Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.
Задачи исследования:
– дать определение понятию «досуг»;
– охарактеризовать основные принципы организации досуга;
– рассмотреть теорию организации массовых праздников.
–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;
– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;
– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения
1.3 Массовые праздники и специфика их организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.о.Электросталь( МУ "КЦ им. Н.П.Васильева")
2.2 Социальная направленность праздника.
2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов на примере Масленицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное учреждение Культурный центр им. Н.П.Васильева ведёт  активную работу по созданию мероприятий  направленных на улучшение жизнедеятельности  и мировосприятия детей – инвалидов города Электросталь. А так же осуществляет выездные мероприятия для данной аудитории за пределами города. В рамках программы «Несём добро», коллектив Культурного центра ведёт постоянную работу в данном направлении с реабилитационным центром «Золотой ключик». Мероприятия планируются на год, с учётом места проведения, регламента времени, с учётом необходимости темы и формы праздника и специфики будущей аудитории.

Одним из любимых детьми праздников стал яркий, запоминающийся праздник «Масленица», который несмотря на вариативность имеет обязательные традиционные обрядовые наполнения, являясь основными несущими конструкции праздника «Масленица». К таким составляющим относятся: потешный поезд, привозящий Масленицу - кривошейку, сожжение Масленицы, прощальный хоровод.

Для улучшения восприятия праздника, в данном случае «Масленицы» организаторами выбрано помещение - актовый зал реабилитационного центра «Золотой ключик», так как для детей с ограничением физических и психических возможностей гораздо лучше восприятие праздника с близкого расстояния. А так же возможность использования аниматорами тактильных форм работы в конкурсно - игровой части праздника. Опыт работы с детьми –инвалидами показывает, что для формирования мероприятия для данной аудитории специалисту социально-культурной сферы необходимо знать специфику заболеваний, в том объёме, который позволяет понять какие задачи могут выполнить участники праздника. Например, ребёнок с заболеванием аутизм будет воспринимать яркие костюмы, музыку, динамику праздника, не участвуя при этом в мероприятии ни активностью, ни эмоционально. Но внутренние его ощущения, положительный эмоциональный фон будут присутствовать. Дети, поражённые ДЦП принимают участие в празднике частично, насколько позволяет им их состояние, но воздействие вышеуказанных форм работы так же несут благотворное влияние на детей-инвалидов.

Для детей-инвалидов, страдающих нарушением зрения, проводят реабилитацию музыкальными средствами. Необходимо развивать хоровое  пение слепых, которое объединяет музыку и слово, обогащает эмоциональный  опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская  деятельность оказывает благотворное, познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуговое, эмоционально- эстетическое воздействие на человека с нарушением зрения и другими вышеуказанными заболеваниями.

На уровне интуиции, используя гибкость творческих идей, ведущие проводят интерактивную, насколько это возможно, тематическую, конкурсно – игровую  программу. В работе используют такие  формы как визуальное, эмоциональное восприятие, чтобы праздник как форма досуга давала возможность инвалидам «быть как все».

Воздействие музыкального оформления праздника дополняет положительный  эффект восприятия, усиливает эмоциональный  фон выступления ведущих.

Кроме форм работы выбранных для мероприятия, важным аспектом является - как работать. Огромное значение имеют личностные качества человека, ведущего, который работает с данным контингентом детей. Кроме профессиональных возможностей у ведущего должны быть такие качества как: доброта, сопереживание, внимательность  и весёлый нрав. Очень важен внутренний положительный настрой работающих с детьми аниматоров. Любое сказанное слово, фраза, подкреплённое улыбкой воздействуют гораздо с большим эффектом, нежели только профессиональное исполнение текста.

В детской инвалидной среде хорошо себя зарекомендовала юморо-терапия- например, выступления цирковых клоунов, фокусников в городском округе Электросталь это выступление ведущих-клоунов, в празднике «Масленица» - скоморохов, а так же детей, участников художественной самодеятельности в различных жанрах. Схема обмена творческой энергией, доброй эмоцией влияет как на детей-инвалидов, так и развивает чувство сопереживания, доброты и бескорыстия у детей, которые выступают.

Анализируя влияние праздника на детей-инвалидов, изучая их реакцию, формируется очередное мероприятие, таким образом, эти действия направлены на получение конкретного результата в реабилитации, коррекции и адаптации, используя те или иные необходимые для достижения результата методы, способы и приёмы.

Особенностью праздников является сохранение оздоровительного пространства – дозированность во времени, в объеме материала, в эмоциональном восприятии, в чередовании состояний возбуждения  – торможения, напряжения – расслабления и др.Организация досуга, проведение праздников направлено на формирование положительных эмоций, расширение социального опыта.

В 1992 году в стране были приняты  указы Президента РФ « О дополнительных мерах государственной поддержки  инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»Эти документы послужили своеобразным стимулом для развёртывания социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Было положено начало разработке, освоению и внедрению разнообразных технологий, основанных на использование средств культуры, образования, искусства и др. Особенностями российской культуры является значимость коллективистских начал общественного и личностного развития как гаранта справедливости, взаимопомощи и поддержки.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких  идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время  яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого  замысла.

Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.

В режиссуре массовых зрелищ, обращенных к большим общностям людей, решающее значение приобретает умение их организовать. Существование массы участников, создающих коллективную образность, является существенной особенностью массовых зрелищ.

Современный массовый праздник носит  рационально-процедурный характер. Тематический праздник включает театрализованное массовое шествие, которое выполняет роль своеобразного праздничного пролога, затем театрализованный митинг-манифестацию, где обязательно должно состояться основное событие праздника и раскрыться его тематика, далее кульминационное событие, где должно быть представлено некое театрализованное представление и, наконец, «народное гулянье» как финал праздника. В тематическом празднике есть единое развернутое во времени и пространстве театрализованное действо, соединенное единым сценарно-режиссерским ходом. Отсюда его специфика: разножанровость и многоплановость, наличие «реального героя» (в митинге или представлении), активное творческое участие большого количества людей в праздничном действии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законы, нормативные акты.

Закон Российской Федерации. Основы законодательства Российской Федерации о культуре ( от 24 ноября 1992 года).

Конституция Российской Федерации / принята  всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Научные исследования

    1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. – М., 1989. – 198 с.
    2. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 232 с.
    3. Донской В.Г. Клуб - центр культурных инноваций. - М.: РИЦ ИСПИ, 2003. – 92 с.
    4. Дуликов В.З. Критерии социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. –  2004. – № 1. – С. 94 – 103.
    5. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен // Вестник МГУКИ. – 2003. – №2. – С. 72 – 79.
    6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры: Профиздат, 2002. - 287 с.
    7. Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 300 с.
    8. Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / [Кандидаты пед. наук, доценты Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев и др.];  Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
    9. Национальные праздники в контексте российской культуры // Клио. 2001. № 2 (14).
    10. Основные технологии культурно-досуговой деятельности / [Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина и др.;  науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета,2005. – 264 с.
    11. Праздник в контексте российской культуры //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М., 2004. - №2.
    12. Смирнова Е.И. Клубные объединения. – М., 1977. – 258  с.
    13. Социально-культурные ориентации молодежи и организации ее досуга по месту жительства /  [Шарова А.Ф., Барсук В.Л., Волков В.И., Коробейникова Т.А.]. - Екатеринбург: ИЭ УрО  РАН, 1997. - 49 с.
    14. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. - [2-е изд.]. - М.: МГУКИ, 2003. – 297 с.
    15. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов н/Д : Фил. С.-Петерб. гос. акад. культуры, 1997. – 199 с.

1 Кравченко А.И. Культурология. М., 2000.

2 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры: Профиздат, 2002.

3 Основные технологии культурно-досуговой деятельности / [Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина и др.;  науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2005.

4 Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: Просвещение, 1986. С. 358.




Информация о работе Массовые праздники как форма организации досуга населения (на примере Масленицы)