Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа
Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия социально-культурной деятельности, а также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятию соцально-культурная деятельность;
рассмотретьсущность культурно-просветительской деятельности;
описать основные направленя и средства культурно-просветительской деятельности;
проанализировать культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4
1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7 1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7
1.2. Культурно-просветительская деятельност в
современном обществе...........................................................................10
1.3. Основные направления культурно-просветительной
деятельности......................................................................................................13 1.4. Культурно-просветительские технологии ...........................................15
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь..........................................................................17
2.1. Культурная ситуация в Республике Беларусь.....................................17
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь......................................................................................22
2.3. Идеологическое воспитание
в культурно-просветительской деятельности............................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................33
Основываясь на добровольности, инициативе,
самостоятельности самих людей
культурно-просветительная
На современном этапе можно
говорить о переходе общества на новую
ступень развития, а именно - установлению
так называемого
1.3. Основные направления
культурно-просветительной деятельности.
На содержание социально-культурной
деятельности и на направления культурно-
Политическое просвещение
Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.
Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.
Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.
Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.
Ведущую роль в работе многих учреждений
культурно-досуговой
Культура выступает как основа, как совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения. Социальная память, как хранилище традиций, нуждается в постоянном информационном питании. Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.
Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс. Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».
1.4. Культурно-просветительские технологии.
В учебном пособии «Основы
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе». Современная культурноно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей. Технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.
Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы в них освещаются следующие аспекты:
Это своеобразная модель распространенных у западной молодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афоризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься политикой, рано или поздно она займется вами».
Мы все активнее интегрируемся
в международные социально-
Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.
Одним из ключевых понятий в культурно-
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития культурно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, не регламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательную, индивидуально-консультационную работу.
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь
2.1. Культурная ситуация в Республике Беларусь.
Особенность культурной ситуации Беларуси заключается в том, что большинство традиционных для культурного пространства характеристик или основ в сфере актуального культурного смысла еще не существует или уже не существует (что практически то же самое) и должны быть сформированы вместе с границами будущей культурной деятельности. Культурно-просветительская деятельность и образовани как конструктивный процесс «культурной подготовки» личности оказывается одновременно процессом очерчивания границ самой культуры, создания рамок возможной в ней активности. Именно культурная деятельность - теоретическая, научная, практическая, художественная, литературная и любая другая - создает пространство белорусской культуры.
Культурное пространство Беларуси не имеет целостного строения из-за долговременного отсутствия государственной независимости, языковой и культурной самостоятельности и, как следствие, имеет проблемы с внутренней и внешней идентификацией. Идея культурной идентичности позволяет рассматривать события, смыслы и ценности культуры, как способы выражения ее внутреннего содержания. В основу этого подхода полагается идея разнообразия языков культуры, культурных практик, реализующих внутреннюю сущность - идентичность культуры.
Для более конкретного изучения
культурной ситуации в Беларуси необходимо
уточнить, что к сфере культуры
и искусства принято относить
совокупность организаций, учреждений
и предприятий, а также государственных
и общественных органов, творческих
союзов, непосредственно связанных с производством,
сохранением, распространением и организацией
потребления товаров и услуг культурного,
социально-информационного и декоративного
назначения.
Многообразие видов культурной деятельности
(отдельные из них рассматриваются в качестве
подотраслей) можно разделить на группы:
В практике прогнозирования и разработки
программ социального развития организации
культуры делятся на две подотрасли.
К подотрасли культурно-просветительных
учреждений относятся: библиотеки; музеи;
картинные, художественные галереи и галереи
искусств; выставочные залы и др.; клубы,
дворцы (дома, центры) культуры, центры
(дома) народного творчества и другие клубные
учреждения; парки культуры и отдыха, городские
сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты
и др.
В подотрасль искусство включаются: театры;
цирки; филармонии и другие концертные
организации; организации кинематографии;
творческие мастерские; организации народных
промыслов (ремесел); научно-проектные
и производственные реставрационные организации,
а также зрелищные предприятия и учреждения
искусства. В настоящее время основой
государственных гарантий сохранения,
развития и распространения культуры
в Республике Беларусь остается бюджетное
финансирование, направленое на сохранение
историко-культурного наследия и дальнейшее
развитие культуры, создание условий для
всестороннего развития личности, роста
ее творческой инициативы, духовных и
эстетических потребностей. Благодаря
этому сохранена и развивается сеть культурных
организаций. В настоящее время в республике
функционируют 27 театров, 13 концертных
организаций, в том числе 6 филармоний,
2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного
типа, в которых действуют 18495 кружков
и коллективов художественной самодеятельности
по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка.
Оказывается значительная Государственная
поддержка в реализации творческих и культурологических
проектов.
Созданы и функционируют: фонд Президента
Республики Беларусь по поддержке культуры
и искусства, специальный фонд по поддержке
талантливой молодежи. Из средств фонда
Президента Республики Беларусь по поддержке
культуры и искусства финансируется выплата
ежегодно вручаемых специальных премий
Президента Республики Беларусь «За духовное
возрождение».
В Беларуси созданы международные театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы «Евровидение» и т. д., способствующих культурному обмену и обогащению культурной жизн общества. Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение. Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют особую актуальность для Беларуси.
Информация о работе Культурно-просветительская деятельность в СКД