Лекции по "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 06:42, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Культурология как наука
Предмет культурологии
Задачи культурологии как науки
Структура культурологического знания

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_lektsy_po_kulturologii.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Культурная привычка и традиция, взятые в определенном социальном контексте, создают условия  взаимодействия, которые вносят в культуру принцип ограниченных возможностей, существенно важных для определения универсальной культурной модели.  Этот принцип создает вариативность, свойственную конкретной культуре. Когда вариативность действий отсутствует и сводится к единственно возможной реакции, тогда  культурные сходства наблюдаются не только в структуре  модели, но и в ее содержании, а  несоответствия будут минимальными.  Так,  все известные общества имеют основную семейную форму: отец, мать, дети. Эта форма может быть изолированной, может включать других родственников, но основа  остается неизменной, другой формы, адекватной семье, человечество не выработало.

Модель культуры Мердока  является своеобразным, построенном  на огромном фактическом материале "универсальным"cпособом  изучения сходства и различия культур, исходя из  культурно-детерминированного поведения человека. Итоговая универсальная схема (1967) содержала 47 всеобщих культурных черт.

Проблема единства человеческой культуры побуждала исследователей продолжать поиски совершенной модели, не только объясняющей сходства или различия, но и дающей представление о взаимодействии и взаимовлиянии культурных элементов.  Одной из разработок такого рода стала концепция универсальной социокультурной системы Д.Аберле, А.Коена, А.Дэвиса и др. 

Эта схема включала  девять позиций, каждая из которых была не просто отдельным культурным элементом  но  вектором системы. В нее входили:  адаптация общества к природе  и воспроизводство населения; разделение социальных ролей и их распределение; коммуникация; общепринятые познавательные ориентации;  общепринятый ряд  целей; нормативное регулирование, регулирование эмоциональной сферы; социализация; контроль за девиантными формами поведения. Эти состовляющие рассматривались авторами концепции как фунциональные условия необходимые для выживания системы.

Универсальная структура  социо-культурных систем (универсальная  модель),  сформулированная М.Харрисом в рамках исследовательской стратегии, названной им культурным материализмом, также базируются на биологической и психологической константах человеческой природы.  Модель Харриса представляет собой сложносоставную, разветвленную, включающую в себя  инфраструктуру, структуру, суперструктуру систему, в которой автор  пытался охватить и сферу материального производства,  и  сферу воспроизвоства населения, взаимодействие с окружающей средой, поведенческие компоненты и т.д.  Схема Харриса наиболее полно отражает  культурное содержание современного сложного общества.

 Таким образом,   универсальная модель существует во всех  культурах: простых  и сложных, древних  и  современных и  специфика ее обусловлена биологической и психологической  природой  самого  человека, который выступает в качестве общего знаменателя разнообразных культур.

 

Несмотря на множество существующих культур можно выявить и культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от их  географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. Было выделено 70 таких универсалий – общих для всех культурных элементов, например, у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью, с разделением труда, танцы и т.п.

 Культура выступает  как сложное динамическое образование,  имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, сохранение, распространение, усвоение идей, ценностных представлений, способов и предметов человеческой деятельности, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Основные элементы культуры как социальной системы:

Знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления  о взаимосвязях, отношениях элементов  реального мира  и сферы сверхъестественного, внешние манеры поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы.

Современная цивилизация  кореннымобразом изменила динамику этнокультурных процессов, создав условия  и механизмы распространения  достижений профессиональной культуры во все слои общества и этнические группы.

В современном мире практически  не осталось чистых этнических культур.

  • Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
  • Норма – это устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано, то есть, облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса.

Раветвленная система  културных норм – необходимое  условие выживания во время природных  и социальных катастроф. По социальной функции – это средство защиты от страха: действие по шаблону защищает от аффекта.

Ценности придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. По мнению П. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные системы на три типа: идеациональный, чувственный и идеалистический.

Если преобладает идеациональная культура, то высшей ценностью в  ней становится Бог и вера, а  к чувственному миру, к его богатству  и радостям формируется безразличное отношение. ( Средневековая культура, буддистская культура).

 В чувственной культуре  преобладают ценность чувств: смысл  имеет только то, что мы видим,  слышим, осязаем. Формирование ее  начинается в 16 веке и достигает  апогея в 20 веке. Ценности религии, морали и другие ценности идеациональной культуры сдвигаются на периферию общественного сознания.

Идеалистическая культура – промежуточная между идеациональной и чувственной. Ее ценности – это  ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчуственна, а отчасти чувственна. (13-14 вв, греческая культура 5-4 вв до н.э.)

Многочисленны принципы классификации ценностей: по структуре, по содержанию. Ф. Клакхон классифицирует их в следующие группы: доминантные, которых придерживается большинство, если им следуют, то это одобряется. Вариантные, не очень одобряются, но воспринимаются терпимо. Девиантные ценности запрещаются и караются.

 

Лекция 8. Особенности  культуры ХХ века

  1. Основные тенденции развития культуры ХХ века
  2. Постмодерн как мировоззрение ХХ века
  3. Информационное общество как новая фаза культурного развития
  4. Массовая и элитарная культура как два пласта культуры ХХ века

       ХХ век позволяет говорить  о возможности становления единой  общечеловеческой культуры, которая  складывается в единстве национальных культур. Культура ХХ века является итогом многовековой истории человечества, в результате которой многие ценности прошлых веков ушли в прошлое. Тем не менее, мы можем выстроить ту иерархию ценностей, которую воспринял ХХ век, проведя соответствующий отбор временем.

      Так, гуманистический идеал, который  в предшествующие эпохи носил  элитарный характер, в ХХ веке  обретает характер универсальной  человеческой ценности. Гуманизм  в ХХ веке – это признание  абсолютной ценности человеческой жизни, права человека на свободу и благосостояние. Современное общество оценивает себя по единой шкале, в основе которой лежат гуманистические принципы. Право, экономика, искусство обретают в обществе ХХ века легитимность лишь в том случае, если они утверждают ценность человеческой жизни.

         Изменения в культуре, которые  характерны для ХХ века, тесно  связаны с развитием науки.  Наука и техника изменили облик  планеты, вывели человека из  производственной сферы, уничтожили  различия между городом и деревней, навязав последней урбанистические ценности.

        Мировая научная целостность,  положила начало экономическому  объединению мира, сформировав принципиально  новую роль средств массовой  информации и коммуникации.

          Но в то же самое время развитие науки и промышленности поставило человека перед проблемой исчерпания природных ресурсов, ибо воздействие цивилизации на природу сопоставимо с самыми грозными природными катаклизмами. Все это не может не вызвать обратную реакцию на развитие научно-технического прогресса, порождая антисциентистские воззрения, суть которых состоит в том, что наука переоценила свои возможности, создав экологический, экономический, национальный кризис.

      С другой стороны, успехи науки  не могут не вызывать оптимистических настроений, которые выливаются в  уникальное явление культуры ХХ века – космизм. Работы В. Вернадского, А. Чижевского, Т. де Шардена  пронизаны верой в человека, в ответственность за космическую эволюцию. Человеческий разум и наука должны стать, по мнению космистов, мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоническое будущее людей.

 

     Несмотря на достижения разума, уже 19 век усомнился в его всесилии, 20 век критику развил, породив новый тип мировоззрения – постмодерн.

        Постмодерн – это особый тип  мировоззрения, ориентированный  на формирование такого жизненного  пространства, в котором главными  ценностями становятся свобода  во всем, спонтанность деятельности  человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических, на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи и кончая правилами поведения человека.

           Мы уже говорили, что 19 век подверг сомнению всесилие разума, продолжая эту критику, постмодернистское сознание отказывает разуму в праве господствовать во всех сферах жизнедеятельности человека, что проявилось в технократическом господстве человека над природой и социально- политическом господстве людей над людьми. Оставить всякие притязания на любое всеведение – философское, религиозное, научное – такова одна из главных установок постмодернизма.

         В центре критики постмодерна  все истины, которые были открыты разумом. Постмодернистское сознание отказывается от категориального аппарата рационального знания, заменяя их такими понятиями,  как игра, случай, анархия, ирония, деконструкция. Что позволяет интерпретировать различные явления совершенно произвольно, повышая интерес к иррациональному и субъективному. Постмодернизм отказывает любой картине мироздания на абсолютную истинность, признавая все возможные представления о мире одновременно.

         Понятие постмодерн близко понятию  демократия. Демократизация общества есть его постмодернизация: разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, стирающий грани между сакральным и профанным, дозволенным и недозволенным, нарастают процессы усреднения людей и возвышения массовой культуры. В культуре постмодерна нет грани между гениями и толпой, для нее нет авторитетов, традиций, она иронично воспринимает историю и авторитеты.

         Постмодерн отверг претензии  ученых Нового времени просвещать  и обучать всех остальных, не  имеющих навыков рационального  теоретического познания. Разум  им представляется агрессивным,  навязывающим людям всеобщие  понятия и законы, объявляемые  разумом истинными.

     Постмодерн  призывает восстановить в правах  обыденное мышление, оперирующее  фактами повседневного опыта.  Тема повседневности становится  центральной в феноменологической  социологии.

         Критикуя культурно - рационалистический  проект Возрождения и Просвещения, постмодернисткая мысль ищет пути и способы возврата к магически – мистериальным истокам, против которых боролась культура законодательного разума. Какова же роль разума в культуре? Его главная функция интерпретировать, толковать мир, как толкуют любой текст.

     Эти  разнообразные толкования по  поводу мира и человека мирно  сосуществуют, и ни одно толкование  не может претендовать на истинность  и императивность.

        Разорвав связь времен своим  иронично-негативным отношением  к прошлому, постмодернистская мысль объявила новизну главной ценностью культуры. Новизна – это способ жить в забвении традиций и получая наслаждение от этого забвения. Только освобождение от власти, норм, правил традиционной культуры дает возможность достигнуть новизны. Метафизика новизны постмодернистского толка не совместима с такими основополагающими для человеческого бытия понятиями, как Бог, совесть, душа.

          Поколебав доверие к законодательному  разуму, постмодерн убрал все  преграды для проникновения в интеллектуальную сферу мистики, иррационализма. Это позволило расцвести интеллектуальному плюрализму, когда все дозволено и оправдано.

     Постмодернистские  веяния проникли и в науку.  Она расширила арсенал средств  понимания мира, признала силу  и мудрость за архаическими представлениями о природе.

         Мы может констатировать, что  в конце 20 века общественное  сознание характеризуется сложностью  и много плановостью. В нем  на равных уживается наука,  мифология, воззрения Востока.  Этот интеллектуальный плюрализм влечет несколько тенденций развития  культуры. С одной стороны, эта ситуация активизирует свободу индивидуального начала в человеке, расширяет горизонт его творческих поисков. С другой стороны, это многообразие интерпретаций мира может привести ко всеобщему непониманию, что вовлечет культуру в хаос и разрушит ее или осуществится синтез, того, что предшествующим эпохам казалось несовместимым, и этот синтез будет означать смену культурной парадигмы.

Информация о работе Лекции по "Культурология"