Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:10, реферат
Вопрос о соотношении традиционной, элитарной и массовой культур стал на рубеже XX-XXI веков одним из наиболее актуальных. Он оказался напрямую связанным с целой совокупностью проблем - таких, как проблема сохранения идентичности в условиях культурной экспансии со стороны технически развитых стран, проблема специфики социокультурного развития в контексте информационно-технологического взрыва и влияния новых способов функционирования информации на человека и культуру, а также с рядом вопросов, касающихся развития самой народной культуры - в частности, возможности ее существования в новом информационном поле и в новых режимах
Для
обозначения и обоснования
Субкультуры
как единицы структуризации
В концепции М.С. Кагана в качестве единиц структуризации, самостоятельных подсистем культуры выступают субкультуры, различающиеся по своему социальному носителю. Прослеживая логику развития от традиционной культуры к культуре креативной134, Каган исследует закономерности формирования и развития принципа «абсолютной свободы творчества», который, зародившись в границах культуры Возрождения, стал основным в буржуазной культуре. Доказывая, что гуманизм, который проходит через всю историю человечества, в границах ренессансной культуры меняет свои формы и впервые в истории мировой культуры становится персоналистским, так как открывает «в человеке качества личности» и утверждает их высшую нравственно-эстетическую ценность, Каган выявляет причины смены одного типа культуры другим и, соответственно, одной совокупности субкультур другой.
Философ прослеживает этот процесс поэтапно, исследуя обстоятельства развития индивидуации от феодального общества, требующего от человека качеств, общих для него с другими и объединяющих образовавшиеся группы по «конфессиональной принадлежности, по полу и возрасту, по профессии, по строго закрепленному месту в социальной иерархии»135, и до общества буржуазного, ценящего в человеке то, что отличает его от других и в чем проявляется неповторимость его духовного мира. Переходность же Возрождения в этом процессе состоит в том, что здесь сформировавшаяся личность еще не противостоит общности (человечеству, нации, сословию) но представляет их – «как идеальный придворный у Б. Кастильоне, идеальный кондотьер у Верроккьо, идеально женственная Джоконда, идеальные влюбленные у Петрарки и у Шекспира, идеально-типичные представители всех слоев общества у Д. Боккаччо»136.
Логика данного процесса, как утверждает автор, состоит в том, что такие достаточно автономные, но тем не менее, взаимосвязанные процессы, как рост материального производства, развитие в индивиде качеств личности и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, а также рост городской культуры, привели к формированию новой цивилизации, принципиальным образом изменявшей не только содержание, но и структуру культуры, сложившейся в феодальном обществе. В феодальной культуре, согласно Кагану, отчетливо выделялись народная, религиозная и дворцово-замковая субкультуры. В культуре же буржуазной «фольклор сохранялся «на правах музейного реликта», так как крестьянская деятельность утрачивала актуальность во всех своих проявлениях – начиная от «способов обработки земли, ухода за скотом и народной медицины» и заканчивая ее духовными корнями в виде песен, плясок и художественных промыслов. Аналогичным образом потеряла актуальность и религиозная субкультура с ее жестким традиционализмом, мифологизмом и мистицизмом, сменившимися натуралистическим эмпиризмом, рационализмом, практицизмом и утилитаризмом. Та же участь постигла практически исчезнувшую вместе со своим социальным носителем дворцово-замковую, аристократическую культуру, сохранившуюся виде рудиментарных остатков монархического строя – смены караула у Букингемского дворца, политических и дипломатических церемоний, носящих ритуальный характер.
Культура модернизма как та фаза развития, в которую вступает буржуазное общество на рубеже XIX-XX столетий, фактически закрепляет и утверждает те принципиальные изменения содержательной структуры культуры феодального общества, которые формировались начиная с XVII-XVIII столетий и которое отразились на соотношении:
• природы и культуры, ставшей к ней в оппозицию;
• культуры и общества, ставшего антагонистическим, что проявилось в социальных революциях, уничтожавших интеллигенцию как культуротоворческой силы;
•
культуры и человека, вытесняемого
на периферию культурного
• материальной и духовной культуры при безусловном главенстве первой, что закрепил и обосновал позитивизм и что нашло отражение в таких явлениях, как «техницизм», «конструктивизм», «функционализм», «вещизм», «бездуховность»;
• ценности и знания, где примат первого сменился доминированием второго;
• пространства и времени, где пространственная ориентация феодальной культуры и неспособность ценить время уступили место темпоральной ориентации динамичной буржуазной культуры;
• традиции и новаторства, где креативизм сменил традиционализм, что привело к конфликтам поколений;
• общего и особенного, превратившегося в ценностную доминанту и обусловившего уравнивание всех смыслов культуры.
Подобная напряженность, внутренняя конфликтность культуры, находящейся в оппозиции с природой, обществом и человеком, и обусловила появление «антагонистических субкультур» - массовой и элитарной, свидетельствующее «о тотальном расщеплении способов человеческого существования и типов ментальности»137. Эти субкультуры, собственно, и составляют основу того противоречивого единства, в котором пребывала культура модерна. Резюмируя опыт системной характеристики «Модернизма как исторического типа культуры Западного мира», представленного в наглядной схеме138, автор наряду с этими основными типами культуры, народную культуру («пережитки фольклора») не рассматривает вовсе как образование, не актуальное в данной исторической ситуации ни по функциональным проявлениям, ни по творческому потенциалу, и существенного влияния на культурную ситуацию не оказывающее.
Естественно,
автор прекрасно осознает условность
подобного схематизма, позволяющего
оценивать указанные тенденции как господствующие,
а отнюдь не единственные, что не исключает
существования в эмпирическом культурном
пространстве сохраняющихся пережитков
народной культуры. Однако автор выдерживает
логику рассмотрения содержательной структуры
социокультурных систем, которое опирается
на социальный аспект функционирования
общества и следует субкультурному принципу.
Следуя этому принципу, философ указывает,
что дезактуализация крестьянской культуры
и ее основного носителя и обусловила
сохранение фольклора исключительно как
музейного реликта безвозвратно уходящей
в прошлое культуры, вырождающейся в «сувенирную
промышленность, обслуживающую туристов»139.
Итак, в концепции М.С. Кагана массовая,
народная и элитарная культуры предстают
как субкультуры, различаясь по своему
социальному носителю.
Формы
духовного производства
как основа типологизации
Иной принцип становится основным в классификации А.И. Кравченко, который различает эти образования как формы. Необходимо отметить, что автор ставит перед собой более масштабную задачу, чем анализ обозначенных культурных форм, и стремится рассмотреть их в контексте составленной им культурной типологии. Исследователь выделяет такие разновидности (сферы) культуры, как отрасли, типы, формы и виды культуры. Под отраслями культуры исследователь понимает «такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого», это – экономическая, политическая, профессиональная, педагогическая культура. Типами культуры автор именует «такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого»140. Выделяя основные типы культуры – культуру охотников и собирателей, культуру огородников и фермеров; культуру скотоводов; культуру земледельцев; промышленную (индустриальную) культуру; постиндустриальную культуру; информационную культуру, автор рассматривает их с точки зрения хозяйственного уклада и различает их по способу добывания средств существования. Вместе с историческими и хозяйственными к культурным типам автор относит также регионально-этнические образования (национальную или этническую культуру).
Видами культуры автор называет «такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры»141 и относит к ним доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; сельскую и городскую культуры; обыденную и специализированную культуры. Наконец, формами культуры в исследовании Кравченко определяются такие совокупности «правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого»142.
В типологии А.И. Кравченко ведущим основанием для различения структурно-функциональных единиц становятся два принципа: автономности (замкнутости) определенного культурного образования и его соотношение с целым. Подобная логическая обоснованность, обусловленная соблюдением единства основания типологизации, является несомненным достоинством данной концепции, однако это основание не является сущностным, позволяющим выделить специфику всех этих культурных феноменов, выявить соотношение универсальных и специальных характеристик в строении культуры, представить культуру в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности, рассмотреть механизмы включения индивида в определенную социальную общность, а данной общности – в окружающий мир, проанализировать в качестве ее элементов готовые результаты деятельности, а также «технологии поведения» - институализацию, регламентацию и регулирование. Между тем, представленная автором модель культуры является достаточно репрезентативной как включающая все реально существующие культурные феномены.
Однако в рамках данного исследования, особый интерес представляет различение автором тех явлений, которые Кравченко обозначаются как «культурные формы». Именуя массовую, народную и элитарную (высокую) культуру формами культуры, исследователь аргументирует это тем, что «они представляют собой особый способ выражения художественного содержания»143, то есть фактически предстают как способы духовного производства. Несмотря на то, что автор рассматривает духовную и материальную культуры в качестве комбинированных, комплексных образований, сочетающих в себе все классификационные признаки и стоящих в стороне от концептуальной схемы, тем не менее, отказывая массовой, элитарной и народной культурам в способности функционировать в тех областях, которые связаны с материальным аспектом жизни человека и общества, исследователь здесь во многом следует как раз тем классическим принципам структуризации, которые, в частности, были выработаны марксистской философией.
Вопрос об условности подобного различения феноменов культуры как материальных и духовных был доказательно разработан во многих исследованиях, посвященных проблемам культуры, в том числе, в работах Н.С. Злобина144 и В.М. Межуева, видевших задачу материалистического истолкования культуры «не в том, чтобы наряду с духовной культурой признать наличие материальной культуры, и даже не в том, чтобы в любом культурном образовании усматривать наличие как духовного, так и материального начала», а в том, чтобы «объяснить культуру как целостное во всех своих проявлениях материалистическое образование»145. По-видимому, тот факт, что А.И. Кравченко обратил внимание именно на художественный аспект проявления этих культурных образований, связан с тем, что, в отличие от народной культуры, элитарная и массовая культуры, действительно, являются особыми, наиболее завершенными формами духовного производства в индустриальном и постиндустриальном обществе, и их отдельные элементы, проявления или направления скорее соотносятся с элементами духовной культуры – искусством, научными знаниями, идеологией и религией, моралью, нравственностью, воспитанием и т.п.
Именно такую трактовку, по преимуществу, массовая и элитарная культура получили в советской исследовательской литературе, рассматривавшей их в рамках проекта «искусство». Кроме того, акцентировалась их идеологическая специфика – и в первом и во втором случае – «антинародная», что и позволило Г.К. Ашину в широко известной статье их противостояние назвать «ложной дилеммой» западной философии146. Начиная же середины 90-х годов элитарная культура трактуется, в основном, как высокая, что предполагает снятие ее ограничения лишь духовной сферой. Так же стало очевидным, что, массовая культура гораздо шире массового искусства, она действительно охватывает все стороны развития культуры в целом, позволяя говорить о масскультовой индустрии, образовании, информации, политических движениях, идеологии, мифологии и религии, моде, образе жизни и поведения, интеллектуальном и эстетическом досуге.
Практика показывает, что современная массовая культура представлена более широким полем явлений, которое «перекрывает» все рассмотренные элементы духовной культуры, проявляя себя в областях, связанных с экономикой, и выступая в качестве одной из отраслей индустрии, а также в практике психической и физической репродукции человека. Именно тотальность распространения, которую демонстрирует массовая культура, охватившая практически все сферы деятельности человека, свидетельствуя о том, что этот феномен в постиндустриальном обществе выступает в качестве основной формы существования культуры. Данная точка зрения представлена, прежде всего, в работах М.С. Кагана, К.Э. Разлогова, Е.Г. Соколова, А.Я. Флиера, подобных же взглядов придерживается и автор данного исследования147, хотя рассмотрение массовой и элитарной культуры как культуры, прежде всего, художественной в научной литературе по-прежнему доминирует148. Подобный подход представлен и в рассматриваемой концепции А.И. Кравченко.
Между тем, приступая к
• высокой (элитарной), обозначающей «пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты», создаваемой привилегированной частью общества или профессиональными творцами по ее заказу и включающей в качестве разновидностей, к примеру, светское искусство и салонную музыку;
• народной, состоящей из двух «видов» – популярной (или «поп-культуры»), составляющей нижний ее уровень, и фольклорной культуры, составляющей ее высокий уровень, «связанный с фольклором»;
• массовой, формирующаяся в соответствии с развитием средств массовой коммуникации в середине XX и века обладающей меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, но собирающей самую большую аудиторию (популярная музыка, лубок, фантастика, детективы, комиксы).
В принципе, схема, предложенная исследователем, не вызывает возражений, однако в ней, как представляется, присутствуют достаточно существенные «болевые точки».
Во-первых, автор, стремясь охватить все социальные слои общества, различает в народной культуре два ее уровня, исторически сменяющие друг друга: первый – древний – в авторской интерпретации - собственно «фольклор» (народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, мифы, легенды, сказания) и второй – современный (популярная культура). То есть, фольклор, создаваемый самими исполнителями, является историческим реликтом, ушедшим в прошлое и в современных обстоятельствах неактуальным. Для заполнения образовавшегося вакуума служит «популярная народная культура», куда вошла такая «часть фольклорной культуры», как «исторические предания» и такие новообразования, как современный городской фольклор, а также авторские произведения, принятые народом в качестве собственных творений (в качестве образца такой культуры автор рассматривает песни А. Пугачевой, исполняющиеся «компанией подвыпивших друзей»). Действительно, авторские произведения (к примеру, романсы на слова Кольцова, Пушкина), по стилю и мироощущению близкие народной культуре и выражающие народное самосознание, действительно составляют ее определенный слой. В то же время, определить их как народные, исходя из их популярности и известности, не представляется возможным. Для того чтобы стать фольклором, они должны и функционировать как фольклор - обрастать вариантами, дополнениями, бытовать в виде региональных версий.