Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры.

Содержание

1.Современная культура арабских стран Ближнего Востока
2. Современная культура Израиля
3. Современная культура Турции.
4. Культура стран Центральной и Средней Азии.
5. Культуры народов Кавказа.

Вложенные файлы: 1 файл

срс додова.docx

— 269.92 Кб (Скачать файл)

Демографические процессы, проходившие  в Средней Азии в 70-80х годах  имеют глубокие исторические корни. Предпосылки для многих тенденций, характерных в последний межпереписной период для народов этого макрорегиона, были заложены еще несколько десятилетий назад. Судьбу пяти среднеазиатских республик предопределил приход к власти советского правительства. После войны и восстановления разрушенного военного хозяйства, начиная с 50-х годов оно проводило политику, направленную на привлечение населения для распашки неосвоенных казахских степей. В 50-е годы Казахстан и Средняя Азия имели положительное сальдо миграций, т.к. сюда устремлялись многочисленные трудовые потоки. Здесь создавались и промышленные предприятия, требующие квалифицированного персонала и сфера обслуживания.Но все же, несмотря на эти тенденции и столь большой естественный прирост, изменение общей численности населения этих республик не так значительно, как можно было бы предположить. Наибольший прирост наблюдается у коренных народов - таджиков, туркменов, узбеков, киргизов, каракалпаки, казахов, а также уйгуров (более 125%). Это можно объяснить большими миграциями славян из макрорегиона как в Россию, так и в другие пограничные страны.

Прирост населения у славянских народов в основном колеблется от 95% до 105%; некоторое уменьшение (украинцы) или увеличение (русские, белорусы) численности этих народов связано как с мощными миграционными потоками на север и северо-запад, так и с тем, что для славянских народов характерны небольшие (1-2 ребенка). У народов с уменьшающейся численностью миграционные потоки перекрывают естественный прирост.

Политическая и экономическая ситуация. Основной задачей института СНГ была фактическая консервация, нежели развитие связей между постсоветскими республиками. Распад СССР очень ярко отразился на жизни всех государств, ранее входящих в его состав. Распад Советского Союза радикально изменил ситуацию в Центрально-Азиатском регионе. На месте бывших советских республик образовалась группа самостоятельных государств: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Центральная Азия была фактически "вытолкнута" из Советского Союза, хотя в 1991 году за сохранение Советского Союза на референдуме проголосовали 93,7% населения в Узбекистане, 94,1% в Казахстане, 94,6% в Киргизстане, 96,2% в Таджикистане и 79,9% в Туркменистане.

Пять новых государств в Центральной Азии - Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, - отличает несколько характеристик, позволяющих выделить их в качестве отдельного региона. Они объединены уровнем и характером социально-экономического развития, ролью в мировой экономике. Население этих государств сравнительно небольшое (Приложение ), основную массу составляют тюркские народы . Одной из важнейших особенностей стран региона является система субэтнических родственных, клановых, клиентно-патронтажных отношений, пронизывающих общество и влияющих на социально-политический процесс.

На первом этапе развития и становления  государств Средней Азии произошла определенная исламизация политики. Произошли и существенные изменения в политике государства по отношению к религии, а точнее, к Исламу.Преобладающим сектором экономики в этих странах является сельское хозяйство. В мировой экономике они занимают нишу поставщиков сырья – в первую очередь, нефти, природного газа, цветных металлов.

Беловежские соглашения декабря 1991 года поставили точку не только в существовании  СССР, но и способствовали завершению исторического этапа, на протяжении которого Центральная Азия была частью единого государства - входила сначала  в состав Российской империи, а затем  Советского Союза.

За почти семидесятилетнюю историю  существования СССР в его рамках сложилась целостная цивилизационная  система, внутренние связи которой, несмотря на крушение официальных идеологических установок и возникновение новых  границ, продолжают оказывать существенное влияние на различные стороны  жизни новых независимых государств. Для советской Средней Азии распад СССР в первую очередь означал  исчезновение единого управляющего центра, осуществлявшего полный системный  контроль над всеми элементами жизнедеятельности  сообществ среднеазиатских республик, включая оперативное управление экономикой, формирование внешней политики, системы безопасности, основных идеологических принципов функционирования государства и общества. Являясь частью единой централизованной системы СССР, республики Средней Азии были почти полностью несамостоятельны при принятии важнейших решений. Поэтому одним из последствий отделения стал глубокий экономический и социальный кризис, охвативший все страны Центральной Азии. Распад СССР поставил их в ситуацию поиска новой модели развития, своего места в новой, еще только складывающейся, системе международных отношений.

Быт и этикет. Казахи – гостеприимный народ. Если вы придете в гости к казаху неожиданно, он будет так же рад, как если бы вы пришли по приглашению. Уважение к гостям, к старшим, миролюбие и терпимость, которые закладываются с детства, являются основной национальной чертой казахов, поэтому в Казахстане никогда не было межнациональных и религиозных конфликтов ...По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом) и конечно же, в юрте.

Обычаи и традиции. Казахи гостеприимный народ и очень любят принимать гостей. Уважение к старшим, миролюбие и терпимость, которые закладываются в детстве, является основной национальной чертой казахов. Для того, чтобы лучше узнать и познакомится с обычаями и традициями казахского народа приглашаем Вас приехать сюда и увидеть все своими глазами.

Вывод: Средняя Азия и Казахстан - один из наиболее интересных и специфичных макрорегионов бывшего СССР. Его коренные народы имеют много общего в культуре, быте и традициях, что можно объяснить общностью исторических судеб. Так, например, для этих народов характерна многодетность семей, что значительно сказывается на демографической ситуации в регионе. Здесь проживают казахи, киргизы, таджики, туркмены, узбеки, татары, уйгуры, каракалпаки, а также русские, украинцы, белорусы, немцы, армяне и т.д. Эти страны играют важную роль в экономике всего мира Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан – древние страны с богатым культурным наследием, языком и историей. Об этом свидетельствуют находки – последствие археологических раскопок, а также история этих стран, доведенная до нас. Все эти страны обладают своим языком, Культурой, политикой, экономикой, а также моральными, духовными и материальными традициями и обычаями, которые дошли до нас с древнейших времен.Особенно развитой страной из этого списка является Казахстан, где развиты почти все области промышленности..

Использованная литература:

  1. Артемьев Г.М. Удивительная Азия// http://www.asia-story.ru/
  2. В. И. Бузов, Новейшая история Азии(1945-2004).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАВКАЗА

Этноязыковое многообразие Кавказского региона. История духовной культуры Дагестана отмечена перманентным преодолением языковых барьеров, сопоставимой с освоением дагестанцами достижений восточной и европейской цивилизаций экспрессией культурного и интеллектуального потенциала Дагестана в восточную, а с XIX века в российскую и европейскую культуры.

Джамалутдин Казикумухский, Мамма-Дибир аль-Рочи, Абдурахман-Хаджи аль-Сугури, Мухаммад-Тахир аль-Карахи и другие дагестанские шейхи и ученые-алимы оставили свои сочинения на арабском языке. Гасан Алкадари писал на тюркском, арабском и персидском языках. Али-Хаджи Акушинский и кумыкский просветитель Абусуфьян Акаев знали аварский и русский языки. Хасан-Хильми Кахибский создал блестящие прозаические и поэтические сочинения по суфизму на арабском и аварском языках. Сайфулла Кади из лакского с. Ницовкра говорил по-арчински, знал аварский, даргинский, кумыкский, татарский, азербайджанский, турецкий, персидский, русский и еще несколько языков. Ильяс Цудахарский писал на арабском, даргинском и кумыкском языках. Гаджимурад Амиров, выпускник Ставропольской гимназии, первые свои сочинения писал на русском языке, а после эмиграции в Турцию (1873 г.) написал многотомную всемирную историю на турецком языке. Он же перевел на турецкий язык «Горе от ума» А. Грибоедова.

Исследование Г. Баммата «Лики ислама» написано на французском языке, а автобиографическая повесть Халил-бека Мусаясул «Страна последних рыцарей» – на немецком. В этом ряду явлений особое место занимает дагестанская русскоязычная литературная традиция, у истоков формирования которой стояли М. Алиханов, С. Габиев, Э.Капиев, М. Хуршилов и др.

Воспроизводство в поколениях этнокультурного  своеобразия, обеспечиваемое благодаря  функционированию языка этноса, взаимосвязано  с трансмиссией глобальных потоков  культурной информации. Сегодня функционирующий  на языках народов Дагестана фонд культуры не может в полной мере удовлетворять возрастающие культурные запросы дагестанцев. Наблюдения за современными тенденциями этнокультурных ориентаций населения Дагестана, особенно молодого поколения горожан-дагестанцев, показывают, что наличие определенного (часто не в полной мере востребованного) фонда национальной культуры, деятелей, которые олицетворяют этот фонд, является скорее предметом национальной гордости, чем объективным основанием этнокультурной идентификации.

Культура Северного Кавказа  в древности. На Кавказе первый человек появился раньше всех на планете, ок. 500 тыс. лет назад. Стоянки современного человека обнаружены в позднем палеолите. Первая эпоха - ашельская эпоха (по названию пещеры) с примитивными орудиями труда. Вторая эпоха - мустьерская: хотя поселение по-прежнему в пещерах, но совершенствуются орудия труда, появляются первые зубила, мотыги, каменные серпы, что говорит о постепенном переходе к земледелию.

Самым первым богатым захоронением был уже в эпоху бронзы Нальчикский  курган, где мужчин хоронили на правом боку, а женщин - на левом и посыпали тело красной краской (охрой - знак огня, жизни).

Еще более богатым захоронением был Майкопский курган (украшения  из золота и серебра в форме  животных: животные - остатки тотемизма). Вероятно, эти украшения были заимствованы из стран Юго-восточной Азии. Курган - 11 м высотой, женщины и мужчины  захоронены как в Нальчикском  кургане. Обнаружены каменные орудия труда  с бронзовыми и медными наконечниками.

Кобанская культура характеризуется уже более высоким уровнем: наличие оседлости, строительство зданий и домов, поселений, большее количество орудий труда и украшений и наличие ритуальных предметов, что оговорит о появлении язычества, религии, о поклонении многочисленным богам).

Язычество существовало в разных формах: магия, колдовство - приписывание сверхъестественных сил каким-то действиям; тотемизм - обожествление  животных; фетишизм - приписывание сверхъестественных сил каким-то фигуркам, предметам (дерево, ткань, железо…). Эти формы принадлежали всем народам, в т.ч. народам СК, только назывались по-разному.

Первым народом, который известен на СК (арабские и византийские источники) - киммерийцы, куда входили анты, миоты, зихи… Они осуществляли торговые связи с Индией, Китаем, Египтом и т.д.

Этнография и культура народов Северного Кавказа в конце I тыс. до н. э.  Расселение сарматов в степях Северного Кавказа. Последние века до нашей эры в истории северокавказских народов ознаменовались продвижением в пред Кавказе кие степи вплоть до предгорий Кавказа ирано-язычных кочевников-сарматов, ранее известных под именем "савроматы".

Родиной сарматов, местом формирования их культуры являлись степи Северного  Прикаспия. Будучи во многом близкими, культуры отдельных племенных групп  этого обширного региона обладали и своеобразными чертами.

Ранние аланы на Северном Кавказе. В прямой связи с событиями  рубежа нашей эры находится и  появление на исторической арене  Северного Кавказа алан.

Упоминаниями о "неукротимых", "храбрых", "вечно воинствующих" аланах пестрят источники той  поры. Аланы совершали походы через  Кавказ, пользуясь как Дарьяльским (получившим теперь название "Аланские ворота"), так и Дербентским  проходами, разоряя Армению, Парфию, Атропатену, постоянно тревожа Иберию и доходя до Каппадокии в Малой Азии. Особенно пагубными были походы 72-74 и 135-136 гг. н. э.

На Северном Кавказе аланы очень  скоро стали переходить к оседлости. Они унаследовали от своих предшественников - сираков - богатый опыт отношений с аборигенами. Возникли первые аланские поселения и городища - Алхан-Кала, Серноводское, Горячеисточненское, Али-Юртовское. Виноградное, Моздокское и др. От Прикубанья до Дербента широко распространяются захоронения в катакомбах, превращаясь, возможно не без влияния погребальных традиций Северо-Западного Кавказа, в типично аланское погребальное сооружение - Алхан-Кала, Нижний Джулат, Подкумок, Клин-Яр и др.

Группа ираноязычных кочевников обосновывается в прибрежных районах (очевидно, с I в. н.э.) Дагестана и Азербайджана. В источниках они именуются массагетами-маскутами.

В одежде, вооружении, украшениях, предметах  туалета в материальной культуре алан первых веков пашей эры продолжают доминировать сарматские традиции.

Гунны на Северном Кавказе. Около Ш в. до н.э. в Северном Китае и Монголии образовался крупный союз кочевых скотоводческих племен гуннов (или хуннов). В конце I - середине II в. часть их появилась в Средней Азии и Приуралье. Приблизительно в это время отдельные группы гуннов стали проникать в Восточную Европу и на Северный Кавказ. Согласно данным Птолемея, "между бастернами и роксаланами живут хуны" в Причерноморье

Информация о работе Культуры стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа