Культурно-просветительская деятельность в СКД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия социально-культурной деятельности, а также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятию соцально-культурная деятельность;
рассмотретьсущность культурно-просветительской деятельности;
описать основные направленя и средства культурно-просветительской деятельности;
проанализировать культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4
1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7 1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7
1.2. Культурно-просветительская деятельност в
современном обществе...........................................................................10
1.3. Основные направления культурно-просветительной
деятельности......................................................................................................13 1.4. Культурно-просветительские технологии ...........................................15
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь..........................................................................17
2.1. Культурная ситуация в Республике Беларусь.....................................17
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь......................................................................................22
2.3. Идеологическое воспитание
в культурно-просветительской деятельности............................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................33

Вложенные файлы: 1 файл

SKD_kursa4.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Основываясь на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей  культурно-просветительная деятельность не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях. Она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

На современном этапе можно  говорить о переходе общества на новую  ступень развития, а именно - установлению так называемого информационного  общества. «Информационное общество определяется как новая стадия современного общества с появлением так называемой информационной экономики, представляющей собой взаимодействие различных сфер производства информационной продукции. Информация в данном типе общества является основным ресурсом, механизмом развития культуры и источником формирования духовных ценностей»1 . В этих условиях культурно-просветительская деятельность тождественна информационно-просветительской и как часть СКД играет важную роль в решении проблемы нынешнего этапа развития общества - неспособности части индивидов адаптироваться к возникшим условиям и тенденциям социального пространства. Проблема связана с увеличением информационного потока, обрушивающего на человека ежедневно, а также с ранее сложившимися мировоззренческими стереотипами, духовно-ценностными ориентирами и в том числе с разрушением командно-административной системы управления обществом, которая распоряжалась свободой индивидов. Руководствуясь предлагаемыми правилами и стереотипами поведения  большинство, как и прежде, стремиться следовать за кем-то, но новый  этап в развитии человечества выводит  на авансцену людей нового типа: с творческим потенциалом, желанием и умением выдвигать свежие идеи и реализовывать новые проекты. Источником благосостояния становится интеллектуальный капитал, который приходит на смену традиционным ценностям индустриального XX века. 

 

1.3. Основные направления 

культурно-просветительной  деятельности.

На содержание социально-культурной деятельности и на направления культурно-просветительной  деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.

Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в культурно-просветительской деятельности учреждений культуры и досуга, и  оно направлено на активное привлечение  населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства.

Основными задачами историко-культурного  направления является привлечение  населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.

Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения  гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.

Особенностями нравственного просвещения  являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.

Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.

Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение  и воспитание. Вместе с тем следует  отметить, что существует большое  разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.

Культура выступает как основа, как совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения. Социальная память, как хранилище традиций, нуждается в постоянном информационном питании. Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс. Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

 

1.4. Культурно-просветительские  технологии.

В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. Так же можно расшифровать понятие технология, как средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

В целом технологии, применяемые  в сфере культуры и досуга, можно  разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

  • общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
  • функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других).

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе». Современная культурноно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей. Технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.

Развивающаяся инфраструктура молодежного  досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы в них освещаются следующие аспекты:

    • культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;
    • речевая коммуникация - культура речи, дебаты, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки;
    • полит-менеджмент - развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике;
    • методика предвыборных технологий;
    • овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:
    • подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.

Это своеобразная модель распространенных у западной молодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афоризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься политикой, рано или поздно она займется вами».

Мы все активнее интегрируемся  в международные социально-культурные проекты. Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творчества, используя индивидуальные, групповые, массовые формы культурно-просветительной деятельности. В художественное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества. Возникают творческие союзы, гильдии, ассоциации. По их инициативе проходят разноплановые фестивали.

Массовое культурологическое просвещение  подразумевает и актуальное сегодня  медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.

Одним из ключевых понятий в культурно-просветительской деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу.

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития культурно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, не регламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательную, индивидуально-консультационную работу.

 

 

2. культурно-просветительская деятельность в

    республике беларусь   

 

2.1. Культурная ситуация  в Республике Беларусь.

Особенность культурной ситуации Беларуси заключается в том, что  большинство традиционных для культурного  пространства характеристик или  основ в сфере актуального культурного смысла еще не существует или уже не существует (что практически то же самое) и должны быть сформированы вместе с границами будущей культурной деятельности. Культурно-просветительская деятельность и образовани как конструктивный процесс «культурной подготовки» личности оказывается одновременно процессом очерчивания границ самой культуры, создания рамок возможной в ней активности. Именно культурная деятельность - теоретическая, научная, практическая, художественная, литературная и любая другая - создает пространство белорусской культуры.

Культурное пространство Беларуси не имеет целостного строения из-за долговременного отсутствия государственной  независимости, языковой и культурной самостоятельности и, как следствие, имеет проблемы с внутренней и  внешней идентификацией. Идея культурной идентичности позволяет рассматривать события, смыслы и ценности культуры, как способы выражения ее внутреннего содержания. В основу этого подхода полагается идея разнообразия языков культуры, культурных практик, реализующих внутреннюю сущность - идентичность культуры.

Для более конкретного изучения культурной ситуации в Беларуси необходимо уточнить, что к сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных  и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.  
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

  • художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);  
    культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
  • клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу – бизнес, казино);
  • массовое создание и распространение культурных благ  – индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

В практике прогнозирования и разработки программ социального развития организации  культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.  
В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства. В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование, направленое на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. Благодаря этому сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка. Оказывается значительная Государственная поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.  
Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

В Беларуси созданы международные  театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы «Евровидение» и т. д., способствующих культурному обмену и обогащению культурной жизн общества. Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение. Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют особую актуальность для Беларуси.

Информация о работе Культурно-просветительская деятельность в СКД