Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:30, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры. Важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход в преподавании курса Мировой художественной культуры, его статус и методическая специфика в рамках культурологического знания.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
132
Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В средние века культуру рассматривали, главным образом, под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только в XVIII в. веке Просвещения - понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.
В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тейлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт публикует книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре слово «культурология».
Культурология стала фундаментальной наукой и учебной дисциплины, которая стала одним из базовых предметов гуманитарного образования. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.
Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI вв. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.
В широком смысле культурология ныне трактуется как комплексная гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре и включает в себя:
1) философию культуры;
2) теорию культуры;
3) историю культуры;
4) культурную антропологию;
5) социологию культуры;
6) прикладную культурологию;
7) историю культурологических учений.
В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Культура чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее, можно очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как общей теории культуры.
Срастаясь с различными сферами
материального и духовного
Среди новых, формировавшихся в XX в. наук - культурология (от лат. cultura - возделывание и греч. logos - учение) - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостный феномен, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности социальной жизни и формы выражения в культуре человеческого бытия.
Культурология формируется
на стыке социального и
Культурология учит распознавать мысль эпох и поколений, запечатленную в артефактах, символических и знаковых системах, социально-экономическом устройстве каждой культурно-исторической эпохи, созданных совокупным человеческим опытом, любым проявлением творческой активности человека.
Основные задачи культурологии:
По специфическим целям исследования, предметным областям и уровням познания и обобщения выделяются определенные элементы культурологии как системы знаний. В рамках фундаментальной (теоретической) культурологии среди элементов нужно отметить следующие:
конкретных наук, сохраняла
потребность в обосновании
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого ( всеобщего), то культурология рассматривает в ее конкретных формах ( особенно), с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры смещены на объяснение конкретных форм с помощью теорий, основанных на антропологической фактологии, а философия выполняет теоретическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем являясь разделом культурологи, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.
Культурология изучает историческое поле фактов культуры, вклю-
чая и прошлое, и настоящее. Поэтому вторым элементом фундаментальной культурологии является историческая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, макродинамику порождения и функционирования “ социальных конвенций” коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно – историческую типологию сообществ.
культурная антропология, изучающая конкретные ценности, традиции, формы связи, результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не “ подводит”к культурологи, это делает культурная антропология на основе сравнительного исследования культур и сообществ, возникновения норм, запретов, табу, процессов инкультурации, становления мироощущения и мировоззрения человека.
становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека.
развития культуры, формы их проявления в социуме на основе эмперического исследования культуры – социальных групп как носителей.
изучающая индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурно – исторические личности.
рез особенности языка культуры.
правление в культурологи, основой которого являются методы лингвистического анализа.
Кроме фундаментальной, выделяют и так называемую прикладную культурологию, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормам уровня развития форм социальной практики.
Объектом исследования культурологии является мир искусственных порядков ( вещей, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков, коммуникаций и т.д. )
Предметом культурологии являются онтология культуры (многообразие ракурсов познания); гносеология культуры ( основания культурологического знания, его структура и методология); морфология культуры; культурная семантика ( представления о символах, знаках, языках культуры); социология культуры; социальная и историческая динамика культуры; прикладные аспекты культурологии.
К числу наиболее традиционных
методов принадлежит
Более широкие возможности в этом смысле представляет сравнительно - исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления культурного комплекса, проникать в их сущность
В культурологии широко используется также структурно – функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности между ними. Системный подход разрешает задачи, связанные с большей обобщающей способностью видеть за конкретными явлениями культуры ее глубинные смыслы.
Широко используется эмпирический метод. В его рамках применяются традиционные полевые астрологические методы – описание, классификация, наблюдение, интервью.
В основе каждого культурного явления, каждого произведения искусства лежат воззрения человека на мир, уникальные, неповторимые в каждой культуре. Комплекс мировоззренческих понятий составляет как называемую модель мира или картину мира. Только понимая структуру этой модели, а также сходства и различия в разных моделях, можно глубоко осмыслить содержание и особенности различных традиций и произведений искусства.
Изучение картины мира является предметом исследования культурологии. Картина мира - это полуосознанное представление об окружающем мире, способах, целях и смысле взаимодействия человека и мира, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. Картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе и равенстве, о чести, о добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Картина мира передается из поколения в поколение, изменяется в ходе эволюции общества, неисчерпаема по содержанию; она служит основой поведения человека.
2.4. Культурологическое
образование как одно из
направлений
в модернизации современной
Культурологическое
Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования