Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа
Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания в морских кадетских классах.
Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей. Социальная направленность деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим данное общество. Гражданское и патриотическое воспитание отличаются друг от друга. Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую сферу. Патриотизм же имеет духовно-нравственную природу, реализуется в служении Отечеству и наряду с законопослушанием, любовью к родной природе, он всегда был яркой чертой российского характера. Объединение в единое целое социально-правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственными ценностями и создаст феномен гражданско-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе». 22
Любой регион в социальном отношении - это прежде всего, люди. Их отношение к своей стране, городу, школе, степень удовлетворенности своей жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания. Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Положительное отношение к «малой родине» важно для дальнейшего формирования у человека патриотических чувств. В процессе социализации личности эти чувства дифференцируются и усложняются, взрослеющий человек приходит к активному осмыслению пережитого опыта и осознанию своего места в обществе.
Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры.
Общеизвестно, что первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, однако, учитывая занятость современных родителей на производстве, вопросы патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план. И вот здесь необходимо общеобразовательным учреждениям приложить все усилия по формированию патриотического воспитания у подрастающего поколения через культурно – досуговые программы.
Кадетская школа, призванная заниматься военно-патриотическим воспитанием является инновационным учебным заведением. Она осуществляет полное вовлечение учащихся, в непрерывную систему патриотического воспитания через общеобразовательные учебные программы и культурно – досуговые программы. Эффективность патриотического воспитания определяется способностью кадетов к сознательной, социально значимой, инициативной деятельности, позволяющей им самостоятельно ставить и решать задачи во благо общества, а следовательно и собственных интересов.
Специфика кадетских классов, является инновационным направлением в общеобразовательных школах, в котором структура и содержание образовательного процесса целенаправленно призваны осуществлять непрерывное патриотическое воспитание с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Особенность патриотического воспитания кадетов обусловлена программа патриотического воспитания в учебном процессе, например, интегрированные предметы: «ИЗО с элементами истории Российской армии в живописи», «Патриотическая песня». В старших классах кадеты изучают «Основы военной службы», предмет, который предусматривает изучение программ обязательного дополнительного образования - строевой и огневой подготовки. В 9-х классах ведутся элективные курсы военно-патриотического содержания «Физика в военном деле», «Здоровье - залог успеха в жизни».
Частью системы
- военизированные игры («Школа выживания», «Школа-антитеррор», «Зарницах», «Кадетские игры», «Вперед мальчишки!»);
- отечество (акции «Мы - россияне», «Поезд Памяти» и др. Принятие участие в параде Победы г. Мурманска; возложение венков, цветов на могилы воинов, погибших в годы ВОВ и военных конфликтах, выступление и участие на митингах, мероприятиях, посвященных историческим событиям);
- гражданин («Урок мужества»; Беседы «Кодекс кадетской чести», «Кодекс чести офицера-воспитателя»); кадетство (посвящение в кадеты, прием-передача знамени корпуса от выпускников – 10-классникам на «последнем звонке», торжественные линейки, посвященные государственным праздникам и событиям корпуса, экскурсии в воинские части, корабли, аэродромы Северного Флота, МЧС, ФСБ. Участие кадет в военно-патриотических Слетах, Сборах воспитанников кадетских классов, посещение военно-патриотических лагерей; проведение соревнований, турниров и состязаний);
- милосердие (акции «Мы вместе» -акции "Помоги ветерану", акции "Аллея для города", вечера встречи с интересными людьми; концертная программа «Подари улыбку» в детских садах, детских домах) ;
- здоровье (театрализованный концерт «Мы за здоровый образ жизни», поведение ежегодных кадетских спартакиад);
- семья (Беседы, ток – шоу «Отцы и дети», семейные праздники «Семейный круг»).
Таким образом мы видим, что культурно – досуговые программы в кадетских классах общеобразовательных школ Мурманской области имеют гражданско – патриотическое направление. Специфичность таких мероприятий заключается в их подготовки, которая требует от организаторов знаний военных ритуалов и атрибутики.
Патриотическое воспитание в кадетских классах поддерживается ежегодными традиционными мероприятиями: смотр строя и песни, День рождения Кадетского класса, Посвящение в кадеты, творческий отчет выпускников кадетских классов.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание - это главные направления воспитания кадетских классов, которые принимают самое активное участие в мероприятиях города и области.
Систематичность культурно – досуговых мероприятий в форме турниров, конкурсов, встреч с ветеранами и т. п., все это способствует эффективности специфики организаций культурно – досуговой деятельности в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
В рамках нашей дипломной работы было проведено исследование, цель которого проанализировать культурно – досуговые программы по патриотическому воспитанию в кадетских классах Мурманской области как основу для формирования патриотических чувств кадетов и определить степень их эффективности. Метод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определенно поставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая.
Объекты исследования: кадетский класс школы – интернат города Североморска и кадетский класс школы №19 города Мурманска.
Субъект исследования: культурно – досуговые мероприятия в системе патриотического воспитания.
Задачи:
1. Провести краткий анализ
2. Определить степень
С целью диагностики патриотического воспитания в кадетских классах был использован метод анкетирование.
Анкетирование проходило в два этапа: на базе кадетского класса школы – интернат г. Североморска и кадетского класса школы №19 города Мурманска.
Был использован синтез методов исследования: кабинетный (был изучен план мероприятий культурно – досуговых программ в школах, проведен анализ участия школьников в мероприятиях) и внутренний анализ документации (анализ анкет). Этот метод широко применяется для получения быстрого результата анкетирования субъекта и связан с содержанием и качественными особенностями изучаемого объекта.
Возраст респондентов 12 – 14 лет.
С целью выяснения отношения кадетов к культурно – досуговым мероприятиям по патриотическому воспитанию, кадетам была предложена анкета, в которой необходимо было ответить на 10 вопросов. (Приложение №4) Было опрошено 38 кадетов. Респонденты отвечали на вопросы анонимно и индивидуально.
Ответы на вопрос, что кадеты испытывают, выполняя ритуал возложения венков к мемориалам, показали, что почти половина респондентов испытывают желание участвовать в ритуале возложения венков к мемориалам. Отсюда можно сделать выводы, что в семьях, где живут респонденты и в школе, где проходят обучение, тема патриотического воспитания актуальна. Одинаковое количество респондентов испытывают чувство гордости и нежелания участвовать в мероприятии. Нежелание респондентов участвовать в возложении венков связано с большим волнением и нахождением в специфичном месте.
Диаграмма 1.Возложение венков
Внос и вынос Знамени – очень торжественный и красивый ритуал. Из диаграммы мы видим, что для большинства подростков этот ритуал имеет особое значение, а именно гордость и ответственность за принадлежность к особенному классу, в котором они проходят обучение. Торжественность минуты выноса и вноса знамени заставляет детей волноваться и для многих это состояния нервозности и неуверенности, отсюда и 13% нежелание кадетов участвовать в этом ритуале.
Диаграмма 2. Вынос знамени
Самая счастливая минута для всех людей, независимо от возраста это момент награждения. И анкетируемые ребята этому не исключение. Чувства радости, гордости и волнения испытывают при награждении медалями и поощрительными наградами почти все ребята. И только десятая часть респондентов чувствуют себя обиженными и понимают, что надо активнее и ответственнее работать, для получения наград. Такие мероприятия очень важны для кадетов. У награждаемых кадетов, повышается личностный рост и самооценка, у неполучивших награды, возникает желание работать и учиться лучше.
Диаграмма 3. Чувства и эмоции кадетов при вручении наград и медалей
Несколько раз в год кадеты становятся участниками Торжественного Парада на Площади. Это мероприятие очень важно для кадетов. У многих ребят родители военные и дети с детства смотрят на своих отцов, марширующих на площади. Что может испытывать ребенок, глядя на своего отца? Только чувство гордости и волнение, когда сам участвует в параде. Минимальный процент безразличия к торжественному параду говорит только о либо неблагополучной семье, где ребенок жил и рос без отца, либо о состоянии психологической неустойчивости на момент анкетирования.
Диаграмма 4. Участие в торжественных парадах
В программе многих торжественных мероприятий по патриотическому воспитанию присутствует посещение музея. Результаты исследования показали, что большинству нравится посещать музей: там им, прежде всего, интересно и познавательно. Даже для тех ребят, которые не любят читать историю, при посещении музея проникаются интересом. Посещая музеи, они узнают много интересного из беседы экскурсовода.
Диаграмма 5. Посещение музея
Ежегодно выпускники кадетских классов выполняют торжественный ритуал Прощание со Знаменем. В это действо вовлечен весь кадетский класс. Каждому кадету тяжело расставаться с друзьями и учителями, так как за все годы учебы, они ощущали себя одной семьей. Расставание с семьей, это всегда грусть печаль и волнение. И даже тот ничтожный процент - безразличных к происходящему, можно трактовать, как желание у ребенка не признаваться в слабости своих чувств.
Диаграмма 6. Прощание со знаменем
Североморск является базой Северного флота. Кадеты изучают культуру и традиции военных моряков. Главными ценностями военных моряков являются честь и служение своей Родине. На мероприятии по посвящению в кадеты присутствует командующий Северного флота. В этом мероприятии нет безразличных, это торжественный и волнующий момент для всех кадетов. В мероприятии «Посвящение в кадеты» ребята испытывают радость, гордость и волнение.