Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:42, контрольная работа
Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.
Музыка
В «чистом виде» музыкальный
стиль рококо проявил себя в творчестве
«великих французских клавесинистов»
Франсуа Куперена («Великого») и
Жана Филиппа Рамо (не менее великого,
но без такого же «титула»). Совершенно
в той же манере работали их менее
известные сегодня
Для стиля рококо в музыке
характерны совершенно те же самые
черты, что в живописи и в архитектуре.
Обилие мелких звуковых украшений и
завитков (так называемых «мелизмов»,
аналогичных извилистым линиям стилизованных
раковин «рокайлей»), преобладание
маленьких (ювелирно отделанных в деталях)
и камерных форм, отсутствие ярких
противопоставлений и драматических
эффектов, господство тех же, знакомых
по картинам Буше, тем и образов:
игривых, кокетливых и галантных. Да
и сам по себе инструмент, клавесин,
переживший в эпоху галантного стиля
и рококо свою наивысшую точку
расцвета и популярности, что это
как не наивысшее выражение всех
черт того же стиля рококо? Камерный,
небольшого (или даже совсем маленького)
размера инструмент, с негромким
звуком, быстро затухающим и требующим
большого количества мелких нот для
заполнения пространства. Само собой,
что внешняя отделка
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы, иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.
Поскольку музыка звучала
на светских приёмах и во время
еды, особо приветствовались разные
выдумки, карнавальные имитации и остроумные
развлекательные приёмы для увеселения
аристократических слушателей. Неизменной
популярностью пользовались яркие
звукоизобразительные пьесы, например,
такие, как «Курица» Рамо (для клавесина)
или «Маленькие ветряные мельницы»
Куперена (тоже, между прочим, части
клавесинной сюиты). Этот успех привёл
к многочисленным подражаниям, повторениям
и репликациям в творчестве других
авторов, что вообще было характерно
для эпохи Барокко в целом.
Иногда занимательные эффекты
Декоративно-прикладное искусство
Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.
В 1708 году алхимик Иоганн
Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления
фарфора и нашел подходящую для
этого глину. В Майсене была открыта
первая фабрика, где первым мастером
был Иоганн ГоттлибКирхнер. Фарфор
получает популярность, появляются и
другие центры его производства. Наиболее
знаменитой была мануфактура в Севре,
где работал Этьен Морис
Мебель рококо отличается характерными
чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые
линии, изогнутые ножки. Мебель становится
более легкой и изящной по сравнению с
той, что была прежде. Появляются новые
предметы мебели, консольные столики,
секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два
наиболее распространенных типа кресел
— «Бержер» и «Маркиза».
Мастера мебели: Давид Рентген,
Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа
Эбен, ПьетроПиффетти (Рим), Эннемон-Александр
Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан).
Ведущее положение в
Мода
Мода эпохи рококо отличалась
стремлением к
Женская причёска претерпела значительные
изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после
того, как фонтанж окончательно вышел
из моды) в моде была гладкая, маленькая
причёска с рядами ниспадающих локонов.
Потом причёска начала «расти», чтобы
в 1770-е годы превратиться в знаменитые
«фрегаты» и «сады», которые так любила
Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали
с боков букли, а сзади носили длинную
косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные
парики, с закрученными с боков буклями,
косичкой и бантом сзади.
Основным типом мужской одежды оставался
жюстокор, со времен моды барокко, но позже
его стали называть аби. Под него надевали
камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные
жабо и шейные платки. Жюстокор имел в
начале века более прямую форму, затем
претерпел эволюцию: его полы стали шире,
как бы торчали в разные стороны. На рукавах
были широкие обшлага. На карманах — огромные
клапаны. Женское платье также претерпело
подобную эволюцию: сперва оно было уже,
затем начало расширяться и расширилось
до предела.
В самом начале эпохи рококо (Регентство)
в моде был стиль ноншаланс, то есть нарочитая
небрежность. В качестве головного убора
популярной оставалась треуголка.
Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.
Литература
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей». Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.) В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и Пьетро Метастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рококо можно
считать лебединой песней уходящей
в историю феодальной аристократии.
На смену ей шла буржуазия с
новыми, более упрощенными интересами
и грубыми художественными
Искусство и архитектура
рококо отличались особой образностью
и оригинальностью. Отвергнув принцип
классицистической
Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез. Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.
Пожалуй, это самый характерный
для французов стиль, в нем
сконцентрировались особенности национальной
психологии, образ жизни и стиль
мышления высшего класса. Рококо —
порождение исключительно светской
культуры, прежде всего королевского
двора и французской
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Общая характеристика культуры нового времени и просвещения