Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:12, курс лекций

Краткое описание

Между древневосточным и античным городом существовали большие различия:
На востоке сложились такие условия при которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства. В Греции не было крупных монархий с деспотической властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.

Содержание

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА
КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР

Вложенные файлы: 1 файл

Kultura.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Народы, не знавшие прорыва – те, которые  не были затронуты осевым временем или остались внутренне чужды  ему.

Последующие народы, в частности, исторические, основой формирования которых был  мир, созданы в результате прорыва: славянские племена, германские.

 

Марксистский  подход (формационный)

Объясняет исторический процесс, как восхождение  от одной формации к другой.

Общественно экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий  как этап прогрессивного развития человечества.

 

Цивилизационная школа или теория локальных цивилизаций. Николай Данилевский. «Россия и Европа» 1869г

 

Насчитывает 10 самобытных культур. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости. Основные принципы цивилизации одного культурно исторического типа не передаются народам других культурно исторических типов.

Ход развития культурно исторических типов  напоминают жизнь многолетнего растения.

По  мнению Данилевского большинство цивилизаций  являются созидательными не во всех, а  только в одной или нескольких областях деятельности.

 

Шпенглер  «Закат Европы» 1916.

Культурой Шпенглер называл организм. Каждая культура вырастает на основе своего собственного прафеномена, то есть способа  переживания жизни. Насчитывает 8 культурных типов.

Каждая  культура уникальна и неповторима  и имеет свою судьбу. В своем  развитии проходит несколько этапов: рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть.

Пределом  общего цикла эволюции в культуре выделяется 2 главных этапа:

  1. Этап восхождения культуры
  2. Нисхождение культуры

 

Тойнби  «Постижение истории» 12 томов. 19

Единственное  что может скрепить разноликие культуры это религия.

Культура  живет до тех пор, пока она в  состоянии дать ответ на вызов  исторической ситуации.

 

Концепция игровой культуры. Хёйзинга. «Человек играющий»

Игра  – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игровое начало – основание всей культуры. Культуро формирующее свойство игры связано с тем, что для  изменения окружающей среды человек  должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном разуме, то есть «проиграть» деятельностный процесс.

Финк  в работе «Основные феномены человеческого  бытия». Он считает игру важнейшим  способом реализации человеческой деятельности. Фантазия присуща только человеку. Игра возвышает человека над природным царством.

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

  1. Культура и  цивилизация
  2. Морфология культуры. Функции культуры
  3. Субъект культуры
  4. Культурогенез
  5. Язык и символы культуры
  6. Культурные ценности и нормы

 

12  неделя защищать реферат

  • Искусство императорского Рима, средневековый университет,
  • Светская архитектура 17-18 веков в Европе
  • Лорен

 

 

Термин  культура латинского происхождения  и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирования, то есть изменение природного объекта под воздействием человека. В отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем словом культура стали называть все созданное человеком. Культура предстает как сотворенная человеком вторая природа.

 

Культура  – исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

 

Несколько подходов к пониманию культуры:

 

  • Антропологический – культура это способ существования  человечества

 

  • Деятельностный  – культура это специфический  способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения развития общества

 

  • Социологический – рассматривает культуру как  фактор образования и организации  жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей данного общества

 

  • Философский –  стремится выявить определенные закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. Сущность культуры в сознательной человеческой деятельности.

 

Культура  не наследуется биологически, а приобретается  в результате воспитания и образования.

 

Термин  цивилизация появился еще в Античную эпоху как определение качественного  отличия античного общества от варварского  окружения. Позднее в эпоху Просвещения и в 19 веке термин «Цивилизация» так же использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития (дикость – варварство – цивилизация). Подчеркивались гражданские качества и характеристики человека.

Цивилизация означало общество, основанное на началах  разума, справедливости, религиозной  терпимости.

В 20 веке в трудах Шпенглера, Тойнби сформировалось значение этого термина, как локальной, моно или полиэтнической общности.

 

В последние годы получают распространение  следующие определения цивилизации:

Цивилизация – локальная, межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, в результате чего складывается высокий уровень сходства в правовых и политических системах, формах хозяйственного уклада, философии, науки, системе образования, стилистике литературного и художественного творчества и т.д. при сохранении большего или меньшего разнообразия в чертах культур народов, составляющих ту или иную цивилизацию.

 

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

 

В научной литературе существуют три  позиции по вопросу соотношения  этих понятий:

 

  1. Отождествление - Первоначально эти понятия использовались как синонимы. Философы эпохи Просвещения отмечали, что только высокая культура рождает цивилизацию. А цивилизация является показателем культурной развитости.

 

  1. Противопоставление  – с конца 18 века возникает традиция противопоставления культуры и цивилизации. Культура понимается как совокупность духовных ценностей, цивилизация становится синонимом материальной культуры. Культура является внутренним достоянием человека, раскрывает меру его развития. Цивилизация  понимается как преобразованный  человеком мир. Культурологические теории Шпенглера, Бердяева противопоставляют эти понятия. По мнению Шпенглера цивилизация это заключительная стадия развития культуры, ее упадок. По мнению Бердяева в культуре развиваются начала духовности, индивидуальности, аристократизма, цивилизация связана с развитием материального, коллективного, демократического начала.

 

  1. Взаимообусловленность (взаимосвязь) – культура и цивилизация рассматриваются как взаимосвязанные, но не тождественные.

 

2 ВОПРОС

 

Морфология  культуры – раздел культурологии, изучающий типичные формы культуры.

 

Культурная  форма – совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта и явления.

Культурная форма является исходным элементом культуры и касается не только материальных продуктов человеческого  деятельности – вещей, сооружений, но и продуктов духовного производства (идеи, оценочные суждения, художественные произведения).

 

Всякая  культурная форма может быть реализована  во множестве культурных артефактов.

 

Артефакт (от лат.) – искусственно созданный.

Артефактом может быть конкретный материальный продукт, социальная структура, оценочное суждение. Культурный артефакт это воплощение какой либо культурной формы в конкретном материальном продукте, информационном сообщении  и т.д.

 

Материальная культура подразумевает технику, технологию, средства связи, производственные здания, дороги, транспорт, жилище человека, предметы быта, одежду и т.д.

 

Духовная культура включает в себя науку, искусство, литературу, музыку, религию, мифологию, философию мораль.

Между материальной и духовной культурой  имеется единство. Они являются результатом  человеческой деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной – любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой то проект, воплощают в себе определенные знания.

Духовная  культура, в свою очередь, должна получить то или иное материальное воплощение.

Но  между ними имеется различие. В художественном произведении главным является не материальная оболочка, а духовное содержание. Произведения духовной культуры не несут утилитарного (полезного) назначения, они направлены на формирование в человеке высоких этических и эстетических идеалах.

 

Функции культуры – совокупность ролей, которые  выполняет культура по отношению  к сообществу людей

 

Функции:

 

  1. Социализации – процесс формирования и воспитания человека, усвоения человеком определенных норм, знаний, ценностей. Этот процесс охватывает всю человеческую жизнь.
  2. Познавательная – культура накапливает разнообразные знания, сведения о мире и передает их от поколения к поколению.
  3. Регулятивная – культура устанавливает, организует, регулирует отношения между людьми. Осуществляется эта функция через системы норм, правил, законов.
  4. Коммуникативная – для общения человек создал различные средства культурной коммуникации: информация может передаваться вербальными и невербальными способами.
  5. Ценностная – она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации.
  6. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Основой единства являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе.
  7. Творческая – находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании уже существующей культуры.
  8. Компенсаторная – связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой.

 

3 ВОПРОС

 

Субъектом культуры может выступать как  индивид, отдельный человек, так и социальная группа

 

4 ВОПРОС

 

Культурогенез – процесс постоянного порождения культурных форм и систем.

 

Культура  появляется там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая  особь, а как разумное, мыслящее существо. Культура возникла вместе с обществом. Появление на земле человека разумного, обладающего сознанием, членораздельной  речью, способностью к труду –  антропогенез, а так же формирование социальных форм организации жизни  человека, устойчивых общественных отношений  – социогенез, одновременно были и процессом порождения культуры – культурогенезом.

 

Теории происхождения культуры:

 

  1. Креационистская – человек был создан Богом, а все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены человеком свыше.
  2. Космологическая – Вернадский, Гумилев (сын). Они находили причины развития культуры в действии особых космических сил, благодаря которым на земле складываются благоприятные условия для развития человека. Гумилев считал, что космическая энергия, сконцентрированная в какой-то части земли рождает высокую социальную активность пассионарность этноса.
  3. Натуралистическая – происхождение культуры является следствием саморазвития человеческого рода, результатом его революции. Дарвин, Спенсер.
  4. Игровая – Хёйзинг. Культура возникла из игры.
  5. Психоаналитическая – Фрейд. По его мнению культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов при помощи норм и запретов.
  6. Орудийно-трудовая – Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В этой работе утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда.
  7. Символическая – Кассирер и Юнг. Предавать какой-то смысл предметам, явлениям может только человек. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие ее значения, смысла. Появление этой способности и есть рождение культуры.

 

5 ВОПРОС

 

Значение  языка:

  1. В языке выражаются или отражаются не только окружающий человека мир, но и менталитет народа, его традиции, обычаи, мораль, эстетика.
  2. Язык – кладовая культуры, так как все знания, умения, духовные ценности какого-то народа хранятся в его языковой системе.
  3. Язык – носитель культуры, так как с помощью языка культура передается из поколения в поколение.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"