Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента 5

§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте. 5

§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края 8

Глава II. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку 11

§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка 11

§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка 13

§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян 22

§ 4. Лингвистическое краеведение в школе 25

4.1. Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта 27

4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика 31

4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе 34

Заключение 40

Список используемой литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая диалекты Microsoft Word.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа «Методика  преподавания русского языка с учетом регионального компонента»

 

Введение 3

 

Глава 1. Концепции  обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента 5

 

§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов  в государственном образовательном  стандарте. 5

 

§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края 8

 

Глава II. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку 11

 

§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка 11

 

§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка 13

 

§ 3. Факты истории и  биографии знаменитых курян 22

 

§ 4. Лингвистическое краеведение  в школе 25

 

4.1. Особенности местного  говора. Воспитание произносительной  культуры речи учащихся в условиях  местного диалекта 27

 

4.2. Собственные имена предмет  языкознания: топонимика 31

 

4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе 34

 

Заключение 40

 

Список используемой литературы 41

 

Введение

 

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется  поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых  явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями  использования языковых средств  не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет  отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще  не нашли полноценной разработки и внедрения в современную  практику преподавания русского языка  в школе.

 

В нашей работе предпринята  попытка разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального  компонента, в частности, Курской  области.

 

Как известно, учебники, реализующие  федеральный компонент образования  в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически  не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона  России.

 

Однако Курская область  имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нам кажется, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

 

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить  обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с  учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные  слова Курска и Курской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых курян, исторические очерки курских  писателей.

 

Целью нашей работы является разработка содержания регионального  компонента при изучении русского языка  в школах г. Курска и Курской области.

 

Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования  регионального компонента

 

§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов  в государственном образовательном  стандарте.

 

Проблемы обучения русскому языку как родному связаны  с вопросами формирования национального  сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.

 

Традиционная основа школьного  курса - структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения  языковыми нормами, дополняется  за счет коммуникативного и культурологического  аспектов.

 

В последнее время в  образовательную практику вводится национально-региональный компонент  в структуре государственного образовательного стандарта.

 

До настоящего времени  вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-регионального  компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку.

 

В государственном стандарте  представлено базовое содержание школьного  курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной  школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы.

 

Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и  который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально  значимым ценностям, осмысление школьниками  национального своеобразия родного  языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися  языковых фактов, специфичных для  того или иного региона России.

 

Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ.

 

На региональный компонент  выделяется 10-15% времени, что создает  условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов  обучения, дифференциации образовательного процесса.

 

В настоящее время разработаны  или разрабатываются региональные стандарты в разных областях и  республиках нашей страны. Сложились  даже определенные технологии разработки.

 

Под региональным компонентом  школьного лингвистического курса  в современной лингводидактике  следует понимать «систематическое и последовательное включение в  общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так  и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент  в преподавании русского языка как  углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18].

 

Было предложено следующее  содержание регионального компонента курса русского языка.

 

Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически  ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую  специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых  отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.

 

Определяя место регионального  компонента в лингвистическом образовании  современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковый материал последовательно  и систематически включается как  в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит  место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

 

Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен  лишь в самой существенной его  части. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики Курска проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: «Говоры Курского края», «Топонимы Курска», «Топонимия Курской области», «Языковые особенности курского фольклора».

 

Работа с региональными  языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка  в школе, она не должна и не может  вытеснить с урока тематически  разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне  их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального  компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования  школьников представляется делом общественно  значимым, а главное - актуальным.

 

§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края

 

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские  преподаватели, рассматривая язык как  культурно историческую среду, расширяют  традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального  менталитета, что возможно лишь при  усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.

 

Они считают, что введение регионального компонента имеет  целью воспитания интереса и бережного  отношения к языковой культуре родного  края, Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка  в школе.

 

Государственный стандарт базисного  учебного плана определяет «Назначение  учебной дисциплины «Русский язык как  родной» социальными функциями  родного языка, являющегося основным средством человеческого общения  и познания действительности, приобщение к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:

 

· обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях  общения;

 

· обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

 

· обеспечить активное участие  в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной  личной жизни;

 

· воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся. [12-летняя шк.,1999:135].

 

Н. Г. Благова и др. предлагают следующее дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе в связи с введением систематического включения регионального компонента:

 

· «познакомить учащихся со структурными и функциональными  особенностями русского языка (в  определенном регионе);

 

· обогатить словарный  запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с  точки зрения познавательной и эстетической;

 

· на основе погружения в  язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и  обычаях местных жителей;

 

· показать феноменальность  русского языка, раскрыть пути языкового  обогащения.

 

На основе решения перечисленных  задач формируется следующий  минимум знаний и умений школьников:

 

1. Иметь представление  о языке как культурно-исторической  среде, воплощающей в себе историю,  обычаи, традиции края.

 

2. Уметь анализировать  окружающую речевую среду, оценивать  факты речи земляков, способствовать  повышению их речевой культуры.

 

3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая (определенного края).

 

4. Уметь анализировать  (в том числе языковой анализ) художественных произведений местных  писателей, журналистов и т.п. [Благова,1993:18].

 

5. Изучение языка (местной)  прессы (радио и телевидения, периодической  печати).

 

6. Вопросы речевого этикета  (определенного города, области) [Лыжова,1994:130].

 

Для реализации регионального  компонента в преподавании русского языка указанные выше методисты  предлагают следующие методы:

 

· репродуктивный (воспроизводящий  материал в готовом виде в слове  учителя, беседах с учащимися, упражнениях  и текстах учебника, в наглядных  пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);

 

· проблемно-поисковый (как  ведущий);

 

· коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.

 

Включение местного материала  в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания  и упражнения по культуре речи, дидактические  языковые материалы - отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков - путешествий и  т.д.

 

Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края, в определенной мере реализуются  в школах Мурманск и Воронежа, имеются  определенные наработки педагогов, лингвистов в Курской области.

 

На наш взгляд, обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения  школы, необходимость использования  местного языкового материала в  обучении родному языку важно  не только с образовательной , но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное - вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.

 

Глава II. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку

 

§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка

Информация о работе Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента