, а также способствуют
развитию движения в коленном суставе
работающей ноги, которая то резко вытягивается
«от себя», то сильно сгибается. Упражнения
эти повышают также способность учащихся
четко выполнять мелкие и сильные движения.
В этом упражнении можно использовать
прием сокращения стопы, что позволит
растяжению ахилового сухожилия, в момент,
когда работающая нога находится на высоте
30?. Варианты с ударом каблучка также исключаются
[37. с.608].
Наиболее характерный элемент
народной хореографии - танцевальные шаги.
Они являются основой всех танцев. Чаще
всего шаги встречаются в хороводах и
в плясках. В народном танце большое количество
шагов - шаг с переступанием, простой шаг,
переменный шаг и т.п. Батманы играют большую
роль и в соединении отдельных движений
между собой.
Battements frappe и doubles frappes, которые
исполняются резко и энергично. Это приучает
мышцы и сухожилия быстро (контрастно)
переключаться с мягких, плавных движений
на резкие (стаккато).
Низкие и высокие развороты
ноги(battements fondus) вырабатывают мягкость
приседания и эластичность, необходимые
в прыжках. Это упражнение можно сочетать
с battements fondus народного экзерсиса, т.к оно
дополнительно развивает подвижность,
мягкость, эластичность движения в тазобедренном
и коленном суставах [37. с.622].
Раскрывание ноги на высоту
90? (developpe) - это самое трудное движение
экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше
и требует всесторонней подготовки. Все
силы здесь направлены на развитие шага
и силы движения, на укрепление тазобедренных,
икроножных и голеностопных мышц, а также
на повышение подвижности в тазобедренном
и коленном суставах. Упражнение может
исполняться как в чистом виде, так и в
сочетании с народным экзерсисом [3 с.633].
Большие броски работающей
ногой на высоту 90? (grand battements jete) упражнения
направлены на развитие шага, укрепление
тазобедренных, икроножных и голеностопных
мышц. Броски выполняются с силой, но без
напряжения. В разделе этих упражнений,
так же возможно сочетание классических
и народных вариантов движений. Упражнения
с ударами каблучком опорной ногой исключить
[37. с.642].
Круговращения ног (Rond de jambe
par terre). Круговращательные движения тазобедренного
сустава укрепляет его и разрабатывает
выворотность. В разделе этого упражнения
возможно сочетание классического и народного
экзерсисов.
Упражнения с не напряженной
стопой (flic-flac). При упражнении этого раздела
мышцы стопы и голеностопного сустава
должны быть расслаблены. Эти упражнения
подготавливают учащихся к чечеточным
движениям, а также приучают то сокращать,
то расслаблять мышцы в голеностопном
суставе.
Подготовка к «веревочке». Эти
движения вводят в работу коленный и тазобедренный
суставы и подготавливают учащихся к выполнению
на «середине» движения «веревочки», встречающихся
в русском, украинском и других народных
танцах [37. с.619].
Зигзаги (змейка). Это упражнения
развивает преимущественно подвижность
в голеностопном суставе, подготавливают
учащихся к исполнению на середине класса
движений типа «гармошка», «елочка», его
также необходимо включить в экзерсис
классического танца для коллектива народного
танца [37. с.635].
Дробные выстукивания, каблучные
упражнения, не могут быть использованы
в экзерсисе классического танца, исполнение
этих движений подразумевает обувь с каблучком.
Данный экзерсис поможет учащимся
овладеть исполнительской культурой и
подготовить мышцы и суставы для исполнения
народных композиций.
Сравнивая экзерсис классического
танца и экзерсис народного танца, мы приходим
к выводу, что система народного танца
Т.С. Ткаченко является самодостаточной
и универсальной.
А, что же такое система? Система
(от греческого systema - целое, составленное
из частей; соединение), множество элементов,
находящихся в отношениях и связях друг
с другом, образующих определенную целостность,
единство[43. с.1226].
Метод (от греческого methodos -
путь исследования, теория учение), способ
достижения цели, решение конкретной задачи;
совокупность приемов [43. с. 808].
Да действительно система Ткаченко
Т.С. состоит из множества элементов, которые
благотворно влияют на технику и исполнительскую
культуру танцовщика. Развивают весь организм
учащегося, в частности его двигательный
аппарат, к которому относятся как кости
и их соединения, суставы, связки, так и
мышцы. Упражнения содействуют развитию
подвижности в суставах, укреплению и
эластичности связок, развиваю определенные
группы мышц.
Повышают техническую сторону
танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость
и точность движений. Развивают в учащихся
выразительность, танцевальность.
При грамотном подходе к преподаванию
народного танца, можно ограничится только
народным экзерсисом.
Заключение
Данная работа явилась результатом
теоретического анализа и обобщения трудов
Т.С. Ткаченко, А.Я Вагановой, Г.П. Гусева,
В.С. Костровицкой, Н.П. Базаровой, А.А. Климова,
А.М. Мессерера и других исследователей
изучавших классический и народный танец.
В результате исследования
темы «Классический танец как средстве
формирования исполнительской культуры
в ансамбле народного танца», я обосновала!
актуальность темы, достигла цели и решила
поставленные задачи, обосновала теоретическую
и практическую значимость работы.
Установлено, что развитие хореографической
культуры на современном этапе находится
во взаимосвязи с требованиями времени,
но порой теряет связь с накопленными
веками теоретическими и практическими
знаниями в хореографическом образовании.
Выявлено, что танцевальное
искусство до реорганизации художественной
образования в России носило характер
клубно-кружковой самодеятельности и
преследовало цели культурно-досуговой
организации, в то время как современные
тенденции тяготеют к профессионализации
ансамблей, что позволило нам сделать
выводы:
Ансамбли народных
танцев в современных условиях стремятся:
1. К повышении технического
уровня и исполнительской культуры танцовщиков
— любителей и имеют перспективу развития,
благодаря выстроенной системе образовательного
процесса.
2. Приведению в соответствие
формы и содержания образовательного
процесса, в котором сбалансированы средства
народного и классического танца, где
экзерсис классического танца является
эффективным средством формирования исполнительской
культуры.
Несмотря на то, что в процессе
работы мной установлено, что система
народно сценического танца Т.С. Ткаченко,
построенная на классических образцах
национальной танцевальной культуры является
самодостаточной и универсальной не только
в подготовке технических возможностей
исполнителей, но и благодаря музыкальной
основе, содержит в себе духовно-нравственный
потенциал, способствующий формированию
исполнительской культуры, что противоречит
моей гипотезе, цель исследования достигнута,
задачи решены, а неожиданные результаты
позволяют сделать ещё один вывод, о том,
что как бы не была хороша обучающая система,
ее транслируют педагоги, от мастерства,
знаний и умений которых зависит качество
образования и соответственно культура
учащихся.
Таким образом, гипотеза не
подтверждена, цель достигнута, задачи
решены.
Список используемой
литературы.
1. Античные мысли об
искусстве. В сб.: Эстетическое учение
Платона («Закон»). М.:-1991.-308с.
2. Балет: Энциклопедия. / Гл.
ред. Ю.Н.Григорович. М.:-1981.-623с.
3. Бахрушин О.А. История
русского балета. М 1973 с.314
4. Белов М. Эстетическое
воспитание средствами хореографического
искусства. М.:-1953.- 46с.
5. Борзов А.А. Народный
танец на самодеятельной сцене.
М.:-1986.
-274с.
6. Ваганова А.Я. Основы
классического танца. С-П.:-2002.-192с.
7. Васильева Е. Танец. М.:-1968.-248с.
8. Голейзовский К. Обряды русской
народной хореографии. М.:-1954 -252с.
9. Головкина С.К. Уроки
классического танца в старших
классах. М.:-1989.-160с.
10. Гусев Г.П. Методика
преподавание народного танца. М.:-2002.-208с.
11. Дорога к танцу Государственный
академический ансамбль народного
танца СССР под руководством
И. Моисеева. М.:-1989.-89с.
12. Захаров В.М. Радуга
русского танца. М.:-1986.-128с.
13. Зацепина К., Климов А., Рихтер
К. Народно - сценический танец. М.:-1976.-224с.