Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 753.50 Кб (Скачать файл)

 

12.Ожидаемая значимость  результата.

Снижение количества правонарушений в школьной среде посредством вовлечения и участия подростков в досуговые мероприятия;  повышение уровня коммуникативных навыков; развитие потребностей у детей самовыражению, познавательной, социальной, творческой  активности; развитию интереса к истории Отечества, к истории Российской армии; повышение рейтинга патриотических досуговых мероприятий.

 

Раздел 3.

Научно – методическое обеспечение мероприятия.

13. Кадровый и  интеллектуальный  ресурс.

   Социальными заказчиками мероприятия являются ГУК  Дом культуры при поддержке городского ДОСААФ Мурманской области. При организации и осуществлении данного мероприятия в качестве исполнителей выступают руководители, методисты и творческие работники отдела по работе с детьми, молодёжью и подростками учреждения Дома Культуры. В концертной программе начала и финала турнира выступали: вокальный ансамбль ДК «Радуга» и танцевальный коллектив «Радость». Также были задействованы специалисты, отвечающие за разные виды технических работ для данного мероприятия. Подробно смотри  в пакете приложений.

 

14. Нормативно  – правовой ресурс.

Областной военно – патриотический турнир «Кадетские игры» реализуется по приказу директора Дома культуры и положению о данном мероприятии. Для проведения данного мероприятия никаких актов, соглашений и договоров с другими организациями и учреждениями не заключалось, так как исполнитель и организатор является Государственное бюджетное учреждение культуры Городской Дом культуры,  обеспечивающий подготовку и проведение областного турнира «Кадетские игры». План подготовки (Приложение №6).

 

15. Финансово – экономический  ресурс.

   Событие финансируется из средств Дома культуры. Предоставлено 5.000 тысяч рублей. Смета финансирования  (Приложение № 9).

 

16. Материально  – технический ресурс.

  К материально- техническому  ресурсу, предназначенному для проведения  социокультурного мероприятия, относятся, прежде всего, зрительный зал Дома культуры, рассчитанный на 100 мест, включающий в себя свободную площадь 300 квадратных метров, зрительный ряд на 100 посадочных мест, свето и звуковую аппаратуру, экран 5х5 м, художественное оформление  на глухой, драпированной тканью, стене.

17.  Информационно  – рекламный ресурс.

К информационно - рекламной деятельности относится распространение следующих рекламных средств и носителей рекламы.

Афиша, где описывается информация о будущем событии, проводимом  в Доме культуры. Распространение афиш осуществляется в местах скопление большого количества людей (торговые центры, в школах города Мурманска, в образовательных учреждениях дополнительного образования.) Начало распространения за 2 недели до финала акции.  Количество: 100 штук.

Листовка, где в сжатой форме повествуется о предстоящем мероприятии, указано название, дата, место и время проведения праздника. Место распространения: все общеобразовательные школы города Североморска. Начало распространения за 2 недели до мероприятия. Количество: 100 штук.

   Прямая почтовая реклама, а именно рассылка специально подготовленных рекламно-информационных писем. В тексте таких писем содержится подробная информация о спортивно – развлекательном турнире «Кадетские игры». Рассылка писем направлена на все средне - образовательные школы города Североморска. Количество: 150 штук.

   Общая афиша. В Доме культуры  существует общая афиша всех  мероприятий, которые проводятся  на базе учреждения, с указанием  названия, даты и времени, местом и формой проведения. Места распространения: в транспорте (автобусы). Начало распространения за 3 недели до мероприятия. Количество: 60 штук.

   Наружная реклама. Баннер, который  будет находиться в фойе Дома  культуры. Количество: 1 штука.

   Реклама в Интернете. Необходимая информация о событии находится на сайте учреждения: http://www.dka.ru. Распространение происходит с начала обновления сайта, в начале каждого календарного месяца.

 

18. Раскрыть технологии СКД использованные при организации и проведении мероприятия.

  Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые специалистами в сфере культуры, искусства, образования, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

При организации и проведении турнира «Кадетские игры» применялись следующие технологии социально - культурной деятельности, каждая из которых имеет свою специфику и направленность, также рассчитаны на определённый результат в деятельности.

   Одной из важных технологий, направленных на социализацию личности в данном мероприятии выступают культуротворческие и культуроохранные технологии. Так как участники турнира принимали участие в конкурсах разных направлениях, а именно: спортивно - творческом, медицинском, интеллектуальном - по истории России, изучение традиций русской армии; строевой, военной подготовки. Поэтому в январе месяце руководителям команд необходимо было подать заявку организаторам Дома культуры и начать репетицию по заданным конкурсам, а так же заняться дополнительным изучением литературы по истории России, так как одним из конкурсов была викторина на заданную тему.

   Особое место в проведении  турнира  занимают социально - культурные технологии, основанные на современных педагогических и психологических принципах активации (оживления) окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов. Во время проведения мероприятия, в сюжетной линии.  диалоги ведущих, игра с залом, выступают как связующее звено, между переходами к блокам турнира. Поэтому анимационные технологии в данном мероприятии выступают механизмом взаимодействия ведущих и зрителей, и проявляется в различных массовых играх, удовлетворяя потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями. А именно активизация зала была задействована в промежутках подготовки очередного задания командам.

   При организации турнира  немаловажную роль сыграла технология  прогнозирования, которая позволяла  выбрать необходимые ориентиры в данном мероприятии, предупредить и скорректировать возможные отклонения в достижении намеченных целей. Также технология прогнозирования обеспечивает соблюдение нормативных документов по данному событию, то есть приказ, положение акции, планы и.т.д.

  Существенную роль играют в организации турнира, технологии координации, которые  направлены на обеспечение бесперебойности и непрерывности управления финансовыми и материальными ресурсами. Ведь благодаря четкой координации специалистов Дома культуры, проект реализуется в установленный бюджет.

   Одной из наиболее  эффективных технологий, используемой  в организации культурно - досугового  мероприятия является рекламная  технология. Она включается в  себя, прежде всего, распространение  информации о будущем событии до целевой аудитории, при помощи различных рекламных средств и  в рамках бюджетного финансирования. Подробное описание рекламной компании смотри в пакете приложений. С рекламной технологией тесно связана технология «промоушен», которая направлена на выполнение, активное продвижение данного события в социокультурной сфере. То есть в промоуторстве будут задействованы 4-5 человек. Начала работы промоутера заключается в распространении листовок, флаеров и афиш по школам города Мурманска за две недели до события.

   Также в организации и  проведении турнира применялись  технологии мультимедиа - это один  из видов информационных технологий, который позволяет выдать творческий материал турнира в образном виде, а именно демонстрацией творческих работ участников, на видеоэкране во время мероприятия. Мультимедиа здесь также выступает и как выразительное средство во время мероприятия и как конкурсное задание, характеризующее оформление сцены посредством отображения действия на сцене и показа слайдов заданий приготовленные участниками турнира, создающих ту или иную атмосферу мероприятия.

     Подводя итог, можно  утверждать, что используемые технологии  социально культурной деятельности в данном мероприятии все взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как направлены на эффективную организацию и проведение турнира «Кадетские игры».

 

Раздел 4.

Творческая разработка замысла.

19.Название мероприятия.

   Данное событие представляет  собой областной турнир «Кадетские  игры». Само понятие "турнир" так  прочно связано с образом эпохи, что вполне уместно отнести его к разряду культурных феноменов, считать своего рода визитной карточкой рыцарства. Очевидно, лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой её природе, ибо игра - это всегда эмоции, и активность, где работает мышление.

Игра обладает тремя важнейшими для человека функциями: средство развития мотивационно - потребностной сферы; средство познания; средство развития произвольного поведения. Игра, как ведущая деятельность у детей,  определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности, что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает. Турнир - это условный подход игры. В любой игре всегда есть условие. Условие – это не правило игры. «Правило» – от слова «правильно», то есть верно мы играем, или не верно. Условие (условность) - это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры.

«Кадетские игры» - это своего рода, игры мальчишек, будущих мужчин,  где проверяется смелость и мужество. Основной целью турнира является формирование здорового образа жизни и воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения. К участию в турнире «Кадетские игры» приглашались школьники средней возрастной категории (5 - 7 классы). У школьников 12 -14 лет существенно изменяется содержание деятельности - ведущей становится общественно полезная деятельность. На новом уровне протекают психические процессы. Качественные новообразования проявляются в личности, происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности поведения, направленность активности и т.п. Это возрастной период развития подростка, который запечатлеет модели поведения и окружающего мира. В это время  формируются все базовые структуры личности ребенка.

Одно из самых ярких свойств подросткового возраста – появление серьезной потребности в самостоятельности и независимости, Такие мероприятия дают возможность ребенку не только сформировать модель воина и патриота, но и реализовать свои возможности. Данное  мероприятие имеет официальный статус.

20. Художественная концепция  авторского решения.

   Главная идея содержания турнира «Кадетские игры» – это развитие навыков начальной военной подготовки, воспитание уважения к военно – патриотическим традициям. Поэтому турнир выстраивается в форме соревнований, где основные действующие лица сами участники. Как автор, я постаралась свести к минимуму роль ведущих и фактически не использовала театрализацию, так как это бы изменило форму мероприятия.

Главные герои мероприятия – это кадеты, и они сами играли роль спортсмена  в спортивном конкурсе, роль медработника – в санитарном конкурсе, попробовали себя в роли военного – шагая с командой в строю. Командные игры – это форма, где каждый участник ощущает себя частью коллектива, где действует лозунг «Один за всех – все за одного». И на протяжении всего турнира прослеживалась искренность и правдивость действий участников, то есть - кадетов. Музыкальное оформление турнира поддерживало и усиливало воинский дух, как у участников, так и у зрителей. Переходя от конкурса к конкурсу, ребята перевоплощались и играли свои роли «командиров» и «починенных»,  серьезно переживали свои неудачи.

 

21. Форма и жанр содержания.

Турнир «Кадетские игры» проводился впервые, был посвящен теме Дня защитника Отечества. Он включает в себя: выставку боевых листков команд, выставку экспонатов Великой отечественной войны гражданско-патриотического клуба «Пограничник» и гражданско-патриотический клуба «Залп», состязание в конкурсной программе и награждение участников, Концертные номера (песни) были специально подобранны по тематике мероприятия, что усиливало эмоциональный эффект и  помогало погрузиться зрителям в атмосферу военных состязаний.

Внутренняя форма мероприятия заключается в структурно-композиционном аспекте, то есть в структуре – ведущие, участники, болельщики, конкурсы, жюри. Главные персонажи праздника – кадеты, которые своим участием в конкурсах играли условные роли «командиров», «рядовых», «санитаров», «моряков» не замечая сами того создавали картину театра военных действий.

 Внешняя форма - это материально - изобразительные средства, организованные определенным образом для воплощения содержания внутренней. Подростку фактически невозможно прожить день настоящего солдата, ощутив всю сложность бытия по уставу Вооруженных сил. А турнир «Кадетские игры» дает возможность проиграть ситуации настоящего воина: испытать себя на выносливость, чувствовать локоть товарища, проверить свой интеллект. Художественные выразительные средства, такие как маскировочная сетка, «санитарный пост», «полоса препятствий» развернутая выставка экспонатов Великой Отечественной войны помогают ощутить атмосферу  военной жизни.

 

22. Сценарно –  режиссерский ход.

   Турнир «Кадетские игры»» представлен в военно - спортивно – игровой форме, что помогает сделать официальную часть мероприятия (награждение победителей) более торжественной и интересной для всех зрителей. 

В основе режиссёрского хода положены выстраивание последовательности состязаний для настоящих воинов, со всеми сопутствующими атрибутами и испытаниями. Начало мероприятия - построение и перекличка команд, создало атмосферу серьезного военного настроя на дальнейшие события, которые начались с первого конкурса: строя и песни, где необходимы были знания строевых военных команд, навыки строевого шага и исполнение песни в движении. Торжественное построение и выполнение команд строевой подготовки заставили ребят собраться и подтянуться, а зрителей поволноваться за свою команду. Но на этом испытания не закончились, а скорее только начались, так как следующим конкурсом была историческая викторина, где надо было за 7 минут дать ответы на 20 вопросов исторического содержания. Комната, где проходила викторина, была оформлена под военный бункер, этот художественный прием создавал военно - полевой эффект. Полоса препятствий заставила переживать болельщиков основательно, так как не все участники были готовы пройти ее с положительными результатами. Испытания продолжались на санитарном посту – это была еще одна площадка для кадетов, здесь необходимо было ответить на вопрос по медицине и выполнить практическое задание. Войдя в роль соперников, участники команд старались как можно быстрее пройти все испытания и вернуться к исходному месту в зал, где уже шла подготовка к заключительному конкурсу – литературной композиции «Мы сыны ваши…». Болельщики дружно поддерживали свои команды плакатами и кричалками.

Информация о работе Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области