Крещение Руси - момент исторического выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 02:46, контрольная работа

Краткое описание

Культурология - наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время.
Наиболее распространенным определением культурологи является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии.

Содержание

Введение

1
"Культурная морфология" О.Шпенглера
4
2
Загадка рождения искусства
9
3
Реформация: становление нового образа мира
12
4
Крещение Руси - момент исторического выбора
19

4.1 Структура Русской Православной Церкви и её взаимоотношения со светской властью
19

4.2 Изменения в культуре, связанные с принятием христианства
20
Заключение
23
Список использованных источников
24

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛ-Я контрольная.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

В оценке судьбы и исторической роли России Данилевским и Шпенглером есть важные совпадения, но есть и не менее существенные отличия. Шпенглер, в отличие от Данилевского, предсказывал России судьбу сырьевой колонии, что машинная промышленность, банковское дело и индустриализация по духу своему чужды русскому как деятельность греховная, противоречащая его пониманию мира. Данилевский бы с этим категорически не согласился. Впрочем, оба были согласны с византийскими корнями российской самобытности. Но если Данилевский призывал их беречь, холить и противопоставить (вплоть до войны) Западу, то Шпенглер призывал к гибкому и мирному "сосуществованию" Запада и Востока как автономных мировых культур.

Одинаково они оценивали  и петровскую реформу. Шпенглер с присущим ему литературным мастерством описал ее как "историческую метаморфозу", т.е. случай, когда более старая, глубинная культура властно тяготеет над исторически молодой культурой.

Русский народ, был искусственно принужден к неподлинной истории, и дух "исконной русской сущности был просто-напросто непонятен". Из этого плачевного обстоятельства, по его мнению, могли проистекать драматические коллизии и беды, как для самой России, так и для Европы.

 

2 Загадка рождения искусства

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие "открыть" буквально означало "дверь толкнуть", а "убить" - "голову палкой ударить". За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.

Судить об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается  образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

Мы помним, какими живыми, яркими были изображения зверей в пещерах  позднего периода древнего каменного  века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.

Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны  ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это - условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного "продолжает" скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

Та же связь с природными формами  обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.

Таким образом, преобладающим в  восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.

Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры центральной части отличались от узоров по краю.

Мотивы орнамента часто в  условной форме передавали изображения  людей, животных, птиц. Но многие из них  были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё  больше. Геометрические очертания придавали  и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты показывают, что у людей нового каменного века сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.

Орнамент - искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа "три" и "четыре". Очень распространены фигуры в виде квадрата или композиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое внимание к форме четырёхугольника не было случайным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.

Земля - плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями - севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.

По вертикали мир делится на три зоны: верх - небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир - земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, находится "наше селение", "мы"; под землёй лежит подземный мир - место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами - четырьмя по горизонтали, тремя по вертикали - воплощался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.

Конечно, люди понимали мир  не как геометрическую фигуру наподобие  кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными  свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от "своей" земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждебными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами.

Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал  дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего "нам" не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами - от небесных духов до духов умерших предков - очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство - постоянная тема народных сказок. Это - наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.

Полагали, что на небо можно попасть, поднимаясь в горы или забравшись на высокое дерево. Помощниками в таких опасных  предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от "нас", а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским шаманам, они впадали при этом в особое состояние - транс. Такие люди совершали обряды для излечения больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.

Были и другие способы  общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, можно  привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им гонца с просьбой - для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хотели люди.

Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник - гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и, естественно, к людям.

В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие "ходить", а также соответствующее слово языка, рисунок солнца - "светить" и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.

3 Реформация: становление нового образа мира

Тенденции культурного развития, основанные эпохою Возрождения, нашли свое продолжение в XVII в. Одновременно возникли и другие социально-исторические факторы, которые существенно повлияли на всю систему культурной жизни Западной Европы.

В значительной мере они обусловлены предыдущим историческим развитием, и все же это были новейшие тенденции расцвета, которые положили начало формированию новых политических и экономических структур, новое понимание мира и человека, новую систему культурных ценностей.

Новизна этих взглядов проявилась в первую очередь в Реформации. Реформация - общепризнанная название широкого общественно-политического движения, в начале XVI в, которое охватило почти всю Европу. Направленная против католической церкви, реформация привела к образованию новой сущности церквей, так называемого протестантского направления.

С идеологической точки зрения, реформация достаточно последовательно, но отражала новое, буржуазное время в истории Европы, сыграла огромную роль в разрушении старого феодально-патриархального уклада в культуре, мышлении, образа жизни.

Протестантизм выработал особую этику - этику труда, экономической деятельности, договорных отношений, аккуратность, педантизм  и другие бюргерские добродетели.

Названы социокультурные основы - весьма своеобразная и мощная корневая система современного благосостояния многих развитых наций, основание для высокого уровня жизни, працелюбности, организованности, политической культуры.

Протестантская цивилизация вобрала лучшие достижения западного средневековья: сохранила традиции римского права, самоуправления городов, автономию университетов и т.д.. Реформация обеспечила и некоторые особые черты культуры Нового времени в области философии, науки, искусства, морали.

Началась Реформация в Германии. 31 октября 1517 г. Профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1548) прибил свои "Девяносто пять тезисов" на дверях местной церкви, они были направлены против практики продавания индульгенций в оставление грехов. Это дало начало Реформации, которая длилась с XVI до середины XVII в. В ходе Реформации от католицизма откололась религиозная оппозиция, которая получила название протестантизма. Однако, он представляли такие религиозные течения, как лютеранство, англиканство, анабаптизм, кальвинизм, цвиглианство т.д.

Религиозным следствием Реформации, где она победила, было образование нескольких новых, так  называемых протестантских, церквей (лютеранских, кальвинистских, англиканских, унитаристской и др.).

Можно сказать без  преувеличения, что Реформация поменяла лицо Европы, существенно поспособствовав постепенному созданию того социального и культурного порядка, что и до сих пор существует в большинстве европейских государств.

Несмотря на успех  Реформации, католическая реакция (контрреформация), возглавляемая папством, сумела организовать мощное сопротивление. Главными ее орудиями стали орден иезуитов и реорганизованная инквизиция.

Контрреформация, победив  в Южной Германии, Австрии, Польши, ознаменовалась суровыми гонениями от любого проявления свободомыслия; в 1559 г  было впервые опубликован "Индекс запрещенных книг".

Информация о работе Крещение Руси - момент исторического выбора