Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 03:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Раскройте вопрос: концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968).
2. Раскройте вопрос, приведите примеры: экономическая культура.
3. Ислам и исламское искусство. Опишите особенности данной культуры, выделите ее духовные и материальные составляющие.
4. Раскройте вопрос: культурологическая мысль 30-50-х годов XIX века в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

Способность человека выполнять  определенную экономическую деятельность или отдельные экономические  действия на базе экономических навыков  называется экономическим умением. Например, даже продавцу на минском Комаровском рынке, не говоря уже о конструкторе, менеджере и т. п., нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы, рисковать, вдумчиво вести себя на торгах и т. п.

Повторяющийся определенный уровень  экономических навыков и умений есть не что иное, как опыт. Нередко можно слышать такие слова: опытный экономист, опытный предприниматель, опытный менеджер, опытный консультант и т. п. Опыт приобретается в результате практической деятельности.

Значит, экономическая  культура проявляется в наличии  у человека функциональной экономической  грамотности, в знании основ хозяйственной  жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в  целом.

Экономическая культура позволяет  формировать такое качество личности, как экономические мотивы деятельности.

Мотивы — это побуждения человека к определенной деятельности. Экономические мотивы определяют направление  мыслей человека, его поступков, линии  поведения и т. д.

В любом случае индивид  несет персональную ответственность  за собственное экономическое поведение.

Чтобы ответить на вопрос, почему человек в данной ситуации поступает именно так, надо знать  мотивы, которые побуждают его  к таким действиям.

Экономические мотивы могут  быть личными и общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Осознанные потребности становятся ведущим мотивом поведения личности. Осознание рациональных потребностей невозможно без экономической культуры субъекта.

Самый лучший вариант —  единство, совпадение личных и общественных интересов. Если это имеет место в данном обществе, то уровень экономической культуры считается самым высоким.

Одной из главных составляющих черт экономической культуры является творчество. Творчески мыслящий человек быстрее и глубже усваивает экономические знания. А с другой стороны, такой работник способен более оперативно и эффективно находить выходы из постоянно возникающих сложных экономических ситуаций.

Творчество как важнейший  компонент экономической культуры сопутствует труду человека любой  профессии. Творческая деятельность может  проявляться в анализе путей  улучшения условий труда и  рынков сбыта, новых форм организации  и оплаты труда; в совершенствовании  средств труда; в экономическом анализе результатов труда и т. д.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений  культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических  институтов, обеспечивающих воспроизводство  экономической жизни. Культура экономическая  характеризует состояние хозяйственной  деятельности общества на определенной ступени его развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое  мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует ее дальнейшему обогащению.

Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно  понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом  культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы  через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов  коренятся в историческом прошлом  народов и социальных групп и  меняются достаточно медленно. Другая форма проявления культуры – потребности, нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней  или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности  проявляются также в мотивации  поведения. Это стандартизованные  объяснения, которые люди дают своим  действиям и поступкам, а также  ценностям и нормам, которые они  разделяют. Использование человеком  сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует  об идентификации личности со сложившейся  системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж  отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа»  складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются  индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая  экономику. А поскольку экономическая  деятельность состоит из действий субъектов  экономики, то культура оказывается  регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической  культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей  и социальных групп и выполняющих  функцию социальной памяти экономического развития.

Рассмотрим теперь особенности  экономической культуры. Прежде всего, экономическая культура охватывает те, и только те ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают  из нужд экономики и оказывают  на неё значимое (позитивное или  негативное) влияние. Это те социальные нормы, которые возникают за пределами  экономики и приобретают внутри неё специфическое значение. Также  это те нормы, которые зарождаются  внутри экономики исходя из её внутренних потребностей.

Вторая особенность –  это каналы воздействия культуры на экономику. Основным каналом в  данном случае является экономическое  поведение. Однако здесь значительное влияние оказывают политические группы власти. Их огромная роль как проводника влияния культуры на экономику – особенность именно экономической культуры, что отличает последнюю от, например, религиозной или научной, где роль политического аппарата меньше. Далее, экономическая культура в значительно большей степени, чем другие виды культуры ориентирована на управление поведением людей. Вследствие именно этой особенности экономическая культура выступает регулятором экономики.

Экономическая культура складывается из ценностей и норм как институционального, так и субъективного, личностного  характера. Соответственно выделяют личностный и институциональный аспекты  экономической культуры.

В личностном аспекте очень  важным понятием является роль. Социальная роль – это комплекс норм, закреплённых за определёнными функциональными  местами общества. На основе выполняемых  экономических ролей складываются культурные типы субъектов, именно через  играемые роли экономическая культура проникает в субъекты.

Институциональный аспект экономической  культуры – это ценности и социальные нормы, которые функционируют в  рамках экономики, но корни которых находятся в иных социальных институтах – политике, праве, идеологии, религии, нравственности. Этот аспект характеризует не людей, а экономику как безличностную структуру, как совокупность экономических институтов.

Хотя, как отмечалось выше, культуру достаточно сложно как-то рассчитать количественно, её всё-таки необходимо измерить. Для этого используют интегральные качественные показатели.

Ядро экономической культуры общества

Исследователи отмечают, что ядром  экономической культуры общества является развитое общественное экономическое  сознание, где формируются ценностные, нормативные основы экономического бытия, тем самым, развитое общественное экономическое сознание является идейным  источником созидательной деятельности в экономической сфере. Рассмотрение сущности экономической культуры общества позволяет осознать ее тесную взаимосвязь  с типом мышления, менталитетом и  традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие выражение и закрепление в экономической системе общества.

Экономическая культура общества оказывает прямое воздействие на экономическую культуру личности, т. к. индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента: знания (представления, взгляды), а также чувства и волю субъекта. Это отражает совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Побудительными факторами к позитивному, волевому действию являются установки личности.

Экономическое сознание может  формироваться стихийно (микросреда) либо в процессе экономического образования. Система образования является важнейшим  социокультурным регулятором развития общества. Задача экономического образования – помочь осознать социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их общественную и личную значимость. В этом случае, даже столкнувшись с негативными явлениями в экономической сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения.

При становлении экономической  культуры чрезвычайно важно учитывать  преемственность как составляющую духовной культуры, ибо ломка вековых  традиций, селективный подход к культурному  наследию, ведут к утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения  людей, не восприимчивых к культурно-историческому  наследию, не способных отличать временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями – факторы, способствующие деградации общества, дестабилизации общественных структур.

Как отмечает Ю.А. Помпеев, «в гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания хозяйственной деятельности в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный в определении базовых ценностей экономической культуры как одной из форм проявления жизненной активности человека, а также в рассмотрении естественных взаимосвязей между экономической культурой и другими составляющими цивилизационного развития России».

Важнейшей функцией культуры является регулирование социальных и иных отношений, упорядочивание, нормирование, ограничение, стандартизация и т. п. поступков людей, всей деятельности, всех взаимодействий в обществе. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры.

В современную эпоху культурные факторы в значительной мере определяют экономический потенциал общества, стабильность политической системы, экологическую  и демографическую ситуацию и  многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. Ошибки в сфере  культурной политики (которая становится в современном обществе основным фактором любой политики) являются первопричинами тяжелых социальных недугов и многих кризисов, в том  числе и экономических.

«Социокультурный подход есть своеобразное отражение наметившейся смены самой парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма, свойственного индустриальному обществу, к культуроцентризму, на котором будет зиждеться грядущая цивилизация постматериальных ценностей», отмечают ученые-культурологи.

Учитывая взаимосвязь  понятий «экономическая культура»  и «эффективность в сфере экономической  деятельности», процесс формирования экономической культуры может быть рассмотрен с точки зрения факторов культуры труда, культуры производства и культуры управления как основных параметров, составляющих экономическую  эффективность. В этом ряду факторов ведущее место занимает управленческий аспект, в котором также могут  быть выделены параметры, составляющие эффективность сферы управления, непосредственно влияющей на уровень  культуры управления.

Сущность регулирования  экономической культуры

Знание механизмов воздействия  экономической культуры на экономику  – это уже кое-что, но, вообще говоря, этого знания мало. Мы знаем, как  влияет на экономику норма процента, уровень инфляции, размер дефицита государственного бюджета и мы знаем, как изменить их в нужном для экономики  направлении. Не является исключением  и экономическая культура. Она  не только может быть изменена, но и  должна быть изменена.

Конечно, культура является весьма специфическим институтом общества и изменяется она нелегко. Процесс  изменения культуры сильно растянут во времени. И именно поэтому нужно  как можно быстрее начинать целенаправленное изменение культуры, чтобы ещё  нынешнее поколение россиян увидело  зримые плоды реформ. Как ни странно, но в отличие от прочих регуляторов  экономики экономическая культура может регулироваться не только государством, но и другими субъектами. Так, составной  частью экономической культуры России в целом является корпоративная  культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. На предприятиях этих компаний, расположенных по всей стране, работает значительная часть  населения. Изменение культуры работников таких компаний вызовет эффект камня, брошенного в воду. Не меньшее влияние  на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный  подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения  уже есть соответствующий опыт. При  помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия  в выборах, необходимости платить  налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»